Лучший педагог года

Программа по развитию конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста

кристина демина
Программа по развитию конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста

Программа саморазвития воспитателя

Тема: Развитие конструктивных способностей детей

среднего дошкольного возраста

посредством использования разных видов и типов конструкторов»

Разработала воспитатель:

Демина Кристина

Владимировна

Оглавление

1. Пояснительная записка стр.

3-4

2. Цель и задачи программы стр. 4

3. Реализация программы стр.

5

Публикация «Программа по развитию конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

4. Направления саморазвития стр.

5

5. Ожидаемые результаты стр. 5

6. Перспективный план работы по теме на 2023-2024

учебный год стр. 5

7. Литература стр. 9

Пояснительная записка.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

А. В. Сухомлинский.

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов продуктивной детской деятельности. Оно развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы. Конструирование имеет большое значение для развития личности ребенка, его творческих способностей, воображения, мышления, для формирования пространственных представлений. Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования.

Работа по конструированию рассчитана на пять учебных лет, начиная с 1-й младшей и по подготовительную к школе группы (во 2-ой группе раннего возраста обучение конструированию осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности «Действия со строительным материалом», и предусматривает освоение заданий разной степени сложности. Программа средней группы детского сада основывается на представлениях детей, сформированных в предыдущих группах.

Настоящая рабочая программа по конструированию у детей 4-5 лет (далее - Программа) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и направлена на реализацию содержания образовательной области «Художественно–эстетическое развитие».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. - М. :

МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014;

- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе / под ред. И. Бурлаковой, М. Степановой. – М. : Просвещение, 2011.

Реализация рабочей программы осуществляется в рамках непрерывной образовательной деятельности (далее по тексту НОД) длительностью по 20 минут, в форме групповой и/или подгрупповой работы, согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану и сетке непрерывной образовательной деятельности в количестве 9 НОД в учебный год, по 1 НОД в месяц. При проведении НОД по подгруппам дети одной подгруппы занимаются с воспитателем, второй - с узким специалистом или играют под присмотром помощника воспитателя, затем подгруппы меняются местами. Работа по данному направлению проводится в первой половине дня. При статической НОД предусмотрено проведение физкультминутки.

Особенностью данной рабочей программы является то, что основное освоение материала идет в совместной со взрослым и самостоятельной конструктивной деятельности с использованием деревянного конструктора. В рамках непрерывной образовательной деятельности идет обучение новым способам создания построек, их изменению созданию вариантов конструкций при помощи разных способов.

В средней группе программой предусмотрены различные формы проведения НОД (учебно-игровые, игровые). Вся НОД носит практический характер. Сопутствующими формами работы преимущественно является самостоятельная конструктивная деятельность с различными видами конструкторов (напольные, настольные, металлические кнопочные, пластмассовые, типа «Лего» и пр., организуемая в различные отрезки времени.

В программе заложена возможность реализации

одного из направлений деятельности МАДОУ - физкультурно-оздоровительного, которое реализуется через использование физкультминуток.

Рабочая программа имеет целью развитие конструктивных, общих познавательных и творческих способностей и способствует решению следующих задач:

- развитие пространственного моделирования предмета;

Сроки реализации программы : 2023-2024 учебный год.

Основные направления реализации программы : 1. Изучение методической литературы 2. Участие в системе методической работы (консультации, семинары, открытые просмотры) 3. Работа с детьми. 4. Работа с семьей, социумом. 5. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды. 6. Аттестация.

Ожидаемые результаты самообразования: 1. Повышение своей компетенции в вопросах среднего дошкольного возраста посредством разного вида конструирования

2. Разработка картотек и схем конструирования, создание электронного комплекта педагогических разработок. 3. Разработка и проведение консультаций с родителями, выставка папок передвижек и буклетов, обобщение опыта по исследуемой теме. 4. Сообщения, выступления на педагогическом совете. 5. Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов Развитие у детей : 1. Самостоятельное конструирование с различными видами конструктора 2. Активизация творческих способностей детей.

3. Учить детей конструировать по схемам и рисовать схемы самостоятельно.

4. Используя схемы и чертежи учить анализировать постройки, рисунки, выделяя основные части, функциональное назначение.

5. Учить создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу; обыгрывали их, придумывали различные игровые сюжеты.

6. Развитие любознательности, познавательных интересов и познавательной мотивации у детей.

План работы по теме на 2023-2024 учебный год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы и материалов из социальных сетей педагогов дошкольного образования Сентябрь-май 1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

«ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

2. Программа «От рождения до школы» Под. ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Дыбина О. В. М. : Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

3. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М. : ИД «Цветной мир», 2015.

4. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2024. – 240 с. (Образовательные программы ДОО)

5. Куцакова Л. В. «Художественное творчество и конструирование». Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 144 с.

Ишмакова, М. С.

6. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч. -метод. центр образоват. робототехники. — М. : Изд. -полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с. Анализ научной литературы.

Сентябрь-май

Анализ научной литературы.

