Папки-передвижки

Программа самообразования «Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности»

Елена Метелькова
Программа самообразования «Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Сегодня идти в ногу со временем — значит отставать.

Его надо опережать. Увидьте себя в будущем.

А если увидели, то постройте его»

/В. Н. Просвиркин/

Пояснительная записка

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов вызвала необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно-образовательный процесс, в стремительно изменяющихся условиях. Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.

Публикация «Программа самообразования „Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности“» размещена в разделах

Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Применительно к детскому саду проект это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Актуальность программы

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом - «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». П. 1.2. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности…/приказ Минобр науки РФ №1155 «ФГОС ДО» от 14.11.2013г.

Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода как к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так и к системе её планирования.

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. ФГОС ДО предусматривает изменение форм и методов образовательной деятельности, интеграцию образовательных областей при организации обучения дошкольников. А п. 3.2.5. части «Требования к условиям реализации ООП» предполагает использование метод проекта, который делает образовательную систему ДОУ открытой и доступной для активного участия родителей.

Низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода; нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду; недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов; низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада. Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности. Поэтому возникла необходимость для создания данной программы. Программа рассчитана на учебный год.

Направленность программы :

Это построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих образовательных областях – физическое развитие, познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель программы : развитие у педагогов ДОУ профессиональных умений прогнозирования, моделирования, социального проектирования.

Задачи:

1. Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса с использованием технологии проектирования.

2. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

3. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

4. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

Практическая значимость:

· повышение качества образовательного процесса за счет внедрения новых инноваций - проектной технологии;

· создание методической копилки по данной теме;

· овладение педагогами знаниями и проявление индивидуальности через организацию творческой деятельности с детьми;

Категория слушателей: воспитатели, специалисты ДОУ.

Формы работы: консультации, семинары - практикумы, деловая игра, викторина, использование ИКТ, сиквейн, слайд-шоу, мастер - классы.

Форма итогового контроля: программа методического сопровождения внедрения технологии проектной деятельности в практику; инструкции и рекомендации для воспитателей по внедрению в работу проектного метода; участие в конференциях и семинарах разного уровня; представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета; педагогические проекты педагогов; лэпбуки по теме проектов.

Ожидаемые результаты:

- внедрение в практику проектной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности:

- повышение профессионального уровня педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;

- сплочение педагогического коллектива;

- формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: субъектном отношении педагога к ребенку;

- определение индивидуального подхода с учетом зоны ближайшего развития ребенка;

- определяет мотивации;

- формирование доброжелательное отношение к ребенку;

- развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада);

- создание продукта, который можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада).

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности :

повышение профессиональной компетентности педагогов;

• формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов;

определение уровня: знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;

• включенности педагогов в проектную деятельность;

• обобщение и распространение опыта;

• анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;

• выявление интереса и уровня знаний по теме проекта;

• сотрудничество педагогов и воспитанников осуществляется на партнерских условиях;

• участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Перспективно – тематическое планирование программы

№ тема формы работы цели дата

1. «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»

лекция – дискуссия Провести анализ обобщенного в периодике опыта по обозначенной проблеме. Сентябрь

Проектная деятельность в условиях ФГОС ДО круглый стол Организовать систему работы по освоению педагогами метода проекта;

организовать просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности;

создать предметно-развивающую среду, соответствующую требованиям проектного метода.

2. «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»; консультация

Привлечение внимания педагогов и специалистов к проблемам повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Развитие творческого потенциала детей. Октябрь

«Разработка проектов образовательного процесса»; мастер - класс Научить воспитателей определять вид проекта, определять задачи, которые необходимо решить в ходе проекта, разрабатывать мероприятия в ходе проекта.

3. «Педагогический проект как форма реализации тематических недель в дошкольном учреждении»;

консультация

Повысить самостоятельную активность, развивать творческое мышление воспитанников; совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей; Ноябрь

Участие в вебинарах на тему «Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Появление интереса к проектной деятельности

4. «Проектирование как компонент профессиональной деятельности педагогов ДОУ»

консультация

Формирование позитивного отношения педагогов к проектной деятельности. это значит на проявление инициативы, энтузиазма, обязательности в выполнении работы в соответствии с установленным планом Декабрь

«Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

семинар - практикум Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО

5. Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования консультация

Знание педагогической теории и готовность применять ее положения на практике.

Январь

Составление проектной документации для участия в конкурсах профессионального мастерства выступление из опыта работы

6. «Знатоки проектов»

«Использование проектирования

в образовательной деятельности педагога ДОУ»

КВН Способствовать творческому росту молодых педагогов с целью повышения педагогического мастерства;

выявлять и распространять передовой опыт, повышать престиж профессии;

совершенствовать педагогику сотрудничества. Февраль

«Проектная деятельность дошкольников : анализ авторских технологий, принципы планирования и оценки»

вебинар Повышение уровня теоретических знаний педагогов.

7. «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»

совет педагогический Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями. Март

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

семинар

Использование метода проектов в деятельности ДОУ, создание системы по развитию познавательной, творческой и коммуникативной активности детей дошкольного возраста, разработка и внедрение в ДОУ групповых проектов.

8. «Задачи обучения и линии развития детей дошкольного возраста в проектной деятельности» консультация Научить воспитателей определять линии развития и формулировать задачи обучения детей дошкольного возраста в проектной деятельности Апрель

«Знатоки проектного метода» деловая игра Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов

9. Программа PowerPoint. Создание презентации проекта мастер- класс Формирование профессионального мастерства педагогов в развитии ИКТ Май

«Презентация проектов»

«Презентация лэпбуков по теме проекта» защита проектов Совершенствование у педагогов возможности саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту;

способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» На недавно прошедшем в нашем МАДОУ «Золотая рыбка».

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности)Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности) Задачи: расширить представления детей о малой Родине; приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма, способствовать гражданскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа самообразования «Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности»
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 21:25
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа самообразования «Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Метелькова (УИ 401769) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД