Папки-передвижки

Программа «Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»

Гульмира Джумабекова
Программа «Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Программа

«Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»

Воспитатель:

Джумабекова Гульмира Хабибуллаевна

Пояснительна записка

Рабочая программа «Социально-личностное развитие детей через

Публикация «Программа „Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры“» размещена в разделах

сюжетно-ролевые игры» направлена на развитие игровой деятельности, социально – личностных способностей (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными) через сюжетно-ролевую игру).

В программе представлены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников по формированию дружеских, социально-приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью

Практическая значимость программы состоит в том, что создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей, отвечающая требованиям ФГОС. Предметно-игровая среда изменяется от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Этот подход апробированный в ходе может быть использован в любом детском саду, и рекомендован в помощь педагогам и родителям.

Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

Дети младшего дошкольного возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Именно поэтому важно правильно организовать в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

Главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. На основе совместных игровых действий возникает эмоциональное общение ребенка с взрослыми и сверстниками, происходит освоение разных способов взаимодействия, формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания, готовности помочь. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Каждый вариант сюжетной игры должен соответствовать ее общим характеристикам: быть свободной, самостоятельной, эмоционально насыщенной и спонтанной деятельностью детей.

Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта.

Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, но не руководить ею и не контролировать действия детей.

Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и, как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления. Важнейшие условия успешного руководства играми – умение завоевать, доверие детей, установить с ними контакт.

От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора и речи детей.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Цель: Развивать игру каждого ребенка с порой на его личные интересы.

Задачи:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);

развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

2. Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.

3. Создать современную предметно - игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей, отвечающую требованиям ФГОС и способствующую развитию игровой деятельности.

4. Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

Система работы не ставит целью достичь высоких результатов.

Главное помочь детям максимально развить свой интеллектуальный и творческий потенциал. Основные задачи - развитие игры как деятельности расширение тематики детских игр углубление их содержания, постоянное: расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка.

Благодаря систематической, целенаправленной и планомерной работе по данной программе происходят качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности:

Освоив программу, дети будут знать.

- усвоенные цепочки действий в игре;

- определенную роль в сюжетно-ролевой игре, связанную с конкретными правами, обязанностями и результатом

Содержание дополнительной образовательной программы

Месяц Занятие Тема Задачи Практический

компонент Приемы

Сентябрь «Семья»

Сентябрь

«Семья» 1. «Как будто мамы нет дома». 1. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий (накрывать на стол, встречать гостей, кормить, убирать посуду, мыть её).

2. Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты.

3. Учить обыгрывать игру «Семья» во взаимосвязи с другими играми. Развивать ролевое взаимодействие.

4. Формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, использовать предметы-заместители.

«Стройка»

1. Расширить знания детей о строительных профессиях, особенностях труда строителей.

2. Учить детей использовать строительный материал в игре; сооружать постройки несложной конструкции; подбирать необходимое место для игры.

3. Обустраивать уголок в соответствии с атрибутами,

использовать предметы-заместители.

4. Развивать устойчивый интерес к использованию конструктора.

5. Закреплять и поощрять ролевое взаимодействие в совместных играх.

6. Воспитывать уважение к труду строителя.

Октябрь «Машины и шоферы»

1. Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых дети смогут развить сюжетную игру.

2. Развитие интереса к игре. 3. Поощрять стремление детей распределять роли,

подчиняться установленным правилам.

4. Продолжать учить обыгрыванию игры «Шоферы» во взаимосвязи с другими играми.

5. Закреплять правила дорожного движения, обогащать знания детей понятием «личный и общественный транспорт»,

подземный и наземный переход».

6. Развивать игровое взаимодействие детей.

«Транспорт (автобус)»

1. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы (стульчики, крупный строительный материал).

2. Обучать детей взаимосвязывать 2-3 последовательных действия, придумывать несложный сюжет, используя знания, полученные в процессе наблюдений и бесед.

3. Учить выбирать и брать на себя определенную роль, называть ее словами;

обыгрывать игры «Транспорт» во взаимосвязи с другими играми.

4. Закреплять название машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте. Использовать предметы-заместители.

«Магазин»

1. Развивать интерес к игре.

Учить отражать в игре трудовые действия людей;словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.

2. Развивать содержание игры. Использовать предметы заместители.

3. Формировать умение подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.

4. Побуждать детей переводить жизненный опыт в условный план игры.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей. Целевая прогулка в магазин.

Декабрь «Поликлиника (Стоматология)»

1. Продолжать учить распределять роли, игровые действия согласовывать в соответствии с принятой ролью.

2. Поощрять стремление самостоятельно создавать игровую обстановку.

3. Учить использовать предметы заместители, а также осуществлять воображаемые действия.

4. Воспитывать умение договариваться друг с другом. Беседа «Почему болят зубы?» «Как надо ухаживать за зубами», «Как я ходил к стоматологу».

«Детский сад»

1. Учить распределять роли, игровые действия согласовывать в соответствии с принятой ролью.

2. Развивать умение отображать в игре разнообразные трудовые

действия сотрудников

детского сада.

3. Отображать в игре знания об окружающей жизни.

4. Закреплять умение осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые действия других участников игры. Использовать предметы-заместители

5. Воспитывать уважение к

труду работников детского сада. Экскурсия по детскому саду.

Январь

«Пароход»

1. Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы заместители, действовать в реальной и воображаемой ситуации. 2. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет; включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей.

3. Развивать умение меняться ролями с воспитателем, действовать в соответствии с новой игровой позиции (диалоги в разных ролях). Строительство пароходов (конструирование).

«Кафе»

1. Познакомить с трудом работников кафе.

2. Учить выполнять обязанности повара, официанта. Формировать умение обустраивать уголок атрибутами и игрушками.

3. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет.

4. Отображать в игре знания об окружающей жизни.

5. Развивать умение подбирать место для игры, умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители.

6. Воспитывать правильное поведение за столом, этикет.

Февраль

«Супер-маркет»

1. Учить выделять самые важные свойства и качества необходимые продавцу.

2. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет.

3. Развивать содержание игры; вызвать желание играть, используя в игре различные атрибуты; воспитывать

дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Использовать предметы-заместители.

«Парикмахер -клиент-администатор».

1. Продолжать расширять представления детей о профессии парикмахера.

2. Учить детей называть словесно тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.

3. Обучать детей реализации и развитию сюжета.

4. Отображать в игре знания об окружающей жизни.

Март

«Скорая помощь. Поликлиника. Больница»

1. Обогащать сюжет и содержание игры разнообразными игровыми действиями. Формировать игровые навыки у детей; умение

действовать в соответствии с взятой на себя ролю.

2. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие -вести диалог, изменять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли.

3. Создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители.

4. Воспитывать желание помочь людям вызывать чувство взаимопомощи, сопереживания к больному или попавшему в беду.

«Пожарные»

1. Развивать умение создавать игровую обстановку.

2. Обогащение содержания и сюжета игры разнообразными игровыми действиями.

3. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет.

4. Закреплять

представления детей о работниках зоопарка.

5. Воспитывать заботливое отношение к животным, пополнить знания детей о местах обитания.

6. Поощрять стремление самостоятельно организовывать игры.

«Космонавты»

1. Познакомить с работой космонавта в космосе.

2. Обучать придумывать несложный сюжет, используя знания, полученные в процессе бесед, чтения литературных произведений, просмотра презентаций по теме.

3. Учить детей выбирать роли и действовать в соответствии с ролью, соблюдать правила игры.

4. Развивать дружеские взаимоотношения.

Май

«Кукольный театр»

1. Закрепить представления детей о театре.

2. Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками.

3. Развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей.

4. Воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре.

5. Создать основу для развития и обогащения содержания игры. Использовать предметы-заместители.

«Летчики

1. Закрепление представление детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме. Развивать интерес к игре.

2. Отражать в игре знания, полученные в процессе бесед, чтения литературных произведений, просмотра презентаций по теме.

3. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет. Использовать предметы-заместители.

Список литературы

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательнавя программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 352с.

2. «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А Короткова М., «Издательство ГНОМ и Д» 2000. 13-19с.

3. «Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников» Н. В. Краснощекова. Ростов - на –Дону «Феникс» 2011. 14-19, 47, 90с.

4. «Развитие игровой деятельности» Система работы в средней группе детского сада Н. Ф. Губанова. М., «Мозаико-Синтез» 2010.

5. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Зворыгина Е., Комарова Н.. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 1989. 31с.

6. «Формирование сюжетной игры у детей 4 года жизни» Михайленко Н., Короткова Н. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2003.

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возрастаРодительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:"Играем в сюжетно-ролевые игры" Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.

Сюжетно-ролевые игры (продолжение)Сюжетно-ролевые игры (продолжение) В продолжение темы о сюжетно - ролевых играх, 1 часть и 2 часть, приготовленных мной на конкурс, хочу предложить вниманию коллег -маамовцев.

Сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНРСюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНР Что же такое сюжетно-ролевая игра? Каково ее значение в жизни ребенка? Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группеСюжетно-ролевые игры в подготовительной группе Совместно с родителями своей группы мы изготовили и обновили атрибутами центр сюжетно ролевых игр. Начали с "Дома". "Напекли" пирожных:.

Сюжетно-ролевые игры в средней группеСюжетно-ролевые игры в средней группе Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»
Опубликовано: 12 января 2020 в 01:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»» (включая файлы) размещена пользователем Гульмира Джумабекова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД