юлия балла
Программа развивающих занятий «На пороге к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы.
Цели программы : формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Задачи: развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей; демонстрация родителям возможностей игры для развития интеллекта ребенка; активизация умственной деятельности ребенка; формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации; развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.
Публикация «Программа развивающих занятий „На пороге к школе“» размещена в разделах
Курс включает 13 встреч с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность встречи: 50–60 мин. Количество человек в группе: 9–10 детей с родителями.
Приложение
Конспекты встреч в детско-родительской группе по программе «На пороге школы»
Задачи:
1. Развитие внимания и произвольного поведения.
2. Формирование навыков самоконтроля.
3. Развитие моторики, конструктивного мышления.
4. Тренировка зрительной памяти.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Закрепление понятий «больше» и «меньше».
Материалы: тетради; простые и цветные карандаши (на каждого ребенка); мяч; знаки «Говорит один», «Говорим хором»1; четверостишие (на каждого ребенка); набор из четырех прямоугольных треугольников (на каждого ребенка).
Ход встречи
1. Игра-приветствие «Приветствуем по-разному»
Слово педагога-психолога: Вспомните необычные способы приветствия, с которыми вы познакомились на прошлых встречах. Поприветствуйте друг друга и взрослых, как вам хочется.
2. Игра «Секретики»
Инструкция педагога-психолога: Сейчас я буду называть самые разные слова (например, чашка, телефон, кот, дуб, яблоко, клубника, мяч, обруч, цветок, карандаш). Вы будете повторять их за мной кроме тех слов, которые начинаются на букву «К», – эти слова являются секретиком. А так как секреты нельзя рассказывать, все должны молча хлопнуть в ладоши.
3. Упражнение «Скажи наоборот»
Инструкция. Педагог-психолог бросает мяч вверх и говорит слово, задача ребенка, поймавшего мяч, назвать противоположное по значению слово (например, высоко – низко, горячо – холодно и т. д.).
4. Задание в тетрадях «Узоры»
Инструкция педагога-психолога: Нарисуйте в ряд семь квадратиков, делая пропуски между ними в одну клетку… Под квадратиками нарисуйте круги, но на два меньше. Ниже нарисуйте и раскрасьте синим цветом пять треугольников, а рядом с ними – красные, но их должно быть на один больше. Посчитайте, сколько будет красных треугольников (по необходимости педагог-психолог показывает на доске).
5. Упражнение «Говорит один – говорим хором»
Инструкция. Педагог-психолог задает логические задачки. В зависимости от того, какой знак он показывает («Говорит один», «Говорим хором», дети отвечают, объясняя свой ответ.
• Кого в зоопарке больше – зверей или обезьян? (Показывает знак «Говорит один».)
• Чего на огороде больше – картофеля или овощей? («Говорит один».)
• Чего в шкафу больше – тарелок или посуды? («Говорим хором».)
• Кто громче замычит – петух или корова? («Говорит один».)
• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница? («Говорим хором».)
• Кто быстрее доплывет до берега – утята или цыплята? («Говорит один».)
• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы? («Говорит один».)
• Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? («Говорим хором».)
6. Физкультминутка
Инструкция. Вслед за педагогом-психологом дети показывают движения, упоминаемые в стихотворении.
Раз, два, три, четыре, пять,
Детям нужно тихо встать.
Оглянулись, потянулись.
Раз – присели, два – пригнулись.
Встать на пятку, на носок.
А теперь все дружно сели.
7. Упражнение «Пиктограммы»
Инструкция педагога-психолога: На прошлой встрече мы учили с вами потешки с помощью рисунков2. Сегодня мы будем рисовать стихотворения.
1) Жила на свете тучка
По имени Сердючка,
Она ни с кем не зналась.
Совсем не улыбалась
2) В огороде за забором
Поспевают помидоры,
Держатся за колышки,
Греются на солнышке.
3) Выходи скорее в сад,
Слушай звон! Слушай звон!
Это капельки звенят:
Дон, дон, дон, дон!
4) Заяц гордо шел по лесу,
Вел зайчиху, как принцессу.
До верхушек длинных ушек
Заяц был в нее влюблен.
5) Первоклассник, первоклассник,
Нарядился, как на праздник!
