Светлана Охотникова
Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа , пособие для педагогов дошкольного образования
Перспективные планы занятий
Занятие 1.
Тема. Знакомство с детьми. Рассказ и чтение «Откуда пришли шахматы».
Цель. Познакомить детей со своеобразным миром шахмат, привить им любовь к древней и мудрой игре. Дать понять, что шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, трудное занятие.
Материал. Демонстрационная шахматная доска, шахматы разных видов.
Структура: 1. Знакомство с детьми.
2. Чтение «Откуда пришли шахматы»».
Публикация «Программа „Шахматное королевство“, пособие для педагогов дошкольного образования» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шахматы, шашки. Дидактические игры и пособия
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Занятие 2.
Тема. Чтение «В стране шахматных чудес» В. Гришин. Общие правила.
Цель. Дать детям понять, что в шахматы надо играть не торопясь, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать.
Учить детей придумывать однокоренные слова исходя из названий шахматных фигур.
Материал. Изображения шахматных фигур, шахматы.
Структура:
1. Чтение : «В стране шахматных чудес»
2. Беседа:
- Как звали девочку и мальчика?
- В какую страну они попали?
- С каким королем они там встретились? и т. п.
3. Дидактическое упражнение «Придумай фамилию».
Например, слон – Слоников или Слонов, пешка – Пешкова, Пешкин.
Занятие 3.
Тема. Общее знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской. Чтение «Мудрец». В. Гришин
Цель. Учить понимать содержание произведения и прослеживать за событием. Подвести к тому, что шахматы это плод коллективного разума нескольких поколений людей.
Материал. Шахматы разных размеров и из разных материалов (деревянные, пластмассовые на магните); белые и черные квадраты размером 4х4 по 8 штук на каждого ребенка.
Структура.
1. Чтение «Мудрец». В. Гришин.
2. Рассматривание разновидностей шахмат.
3. Рассматривание шахматной доски.
4. Дидактическая игра «Строим шахматную доску».
Занятие 4.
Тема. Знакомство с шахматной доской – горизонталь и вертикаль.
Цель. Помочь детям усвоить, что такое горизонталь и вертикаль, находить их на шахматной доске. Воспитывать усидчивость и терпение.
Материал. Демонстрационная магнитная шахматная доска, квадраты 4х4 белого и черного цвета, шахматы и фишки.
Структура.
1. Рассказ воспитателя. (На шахматной доске 64 поля или клетки. Перед началом игры доска расположена между партнерами так, чтобы угловое поле справа каждого шахматиста было белым. У шахматной доски 8 горизонталей, 8 вертикалей, есть у нее так же черные и белые диагонали и т. п.)
2. Упражнение «Выложи диагональ (горизонталь)»
3. Игровое задание: двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий шахматной доски фишками.
4.
Занятие 5.
Тема. Диагональ.
Цель. Продолжать знакомить детей с шахматной доской – диагональ. Закрепить понятия – горизонталь и вертикаль, названия шахматных фигур. Воспитывать уважительное отношение к партнеру.
Материал. Демонстрационная доска, у детей маркеры и шахматная доска (ламинированный альбомный лист с изображением шахматной доски, которую в дальнейшем можно использовать много раз)
Структура.
1. Рассказ и объяснение воспитателя. Косые линии доски, проходящие через поля одного цвета, называются диагоналями. Шахматные диагонали бывают черные и белые, совсем маленькие; диагональ, проведенная, из угла в угол называется большой диагональю.
2. Игровое упражнение «Закрась белую длинную диагональ»
3. Игра-эстафета «Чья команда быстрее?». Задание: расставить фигуры по высоте.