Наталья Волкова
Программа саморазвития педагога «Развитие математических способностей у детей 5–6 лет через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Программы саморазвития педагога: «Развитие математических способностей у детей 5-6 лет через игровую деятельность».
Актуальность:
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Публикация «Программа саморазвития педагога „Развитие математических способностей у детей 5–6 лет через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка
Сроки реализации программы: 1 год
Цель:
Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в практику.
Задачи:
-изучение научно-теоретического материала и диагностических методик в рамках Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста;
- Развитие математических способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для развития математических способностей через игровую деятельность.
- разработка, апробация и внедрение системы работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
-изучение и внедрение современных форм работы, технологий воспитательно- образовательной работы.
Формы работы:
Создание рабочей программы, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра активности, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете.
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная работа с детьми;
Работа с родителями - консультации и беседы.
Предполагаемые результаты:
1 Переоценка педагогических ценностей, желание улучшить образовательный процесс.
2. Овладение современными формами и способами развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
3. Привлечение родителей к образовательному процессу воспитанников.
Основные направления реализации программы:
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической и психологической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
Форма отчета по проделанной работе:
-творческий отчет для педагогов и родителей;
- комплекты личных педагогических разработок
Этапы по реализации программы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.
2. Технологический блок – разработка конспектов, сказок, наглядно – иллюстративного материала, перспективного планирования.
3. Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды.
План работы по личностному саморазвитию педагога
Основные условия реализации Программы саморазвития:
- Включение в коллективную деятельность по организации программы ДОУ
- Оптимальное распределение собственного рабочего и личного времени
- Использование ИКТ – технологий для оптимизации работы по реализации Программы саморазвития.
Результаты саморазвития
Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, освоить методы организации игры для их развития.
Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.
Пришла к выводу, что детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики.
Так же я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. Появилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний.
Виды отчетности:
Презентация творческого отчета об итогах реализации работы на педагогическом совете.
Отчет по личностному саморазвитию педагога.
Список изучаемой литературы:
Закон об образовании - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г.
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г.
«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. :Баласс, 2003 г. -
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»