Работа с детьми Сентябрь-май Картотеки схем:

1. «Конструирование из деревянного конструктора»

2. «Конструирование из лего- конструктора»

3. «Конструирование из бумаги / ткани» Составление картотеки схем по конструированию

Сентябрь – май 1. «Построим дом»

2. «Собери и построй»

3. «Какая постройка рассыпалась?»

4. «Мастерская форм»

5. «Архитектор»

6. «Счастливый остров»

7. «Разные дома»

8. «Конструируем из палочек»

9. «Накладываем детали»

10. «Строим забор»

Дидактические игры

Сентябрь - май 1. «Ракета»

2. «Ворона»

3. «Раз, два, три»

4. «Дружные ребята»

5. «Семья»

6. «Грибы»

7. Пальчиковые игры / физкультминутки

Сентябрь - май 1. «Сопоставь»

2. «Выкладывание фигур»

3. «Построй по схеме»

сентябрь Анкетирование: «Значения конструирования в среднем возрасте (4-5 лет)» Анкетирование родителей

ноябрь Консультация для родителей :

«Роль конструирования в жизни детей среднего возраста (4-5 лет)» Печатная консультация

сентябрь Информация в уголок для родителей:

1. «Виды и типы конструирования»

2. «Что такое конструирование»

3. «Конструирование для детей»

4. «Значение конструирования для детей 4-5 лет» Папки-передвижки

буклеты

Сентябрь-май - Схемы построек по конструированию

- Природный материал (палочки, пуговицы, ткань.)

- Конструктор (лего, деревянный) Пополнение строительного уголка.

апрель Семинар-практикум на тему: Развитие конструктивных способностей детей

среднего дошкольного возраста

посредством использования разных видов и типов конструкторов» Выступление на родительском собрании

май Оформление фотовыставки по постройкам из конструктора «Моя любимая постройка» Фотовыставка детской строительной деятельности

Самореализация

Сентябрь - май Организованная образовательная деятельность по конструированию :

1. «Забор» из деревянного конструктора

2. «Веселые зверушки» из бумаги

3. «Ракета» из деревянного конструктора

4. «Ракета» из больших модулей

5. «Домики» из деревянного конструктора

6. «Самолеты» из лего конструктора

7. «Город» из деревянного конструктора

8. «Поросята» из бумаги

9. «Салфетка для мамы» из ткани и бумаги

10. «Дом» из лего конструктора

11. «Машина» из деревянного конструктора

12. «Мебель» из деревянного конструктора

13. «Домики» из палочек

14. «Зверушки» из бумаги

15. «Трамвай» из деревянного конструктора

16. «Двухэтажный дом» из бумаги

17. «Гирлянда» из бумаги

18. «Комната для кукол» из деревянного конструктора

19. «Грузовик» из больших модулей

20. «Конструирование по творческому замыслу» Проведение НОД для детей средней группы

Апрель Доклад и презентация по теме «Развитие конструктивных способностей детей

среднего дошкольного возраста

посредством использования разных видов и типов конструкторов» Выступление на семинаре-практикуме

Май Консультация для родителей по теме: «Организации детского конструирования в среднем дошкольном возрасте» Выступление перед родителями

Развивающая предметно-пространственная среда Сентябрь - май Уголок строительства:

1. Печатно – настольный материал (фигуры, карточки, схемы)

2. Картотеки схем по разным видам конструктора

3. Конструкторы (лего, деревянный конструктор)

4. Природный материал (палочки, ткань, шишки, пуговицы,.) Оформления строительного уголка

Конструирование можно назвать многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи:

обучить детей создавать детей что-то новое и полезное;

развивать у дошкольников конструктивные способности;

научить детей применять и преобразовывать модели и схемы;

привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми;

Используемая литература

1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с

использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009.

- № 2. - С. 48-50.

2. Волкова С. И. Конструирование. – М. : Просвещение, 1989.

3. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.

- М. : Гардарики, 2008. – 118 с.

4. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2024. – 240 с. (Образовательные программы ДОО)

5. Куцакова Л. В. «Художественное творчество и конструирование». Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 144 с.

6. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Фешина Е. В. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 144с.

7. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М. : ИД «Цветной мир», 2015.

8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических

отношений и объектов реального мира средствами конструктора

LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

10. Конструируем : играем и учимся LEGO DACTA// Материалы

развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ.

- М., 2007. – 37 с.

11. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника//

Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.

12. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой

деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный

издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

13. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в

детском саду. – М. : Академия, 2009. – 97 с.

14. Петрова И. ЛЕГО-конструирование : развитие интеллектуальных и

креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. -

2007. - № 10. - С. 112-115.

15. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория. Учебно-методическое пособие. –

СПб, 2001, - 59 с.

16. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду : Пособие для

педагогов. - М. : Сфера, 2011. – 243 с.

17.«Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа:

18. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч. -метод. центр образоват. робототехники. — М. : Изд. -полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с.

Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Где чей хвост?»Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Где чей хвост?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию дидактическую игру "Где чей хвост?" В нашем районе проходило методическое.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения»Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: 1. Учить детей оценивать свои поступки и поступки других, сравнивая их с поступками.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Блез Паскаль Актуальность темы: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2024 в 23:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем кристина демина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД