Светлана Бутковская
Программа родительского клуба «Любознайка» (для родителей детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.
Но при всей своей универсальности и незаменимости семейное воспитание не обеспечивает гармоничного и разностороннего развития личности.
Наблюдения за воспитанием ребенка в семьях нашего детского сада, особенно молодых, убедило меня в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний и умений родителей.
Публикация «Программа родительского клуба „Любознайка“ (для родителей детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятно:
Если родитель чувствует себя несчастным, замыкается в себе, тогда он не способен создать своему сыну или дочери необходимые благоприятные условия для формирования безопасного чувства доверия к окружающему миру и гармоничного развития личности.
Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.
Искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни.
Неопределенная, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском проявления негативного поведения дошкольника.
Детский сад – это первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психологическое и педагогическое просвещение. Непосредственно от качества моей работы в детском саду в значительной мере зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Реализуя задачу педагогического и психологического просвещения родителей, я как педагог-психолог должна обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
Мой девиз работы с родителями : «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству». Поэтому важнейшим способом реализации моего сотрудничества с родителями является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
В процессе общения (психолог – родитель) и, имея достаточный опыт практической работы с родителями, у меня возникла идея создать родительский клуб, где родители получат возможность обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретут ценный опыт для своей семьи, где огромное влияние на взаимоотношение ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных, установок детско-родительских отношений.
Цели программы :
создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях;
гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга;
формирование положительных установок в сознании родителей
Задачи:
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, повышение их психолого-педагогической компетентности;
установление контакта с семьей, помощь родителям в формировании доверия к дошкольному учреждению;
формирование навыков адекватного общения и взаимодействия с ребёнком, членами семьи и другими людьми;
развитие коммуникативных навыков, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
способствование самореализации каждого и взаимообогащению всех;
формирование позитивной «Я-концепции», устойчивой положительной самооценки;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
обучение навыкам саморегуляции, приёмам релаксации.
Главные принципы работы родительского клуба «Любознайка» :
• Терпение
• Созидательная любовь
• Сотрудничество
Условия проведения встреч в клубе «Любознайка» :
Встречи в рамках родительского клуба проводятся в кабинете психолога – сенсорной комнате.
Программа рассчитана на 6 часов
Время проведения
Периодичность встреч - 1 раз в 2 месяца это 4 встречи в год.
Длительность одной встречи - 90 минут.
Условия успешного проведения встреч с родителями :
уважать права родителей;
искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
активно слушать родителей, предоставляя возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка;
не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний);
стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Участники встреч
Родители детей старшего дошкольного возраста – 10-15 человек. Руководитель клуба «Любознайка» – педагог-психолог. Привлекаемые участники – воспитатели группы
Общая структура встреч
Приветствие
Мини-сообщение
Практические упражнения, тесты, методики и «обсуждаемый» вопрос
Спрашивали? Отвечаем!
Притчи и афоризмы
«Минутка отдыха»
Памятки (буклеты,рекомендации)
Рефлексия
Отзывы и предложения
Прощание
Структура может варьироваться: могут добавляться различные упражнения или же меняться ход встречи.
Правило работы родительского клуба «Любознайка» : решения клуба для родителей носит рекомендательный характер.
Психолого-педагогические средства:
• Разогревающие упражнения.
• Групповые дискуссии по предложенным ситуациям; обсуждения по кругу.
• Психотехнические упражнения.
• Притчи. Афоризмы.
• Медитации.
• Тесты, анкеты, опросники.
• Релаксационные упражнения.
• Памятки. Рекомендации.
Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия педагога-психолога и родителей :
Повышение авторитета родителей.
Вера в необходимость совместных действий.
Учет интересов и запросов родителей.
Ориентация на профилактическую и просветительскую работу.
Ясность для родителей целей работы педагога-психолога и других специалистов ДОУ.
Использование широкого спектра психолого-педагогических средств работы с родителями.
Единство в подходах к работе с детьми.
Создание обстановки взаимного доверия.
Восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития.
Нетрадиционный подход во взаимодействии с родителями, дает мне возможность не только повысить количество встреч, но и привлечь родителей к сотрудничеству, установив с ними партнерские отношения и способствовать:
Повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей
Пропаганде положительного семейного воспитания
Развитию новых форм общественно-семейного взаимодействия
Оказанию помощи семье в выполнении воспитательной функции.
Приложение №1 (тематическое планирование)
Приложение №2 (встреча №1)