Елена Метелькова
Программа самообразования «Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сегодня идти в ногу со временем — значит отставать.
Его надо опережать. Увидьте себя в будущем.
А если увидели, то постройте его»
/В. Н. Просвиркин/
Пояснительная записка
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов вызвала необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно-образовательный процесс, в стремительно изменяющихся условиях. Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
Публикация «Программа самообразования „Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Применительно к детскому саду проект это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.
Актуальность программы
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом - «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». П. 1.2. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности…/приказ Минобр науки РФ №1155 «ФГОС ДО» от 14.11.2013г.
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода как к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так и к системе её планирования.
Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. ФГОС ДО предусматривает изменение форм и методов образовательной деятельности, интеграцию образовательных областей при организации обучения дошкольников. А п. 3.2.5. части «Требования к условиям реализации ООП» предполагает использование метод проекта, который делает образовательную систему ДОУ открытой и доступной для активного участия родителей.
Низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода; нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду; недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов; низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада. Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности. Поэтому возникла необходимость для создания данной программы. Программа рассчитана на учебный год.
Направленность программы :
Это построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих образовательных областях – физическое развитие, познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель программы : развитие у педагогов ДОУ профессиональных умений прогнозирования, моделирования, социального проектирования.
Задачи:
1. Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса с использованием технологии проектирования.
2. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
3. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
4. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
Практическая значимость:
· повышение качества образовательного процесса за счет внедрения новых инноваций - проектной технологии;
· создание методической копилки по данной теме;
· овладение педагогами знаниями и проявление индивидуальности через организацию творческой деятельности с детьми;
Категория слушателей: воспитатели, специалисты ДОУ.
Формы работы: консультации, семинары - практикумы, деловая игра, викторина, использование ИКТ, сиквейн, слайд-шоу, мастер - классы.
Форма итогового контроля: программа методического сопровождения внедрения технологии проектной деятельности в практику; инструкции и рекомендации для воспитателей по внедрению в работу проектного метода; участие в конференциях и семинарах разного уровня; представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета; педагогические проекты педагогов; лэпбуки по теме проектов.
Ожидаемые результаты:
- внедрение в практику проектной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности:
- повышение профессионального уровня педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;
- сплочение педагогического коллектива;
- формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: субъектном отношении педагога к ребенку;
- определение индивидуального подхода с учетом зоны ближайшего развития ребенка;
- определяет мотивации;
- формирование доброжелательное отношение к ребенку;
- развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада);
- создание продукта, который можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада).
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности :
• повышение профессиональной компетентности педагогов;
• формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов;
• определение уровня: знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;
• включенности педагогов в проектную деятельность;
• обобщение и распространение опыта;
• анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
• выявление интереса и уровня знаний по теме проекта;
• сотрудничество педагогов и воспитанников осуществляется на партнерских условиях;
• участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Перспективно – тематическое планирование программы
№ тема формы работы цели дата
1. «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»
лекция – дискуссия Провести анализ обобщенного в периодике опыта по обозначенной проблеме. Сентябрь
Проектная деятельность в условиях ФГОС ДО круглый стол Организовать систему работы по освоению педагогами метода проекта;
организовать просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности;
создать предметно-развивающую среду, соответствующую требованиям проектного метода.
2. «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»; консультация
Привлечение внимания педагогов и специалистов к проблемам повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Развитие творческого потенциала детей. Октябрь
«Разработка проектов образовательного процесса»; мастер - класс Научить воспитателей определять вид проекта, определять задачи, которые необходимо решить в ходе проекта, разрабатывать мероприятия в ходе проекта.
3. «Педагогический проект как форма реализации тематических недель в дошкольном учреждении»;
консультация
Повысить самостоятельную активность, развивать творческое мышление воспитанников; совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей; Ноябрь
Участие в вебинарах на тему «Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Появление интереса к проектной деятельности
4. «Проектирование как компонент профессиональной деятельности педагогов ДОУ»
консультация
Формирование позитивного отношения педагогов к проектной деятельности. это значит на проявление инициативы, энтузиазма, обязательности в выполнении работы в соответствии с установленным планом Декабрь
«Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
семинар - практикум Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО
5. Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования консультация
Знание педагогической теории и готовность применять ее положения на практике.
Январь
Составление проектной документации для участия в конкурсах профессионального мастерства выступление из опыта работы
6. «Знатоки проектов»
«Использование проектирования
в образовательной деятельности педагога ДОУ»
КВН Способствовать творческому росту молодых педагогов с целью повышения педагогического мастерства;
выявлять и распространять передовой опыт, повышать престиж профессии;
совершенствовать педагогику сотрудничества. Февраль
«Проектная деятельность дошкольников : анализ авторских технологий, принципы планирования и оценки»
вебинар Повышение уровня теоретических знаний педагогов.
7. «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»
совет педагогический Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями. Март
«Проектный метод в деятельности ДОУ»
семинар
Использование метода проектов в деятельности ДОУ, создание системы по развитию познавательной, творческой и коммуникативной активности детей дошкольного возраста, разработка и внедрение в ДОУ групповых проектов.
8. «Задачи обучения и линии развития детей дошкольного возраста в проектной деятельности» консультация Научить воспитателей определять линии развития и формулировать задачи обучения детей дошкольного возраста в проектной деятельности Апрель
«Знатоки проектного метода» деловая игра Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов
9. Программа PowerPoint. Создание презентации проекта мастер- класс Формирование профессионального мастерства педагогов в развитии ИКТ Май
«Презентация проектов»
«Презентация лэпбуков по теме проекта» защита проектов Совершенствование у педагогов возможности саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту;
способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.