СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Программа социального партнёрства с семьёй в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 130»
Программа социального партнёрства с семьёй
В группе раннего возраста
Выполнила:
Воспитатель группы раннего возраста
Калинина Светлана Валерьевна
Содержание
1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 1
2. Актуальность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 2
3. Цель программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 4
4. Задачи программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 4
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй в группе раннего возраста» размещена в разделах
5. Реализация программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 5
6. Ожидаемые результаты программы.. .. .. .. .. .. .. .. 8
7. План работы с родителями в группе раннего возраста2015-2016г.. .. . 9
8. Результативность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 11
9. Литература.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 12
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
• Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
• Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
• Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
• День открытых дверей
• Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций
Основные педагогические принципы.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Ожидаемые результаты программы.
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников
Группы раннего возраста
№
Формы работы
Тема
Цель
Сроки
1
Анкетирование «Давайте познакомимся» Уточнить сведения о детях и родителях Сентябрь
2 Анкетирование «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Оптимизировать воспитательный процесс и выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «мелкая моторика» Сентябрь
3 Стенд для родителей «Режим дня» Познакомить родителей с режимом дня, жизнью в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня дома Сентябрь
4 Совместное оформление альбома «Моя семья» Для создания домашней атмосферы в группе Октябрь
5 Консультация «Адаптационный период» Дать рекомендации для успешного привыкания ребенка к детскому саду Октябрь
6 Буклет «Как легче пройти адаптацию» Помочь родителям найти решения проблемы Ноябрь
7 Родительское собрание «Давайте знакомится» Создать эмоциональный благоприятный климат в группе Ноябрь
8 Консультация «Какие игрушки необходимы детям» Расширение знаний родителей о значении игрушки в жизни детей, её воспитательные и развивающие функции Декабрь
9 Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика» Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга Декабрь
10 Праздник «Здравствуй, ёлочка!» Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) Декабрь
11 Мастерим дома Изготовление поделок на городскую ёлку Вовлечение родителей творческую деятельность Декабрь
12 Обновить родительский уголок статьей «Грипп, профилактика сезонного гриппа, вакцинация» Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа
Январь
13 Акция добрых дел «Подари детскому саду игрушку» Привлечение родителей к оформлению центра сенсорного развития Январь
14 Выставка дидактических игр «Поиграем вместе» Расширить кругозор родителей по выбору игр Февраль
15 Зимнее оформление участка «Наш участок» Привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке Февраль
16
Почта одного дня «Вы спрашиваете, мы отвечаем» Привлечение родителей к совместной работе Февраль
17 Стенгазета «Мама милая моя!» Развитие творческого потенциала семей Март
18
Буклет «Расскажи детям о весне» Полезная информация для родителей Март
19 Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук Март
20 Конкурс поделок «Пасхальная мастерская» Развитие творческого потенциала семей Апрель
21 Праздник «Встреча Весны» Показать родителям результаты воспитания и развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) Апрель
22
Субботник
«Наша клумба» Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке Апрель
23 Папка- передвижка «День Победы» Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника Май
24
Наглядная информация «Чем занять ребенка летом» Настроить родителей на совместную плодотворную работу Май
Результативность
• Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Литература
• Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
• Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
• Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002, С. 114
• Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.