СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Программа социального партнёрства с семьёй в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социального партнёрства с семьёй в младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 130»
Программа социального партнёрства с семьёй
В первой младшей группе №1
Выполнила:
Воспитатель 1 младшей группы №1
Калинина Светлана Валерьевна
Содержание
1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 1
2. Актуальность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 2
3. Цель программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 4
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй в младшей группе» размещена в разделах
4. Задачи программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 4
5. Реализация программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 5
6. Ожидаемые результаты программы.. .. .. .. .. .. .. .. 8
7. План работы с родителями в младшей группе 2015-2016г.. .. .. .. . 9
8. Результативность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 11
9. Литература.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 12
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
• Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
• Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
• Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
• День открытых дверей
• Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций
Основные педагогические принципы.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Ожидаемые результаты программы.
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников
Первая младшая группа №1
№
Формы работы
Тема
Цель
Сроки
1 Изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования для физкультурного уголка «Киндер – дуга»
Привлечь родителей к участию в обогащении предметно - развивающей среды в группе
Сентябрь
2 Индивидуальные беседы «Погода и одежда» Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка Сентябрь
3 Схема «Порядок одевания на прогулку» Познакомить с порядком одевания на прогулку Октябрь
4 Консультация «Играем нашими пальчиками дома»
Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики Октябрь
5 Обновить родительский уголок статьями «Читаем всей семьей», «Игры с детьми по развитию мелкой моторики рук» Познакомить родителей с возможностью заниматься дома с детьми самостоятельно Ноябрь
6 Родительское собрание «Особенности развития детей 3лет. Возможности самообслуживания детей этого возраста» Познакомить родителей с задачами на учебный год, особенностями развития, какие задачи решаются в д. саду по формированию у детей КГН. Ноябрь
7 Привлечение родителей к совместному труду День добрых дел «Снежные постройки». Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада Декабрь
8 Папка-передвижка «Дидактические игры»
Познакомить родителей с особенностями развития мелкой моторики руки и влиянием на развитие речевых отделов головного мозга Декабрь
9 Праздник «В гости к Деду Морозу» Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) Декабрь
10 Конкурс поделок «Рождественский вертеп» Вовлечение родителей в творческую деятельность детского сада Декабрь
11 Обновить родительский уголок статьей «Грипп и его осложнения» Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа
Январь
12 Памятка в родительском уголке «Игры с прищепками» Развивать компетентность родителей
в общении с детьми (как вести беседу, задавать вопросы)
Январь
13 Индивидуальные беседы «Взаимоотношения со сверстниками» Познакомить родителей с трудностями общения детей в группе Февраль
14 Зимнее оформление участка «Сказочный теремок» Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка Февраль
15 Фотоколлаж «Милая мамочка моя» Показать важность участия мамы в воспитании ребенка Март
16
Совместное изготовление атрибутов для игр «Весенняя одежда для кукол» Участие родителей в жизни группы Март
17 Проведение совместного мероприятия «Вместе с мамочкой моей»
Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери, создавать копилку общих воспоминаний Март
18 Семейная выставка поделок «Дидактические игры своими руками» Обогатить игровую среду Апрель
19 День открытых дверей «Весенняя прогулка» Познакомить родителей с содержанием прогулки Апрель
20
Субботник
«Цвети наш сад» Совместное создание комфортных условий на групповом участке Апрель
21
Оформление стенда на летний период «Здравствуй, лето!» Проинформировать родителей о вопросах на летний период времени Май
Результативность
• Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Литература
• Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
• Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
• Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002, С. 114
• Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.