Шигина Наталья Сергеевна
Программа саморазвития «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития
Пояснительная записка
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Публикация «Программа саморазвития „Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения“» размещена в разделах
Пересказывание – это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Существует много способов развития речевой активности у детей дошкольного возраста. Один из них - метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
• усвоение и анализ сенсорного материала;
• перевод его на знаково-символический язык;
• работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
• знакомство с графическим способом представления информации;
• развитие умения дешифровки модели;
• формирование навыка самостоятельного моделирования.
При нарушениях слоговой структуры слова
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
При формировании лексико-грамматического строя речи
Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
При подготовке к обучению грамоте
Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
• познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
• интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.
• находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
• сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
• отработать навык послогового чтения.
При обучении связной речи
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует :
• усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного
произведения заместителями, передачи события при помощи заместителей;
• овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
• формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
• обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Особенности поведения детей с нарушениями речи в коллективе
Психологической особенностью детей с нарушениями речи является неспособность строить нормальное общение со сверстниками. Это проявляется в снижении потребности к коммуникации, отсутствии возможности синтезировать и внятно выражать свою точку зрения, поддерживать диалог и ориентироваться в различных социальных ситуациях. Общение со взрослыми чаще строится в игровой форме, облегчая понимание друг -д руга, но тем самым отличаясь содержательной бедностью и низкой информативностью. Поддерживая такое взаимодействие, родители сами усугубляют состояние ребенка, не давая ему толчка для развития своих речевых навыков.
При общении со сверстниками, дети с неспособностью грамотно излагать мысли оказываются изгоями. Они склонны подвергаться гонению и агрессии со стороны более развитых в речевых навыках членов группы. Итогом может стать полный отказ от общения, замкнутость, нервозность и нежелание находиться в социуме.
Важно! Для предотвращения негативного опыта взаимодействия со сверстниками, необходимо заниматься восстановлением речевых навыков еще в дошкольном возрасте
Особенности деятельности детей с нарушениями речи
Игровая деятельность
• трудности взаимодействия со сверстниками;
• трудности в играх с правилами;
• часто игры носят подражательный характер;
• игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.
Изобразительная деятельность
• нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т. д. ;
• бедность сюжетов, узость тематики.
Учебная деятельность
• низкая общая организованность;
• рассеянность внимания;
• слабость переключения внимания;
• уход от трудностей;
• низкий самоконтроль;
• трудности в анализе образца.
Актуальность
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Тема пересказа сказок и рассказов с помощью метода наглядного моделирования очень актуальной на сегодняшний момент, т. к. речь детей скудна, словарный запас составляет небольшое количество слов и оборотов речи. Поэтому, целесообразно на начальном этапе развивать речь малышей именно с помощью пересказа по картинкам, изображающих то, или иное художественное произведение. Подручные средства в виде картинок, мнемосхем, игровых компонентов, театральных персонажей, понятных для ребёнка 4х-5х летнего возраста являются вспомогательными элементами для пересказа художественных произведений и, тем самым стимулируют и обогащают речь ребёнка.
Цель: Изучение эффективных способов развития речи у детей среднего дошкольного возраста с речевыми отклонениями.
Задачи:
1. изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по теме;
2. создать условий для работы с детьми в этом направлении;
3. внедрить и применять в работе методы, приёмы, средства, способствующие развитию речи детей в соответствии с их особенностями.
Срок реализации: 1 год.
Ожидаемые результаты:
1. Изучена и проанализирована методическая литература по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования;
2. Созданы условия по развитию речи детей 4-5 лет;
3. Педагоги в работе по решению задач ОО «Речевое развитие» используют методы и приемы, которые эффективно позволяют развивать речь у детей в соответствии с их особенностями.
Практическая часть
Изучение педагогической литературы
1. Н. В. Нищева «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»;
2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г. ;
3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г. ;
4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000.;
5. Методические советы к программе «Детство»;
6. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
7. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
8. Изучение статей, конспектов по данной теме на интернет сайтах: nsportal.ru, maam.ru.
(срок – в течение года)
Разработка программно – методического обеспечения.
1. Разработка и проведение консультаций для родителей:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой», Папка – передвижка
«Составляем рассказы по картинке».
(срок - ноябрь – январь)
2. Создание картотек:
«Схемы моделирования сказок», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов».
(срок – март)
3. Консультация для педагогов ДОУ
«Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»
(срок – апрель)
Обобщение опыта
1. Стенгазета «День театра в детском саду» (срок – май).
2. Показ сказки «Репка» детям младшей группы (срок – апрель).
3. Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества (Публикация материалов в 2021г на сайте maam.ru) (срок – декабрь – февраль).
Заключение
Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи и общения с социумом, ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей действительностью, поэтому вспомогательные элементы в виде картинок, мнемосхем и т. д. помогают ребёнку в его речевом развитии.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием картинок, мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Дети проявляют интерес к работе с картинками, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, повышается познавательная активность детей.
Литература
1. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». – М. : АРКТИ, 2002;
2. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976;
3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем» УМП – М., Центр педагогического образования, 2009;
4. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997;
5. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» - М. : ТЦ «Сфера», 2009;
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду - М. : ТЦ «Сфера», 2004.