Даже в лужу не зашел,
Погляделся – и прошел.
6) Храбрый заяц жил в лесу,
Волка не боялся.
Даже над самой лисой
Он всегда смеялся.
7) Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
8) Божья коровка ползет по травинке,
Несет осторожно веснушки на спинке,
Пушистый котенок на травке играет,
И солнечный лучик никак не поймает.
8. Сенсомоторное упражнение «Ладонь – кулак – ребро»
Инструкция. По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, затем ставят ребром раскрытые ладони. Следует постепенно увеличивать темп упражнения и менять последовательность принимаемых поз.
9. Задание «Фигурки из треугольников»
Инструкция. На столе каждого ребенка – набор из четырех прямоугольных треугольников одного цвета. Детям предлагается сложить из них домик и елочку. После этого педагог-психолог прикрепляет к магнитной доске плакат и просит детей сложить фигуры уже по образцам (образцы педагог-психолог может подготовить любые, на свое усмотрение).
10. Рефлексия
Вопросы для беседы:
• Чем вам запомнилась сегодняшняя встреча?
• Чему вы научились?
Домашнее задание: выучить любое стихотворение с помощью пиктограммы.
ВСТРЕЧА 11
Задачи:
1. Развитие внимания и его переключения.
2. Повторение букв и цифр.
3. Развитие зрительной памяти.
4. Тренировка счетных навыков.
5. Развитие любознательности, сообразительности, волевых качеств.
6. Развитие умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Материалы: счетные палочки, тетради в клеточку (на каждого ребенка); простые карандаши; образцы рисунков к заданию «Внимание – рисуем!»; изображения бабочки – гусеницы, белки – зайца.
Ход встречи
1. Игра-приветствие «Приветствуем по-разному»
Инструкция педагога-психолога: Вспомните необычные способы приветствия, с которыми мы познакомились на прошлых встречах. Поприветствуйте друг друга и взрослых, как вам хочется.
2. Игра на внимание «Пар – вода – лед»
Инструкция. Участники свободно двигаются по комнате. Услышав команду «Пар!», все разбегаются в разные стороны; услышав команду «Вода!» берутся за руки, образуют цепочку, передвигаются шагом. По команде «Лед!» – замирают на месте.
3. Игра «Закончи предложение»
Инструкция. Взрослые и дети стоят по кругу. Педагог-психолог говорит начало предложения, задача участников – поочередно закончить его.
Варианты предложений:
• Лимоны кислые, а сахар…
• Собака лает, а кошка…
• Ночью темно, а днем…
• Трава зеленая, а небо…
• Зимой холодно, а летом…
• Ты ешь ртом, а слушаешь…
• Птица летает, а змея…
• Лодка плывет, а машина…
• У человека две ноги, а у собаки…
• Птицы живут в гнездах, а люди…
• Ты читаешь глазами, а рисуешь…
• Из шерсти вяжут, а из ткани…
• Балерина танцует, а пианист…
• Дрова пилят, а гвозди…
• Певец поет, а строитель…
• Композитор сочиняет музыку, а музыкант…
4. Игра «Угадай цифры»
Инструкция. Педагог-психолог в воздухе «рисует» цифру, учитывая зеркальность восприятия сидящих к нему лицом участников. Дети хором называют цифру.
5. Упражнение «Складываем буквы»
Инструкция. Дети складывают на столах буквы из палочек по данному на доске образцу:
6. Упражнение «Точечный диктант»
Инструкция. Педагог-психолог просит детей открыть тетрадь и найти точку посередине страницы, обозначив ее цифрой 1, отсчитать от нее вправо 5 клеток и поставить точку 2. От этой точки отсчитать вниз 3 клетки, поставить точку 3, от которой отсчитать 5 клеток влево и поставить точку 4. После этого педагог-психолог называет порядок соединения всех точек (в результате должно появиться изображение закрытого почтового конверта, после чего просит детей дорисовать изображение так, чтобы получился открытый конверт (при необходимости взрослые оказывают помощь).
7. Массаж простым карандашом
Инструкция. Детям предлагается вслед за педагогом-психологом повторить массажные движения с помощью простого карандаша:
• прокатить карандаш по столу двумя руками одновременно;
• прокатить карандаш между ладонями;
• сделать точечный массаж центра ладоней концом карандаша;
• перебирать карандаш двумя пальцами сверху вниз и в обратную сторону.
8. Задание «Внимание – рисуем!»
Инструкция педагога-психолога: Я покажу картинку и медленно сосчитаю до пяти. Пока я буду считать, вы внимательно смотрите на картинку, когда произнесу «пять», картинку убираю и вы начинаете рисовать. Варианты картинок:
9. Упражнение «Чем отличаются»
Инструкция. Педагог-психолог показывает детям бабочку и гусеницу и спрашивает: чем они отличаются, используя знак «Говорит один». Затем таким же образом проходит сравнение белочки и зайца.
10. Упражнение «Домики»
Инструкция. Педагог-психолог просит детей нарисовать на листе два одинаковых домика. Взрослые проверяют правильность выполнения задания и обращают внимание детей на имеющие отличия. После этого детям предлагается нарисовать третий домик, который будет отличаться от двух первых только одной деталью.
11. Задание «Посчитай-ка!»
Инструкция. Педагог-психолог просит детей взять 5 счетных палочек, прибавить к ним еще 3 и посчитать, сколько получилось. Затем детям предлагается отнять 2 палочки и сказать, сколько осталось. И т. п.
12. Игра «Ассоциативная цепочка»
Инструкция. Педагог-психолог называет любое слово, например «солнце», и просит детей ответить на вопрос «Какое?». Например: желтое, большое, круглое, горячее. К прилагательному «горячее» педагог-психолог задает вопрос: «А что еще бывает горячим?». (Блины, чай, суп и т. п.) К одному из перечисленных слов снова задается вопрос «Какой?». Таким образом, получается цепочка, состоящая из слов и определений к ним.
13. Упражнение «Цветные флажки»
Инструкция педагога-психолога: Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к столу, там лежат флажки. Какие вы видите флажки? (Красные, желтые, зеленые, синие.) Запоминайте:
• красный флажок – все получилось отлично;
• желтый – все получилось хорошо;
• зеленый – только несколько заданий получилось;
• синий – не получилось так, как хотелось.
Подумайте и возьмите нужный флажок.
Примечание. Дети оценивают свою работу, педагог-психолог фиксирует выбор каждого ребенка.
ВСТРЕЧА 12
Задачи:
1. Развитие концентрации внимания, памяти, образного мышления, графических навыков.
2. Развитие грамматического строя речи.
3. Развитие умения детей составлять задачи.
4. Формирование позитивного отношения к обучению в школе, уважительного, дружеского отношения детей друг к другу.
Материалы: лист в линейку с заданием (на каждого ребенка); счетные палочки; бланк с заданием; знак «Говорит один», «Говорим хором»; 8 треугольников 6 6 см (на каждого ребенка); простой карандаш (на каждого ребенка); цветные карандаши; лист бумаги А4 (на каждого ребенка); карточки со словами.
Ход встречи
1. Игра-приветствие «Давайте поздороваемся»
Инструкция. Все участники по сигналу педагога-психолога начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок – пальчиками; два – локоточками; три – лобиками; четыре – плечиками.
2. Игра «Колпак мой треугольный»
Инструкция. Участники стоят по кругу. Все по очереди, начиная с педагога-психолога, произносят по одному слову из фразы «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется снова, но участники, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом – два легких хлопка ладошкой по своей голове. В следующий раз жестами уже заменяется два слова «колпак» и «мой» (показать рукой на себя, и т. д., пока не будут заменены все слова.
3. Игра «Назови меня»
Инструкция. Участники образуют круг, в центре педагог-психолог. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из играющих. Тот должен подбежать и поймать мяч, а педагог-психолог занимает его место и т. д.
4. Задание на внимание
Инструкция педагога-психолога: У каждого из вас на столе лежит лист в линейку, на котором написаны буквы и цифры. Ваша задача – ластиком стереть все цифры.
Д 5 Е Т С 1 К И 3 Й 6 С А Д
С 2 О Л 8 Н Е Ч 4 Н Ы 3 Е
Л У 9 Ч И 7 К И
Примечание. Дети выполняют задание и читают получившееся предложение.
5. Задание «Составь задачу»
Инструкция. Детям предлагается выложить из счетных палочек три цифры и знаки «+», «-», «=». Составить задачу, используя выложенные из счетных палочек цифры и знаки.
6. Задание на развитие интеллектуальных способностей
Инструкция. Детям предлагается найти дорогу к домикам, используя подсказки (рис. 1). Путь начинается от стрелки.
Рис. 1
7. Логические задачи
Инструкция. В зависимости от знака («Говорит один», «Говорим хором») дети отвечают на вопросы, объясняя свой ответ:
• Марина и Таня пили разные соки – яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
• Дима и Максим читали стихи и сказки. Дима читал не сказки. Что читал Максим?
• Таня и Сережа купили мороженое и конфеты. Таня купила не мороженое. Что купил Сережа?
• Алеша и Миша катались на санках и лыжах. Алеша катался на санках. На чем катался Миша?
• Таня и Оля шили куклам одежду: платье и юбку. Оля шила не платье, а Таня – не юбку. Какую одежду шила каждая девочка?
• Дети играли в прятки. Ваня и Гриша спрятались за столом и под кроватью. Ваня спрятался не за столом, а Гриша – не под кроватью. Где спрятался каждый мальчик?
• Наташа и Марина играли во дворе с мячом и скакалкой. Наташа играла не с мячом, Марина – не со скакалкой. С чем играла каждая девочка?
8. Задание «Сложи фигуры»
Инструкция. Детям предлагается из 8 треугольников сложить по образцу (рис. 2) фигуры: елку; домики (большой и маленький); кораблики (большой и маленький).
Рис. 2
9. Игра «Что бывает»
Инструкция педагога-психолога: Что бывает зеленым? Колючим? Светлым? Быстрым?. Я буду считать до трех, вы должны назвать что-то, что обладает названным качеством. Повторять одни и те же слова нельзя. Выигрывает тот, кто больше назовет предметов, соответствующих данным признакам.
10. Упражнение «Составь рассказ»
Инструкция. Детям предлагается составить рассказ по заданным словам на следующие темы:
• На рыбалке.
Воскресенье, речка, друг, ловить, рыба, поймали, солнце.
• В сентябре.
Осень, ветерок, растут, крепкие грузди, яркие грозди, орехи.
• В лесу зимой.
Зима, деревья, земля, кусты, следы, заяц, дятел.
• В школе.
Учитель, сентябрь, урок, цветы, парта, класс, мечта.
Получившиеся сюжеты дети рисуют.
11. Игра «Башенка»
Инструкция. Участники стоят по кругу. Педагог-психолог выставляет вперед правую руку, четыре пальца согнуты в кулак, а большой поднят вверх. Следующий участник берется своей правой рукой за большой палец педагога-психолога, а свой большой палец поднимает вверх и т. д. Когда все участники присоединили свои кулачки, на счет три произносят хором по слогам «До-сви-да-ни-я!»
ВСТРЕЧА 13
Задачи:
1. Формирование у детей позитивного восприятия окружающих.
2. Мотивирование заинтересованности в общей цели и умении считаться с интересами других.
3. Активизация умственной деятельности детей.
4. Развитие творческих способностей.
Материалы: белая футболка, краски по ткани (на каждого ребенка) : цветочная поляна; пиктограммы эмоций; цветные камешки (стеклярус, можно использовать разноцветные стеклянные шарики, типа марблс3) на каждого ребенка; атрибуты к сцене (пенал, тетради, портфель, дневник, букварь, двойка, единица, пятерка, четверка).
Ход встречи
1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Инструкция. Участники становятся в круг. Педагог-психолог предлагает поздороваться со своими соседями справа определенным способом. Например, как принято в некоторых странах:
• Россия – пожать друг другу руку;
• Италия – горячо обняться;
• Бразилия – похлопать друг друга по плечу;
• Македония – поздороваться локтями.
2. Задание «Полянка настроений»
Инструкция педагога-психолога: Ребята, скоро наступит очень важный день в вашей жизни. Первого сентября вы все пойдете в школу. В школе вас встретит учительница, ваши одноклассники. С каким настроением вы пойдете в школу, с таким настроением и пройдут ваши школьные деньки.
Сейчас я вам предлагаю нарисовать свое настроение в цветке на цветочной поляне. Посмотрите, ребята, здесь есть цветы, которые растут вместе, и цветы, которые растут по одному на окраине поляны. (Дети выбирают свой цветок и рисуют в центре него какую-либо эмоцию.)
3. Игра «Ваню в школу провожать – надо нам наколдовать»
Инструкция. Один ребенок садится на корточки в центре круга. Участники обращают к нему свои ладошки и проговаривают : «(Имя ребенка) в школу провожать – надо нам наколдовать». Далее участники сообщают, что надо наколдовать этому ребенку, например: хорошо учиться, веселого соседа по парте, справляться с трудностями, добрую учительницу. Такое «колдовство» повторяется с каждым участником.
4. Задание «Нелепицы»
Инструкция. Каждый ребенок получает одну картинку из серии «Чего на свете не бывает?». Задача – найти ошибку.
5. Игра «Правильно – неправильно»
Инструкция педагога-психолога: Я буду произносить разные утверждения, ваша задача – отделить верные утверждения (хлопнуть в ладоши) от неверных (топнуть ногой).
Утверждения:
• Январь идет раньше февраля.
• Если вчера был вторник, то сегодня – четверг.
• Ветер дует, потому что деревья качаются.
• Слово «червяк» короче слова «змея».
• Арбуз – это большая ягода.
• Если на ленточке сделать два разреза, то получится три части.
• Отец всегда старше своего сына.
• Зимой в лесу можно увидеть белку.
• Кошка – живет в норе.
6. Игра «Мусорное ведро»
Инструкция педагога-психолога: Ребята, давайте порассуждаем… Что детям мешает хорошо учиться в школе?. На столе у вас лежит листочек, нарисуйте, что, по вашему мнению, может помешать вам учиться и от чего вы хотите избавиться… Теперь скомкайте листочек и выбросите в мусорное ведро.
7. Инсценировка сказки «Портфель-теремок»
Инсценировку показывают родители.
Сказка «Портфель-теремок»
Ребенок:
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок!
Есть замочек у него, видно, нет здесь никого.
Я замочек отомкну и у терема спрошу:
«Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?»
Нет ответа, все молчит,
Теремок пустой стоит…
Вот идет сюда пенал.
Пенал:
Ой, куда же я попал?
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Нет ответа, не слыхать,
Буду жить здесь, поживать!
Ребенок:
А затем букварь пришел,
Речь такую он повел…
Букварь:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись,
Кто живет здесь, отзовись!
Ведущая:
Вышел на порог пенал,
Букваря к себе позвал…
Пенал:
Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить.
Ведущая:
Тут тетради прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетради:
В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Карандаши:
Карандаши бегут,
В теремочке все их ждут!
Пенал:
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Пятерки:
Появились тут «пятерки»…
Четверки:
А за ними и «четверки»…
Все:
Радуется теремок, открывается замок!
Ведущая:
Вдруг плетутся рядом Двойка с Единицей…
Двойка и Единица:
В Теремочке мы хотим тоже поместиться!
Ведущая:
Но пенал суровый на пороге снова,
Закрывает дверь он, говорит им строго…
Пенал:
Вы не торопитесь, вы нам не годитесь!
Вас к себе не пустим, уходите прочь!
Ведущая:
Вот замочек щелкнул, теремок закрылся.
Он кого-то ждет.
Проходила мимо девочка Алина.
Портфель-теремок для нее готов!
Алина:
Я портфель возьму, в школу с ним пойду.
Буду в школе я учиться и оценки получать.
Постараюсь заниматься на 4 и на 5!
8. Рисование «Моя школа»
Инструкция. Детям предлагается нарисовать на белой хлопковой футболке любой рисунок, связанный со школой. Для работы используются краски для ткани.
9. Заключение «Маленькие сюрпризы»
Слово педагога-психолога: Ребята, у меня есть для вас маленькие сюрпризы. Это мешочек с камешками. Камешки – это ваши помощники в школе. Они вам будут напоминать о лучике внимания4. Если вы возьмете камешек в руку и скажете: «У меня все получится» – он вам поможет, и даже самая сложная работа будет выполняться легко. И еще он вам поможет найти хороших друзей-одноклассников.
Использованная литература:
Журнал Справочник педагога-психолога.