Елена Рыжкова
Программа реализации проекта на тему «Формирование основ безопасности детей в быту и на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа реализации проекта на тему:
«Формирование основ безопасности детей в быту и на дороге».
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях детского сада является актуальной и значимой проблемой. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, дать знания о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения как в быту, на улице, в лесу, так и воспитания грамотного участника дорожного движения.
Публикация «Программа реализации проекта на тему „Формирование основ безопасности детей в быту и на дороге“» размещена в разделах
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение - ребёнок - родители.
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Формирование ценностей здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученные ранее;
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
3. Обучать детей безопасному поведению в окружающей среде;
4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие дорожной и окружающей среды;
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
6. Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности.
Наиболее эффективно при организации образовательного процесса по формированию основ безопасности в дошкольном возрасте следует использовать следующие средства:
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Разнообразные по содержанию и форме игры, вводя ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. Игра является эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.
• тематические занятия;
• беседы;
Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим миром и одновременно как метод развития связной речи. В беседе взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, а вместе с мышлением развивается и речь.
• чтение художественной литературы с последующими беседами по ним;
Оно активизирует детскую память, внимание, представления.
С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.
• рассматривание картин, плакатов.
• игровые ситуации «Научим куклу скатываться с горки»;
• Работа с родителями:
Реализация проекта проходит в три этапа.
1 этап. Подготовительный этап:
- определение темы проекта;
-формулирование целей и задач;
- сбор и анализ методической литературы по данной теме;
- подбор детской художественной литературы;
- подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта.
2 этап. Основной этап:
Проект состоит из цикла занятий, игр с детьми в процессе организации общения, игровой деятельности, художественно-эстетической, речевой и познавательной практической деятельности.
В ходе проектной деятельности подбирается и используется наглядно-дидактический материал, такой как: настольная игра «Дорожные знак», дидактические игры «Светофор», «Угадай по голосу», «Лабиринт» и др., просматриваются видеоматериала,такие как: «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности», «Аркадий Паровозов». Проводятся беседы на темы: «Опасная дорога», «Правила дорожного движения», «Один дома», «Опасные предметы» и др. Чтение художественной литературы. Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник светофор», Тарутин О. «Для чего нам светофор» и многие другие произведения. Изготавливаются лэпбуки «Безопасность на дороге», «Пожарная безопасность», папки передвижки «Уроки безопасности», «Безопасность ребенка».
3 этап. Заключительный этап:
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами.
Благодаря целенаправленной работе воспитанники знают свой домашний адрес, как вести себя с незнакомыми людьми, телефон экстренного вызова, а главное они смогут правильно вести себя в сложной ситуации. Очень важно и то, что у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, желание прийти на помощь.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно отметить, что в современном обществе существует много разнообразных толкований безопасного поведения в быту. Их сущность можно свести к следующему – это знания основных источников опасности, номеров экстренных служб, мер предосторожности и умение использовать правила поведения в повседневной жизни и оказание первой медицинской помощи.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании культуры безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является актуальным. Именно основы по безопасности жизнедеятельности помогут сформировать у ребенка правила, которые необходимо соблюдать в непредвиденных ситуациях. Таким образом, приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка.
В результате проекта дети:
• овладевают некоторыми культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способны безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, в природе, на улице и т. д.); могут выбрать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
• имеют начальные представления о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
• имеют развитую мотивацию к безопасной деятельности, способны оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих;
• могут самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (способны выявить источник опасности, определить категорию опасной ситуации, выбрать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения).