Анжелика Мананникова
Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности
у детей с ООП (особыми образовательными потребностями)
педагога - психолога
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 8 «Осьминожки»
городского округа Кохма
Ивановской области
Мананниковой А. В.
Публикация «Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Пояснительная записка
Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ОВЗ посредством обучающей игры основывается на следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах»;
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – От рождения до школы / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой. – М., 2014.
Программа ориентирована на психолого – педагогическую поддержку детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, у которых проявляются трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, произвольной регуляции деятельности, в области самосознания и самооценки. Программа помогает находить способы, чтобы преодолевать эти трудности у дошкольников в процессе обучающей игры.
Программа представляет собой систему из
36 коррекционно – развивающих занятий в течение двух лет.
Периодичность занятий по программе
- 2 занятия в месяц в течение учебного года с сентября по май.
Продолжительность одного занятия
– 25 мин. в соответствии с рекомендациями по продолжительности занятий в старшем дошкольном возрасте для детей с ООП.
Форма занятий
подгрупповые (3 – 4 чел.) [/h4]
Цель программы
–-развивать эмоционально – личностную сферу, коммуникативные навыки и произвольность старших дошкольников с ООП.
Задачи программы:
- развивать эмоциональную сферу детей, знакомить их с основными эмоциями – радостью, грустью, злостью, страхом, удивлением, обидой, отвращением, удовольствием. скукой, интересом, стыдом, восхищением; закреплять у детей знания об основных эмоциях;
- развивать у детей навыки распознавать свои эмоциональные проявления и эмоциональные проявления других людей по мимике, пантомиме, голосу, а также определять эмоции по схематическим изображениям и графическим образам;
- развивать у детей умение открыто проявлять эмоции и чувства различными социально – приемлемыми способами: словесными, физическими, творческими;
- снижать психоэмоциональное напряжение в коллективе дошкольников, способствовать коррекции тревожности, а также неуверенности и нерешительности – в ситуациях выбора. Негативных ожиданий, в соревновательных ситуациях;
- развивать у детей умение конструктивно справляться с отрицательными эмоциями – грустью, страхом, гневом, отвращением, скукой, стыдом; способствовать преодолению обидчивости у детей; способствовать преодолению страхов;
- формировать у детей навыки саморегуляции и самоконтроля; формировать произвольность;
- развивать функцию программирования в процессе игровой деятельности;
- развивать у детей умение соблюдать правила, ритуалы, а также временный регламент;
- развивать у детей систему самосознания и самооценки, а также рефлексивные способности; формировать у них позитивное отношение к своему «Я», повышать уверенность в себе;
- формировать и развивать у детей коммуникативные навыки: умение взаимодействовать в коллективе, работать в парах и группах, уважать мнение окружающих; развивать у детей способность к эмпатии, сопереживанию;
- развивать выразительные движения детей, телесную экспрессию – как средство самовыражения и общения.
Календарно – тематический план работы с детьми 5-6 лет
Номер занятия Тема, содержание Период
Блок диагностики 1. Вводная беседа
2. Диагностика коммуникативной сферы
3. Диагностика эмоциональной сферы
4. Диагностика произвольности
5. Диагностика самооценки, самосознания Сентябрь
Занятие 1 1. Знакомство, упражнение «Делай как я».
2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: Радость», «Когда мы радуемся», «Покажи эмоцию радости с помощью…»
3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: дети рассматривают игрушки (картинки) мальчика и девочки, мужчины и женщины
4. Упражнение: «Я маленький, я большой», «Я расту», «Интервью»
5. Ритуал прощания Сентябрь
Занятие 2 1. Вводная беседа, упражнение «Совместное рисование», «Девочки-мальчики умеют.», «Я люблю…»
2. Упражнение: «Найди эмоцию: грусть», «Когда мы грустим», «Покажи эмоцию грусти с помощью…», «Что делать, когда грустно»
3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: дети рассматривают игрушки (картинки) мальчика и девочки, мужчины и женщины
4. Упражнение: «Что любят мальчики, что любят девочки?»
5. Ритуал прощания Октябрь
Занятие 4 1. Вводная беседа, упражнения «Акулы –рыбки», «Доброе тепло»,
2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: Страх», «Покажи эмоцию страха», «Что делать, когда боимся»
3. Поэлементное копирование образца под руководством взрослого: дети повторяют серию движений сказочных персонажей, о которых пойдет речь в следующем упражнении и целостно воспроизводят их в самом упражнении
4. Упражнение «Я страшилок не боюсь. В кого хочешь превращусь»
5. Ритуал прощания Ноябрь
Занятие 5 1. Вводная беседа о маме «Как я люблю свою маму», о папе «Как я люблю своего папу»
2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: обида», «Когда мы обижаемся?», «Покажи эмоцию обиды», «Что делать, когда обиделся?
3. Поэлементное копирование образца под руководством взрослого и целостное копирование образца под руководством взрослого: игра «Сосульки, сугробы, снежинки»
4. Упражнение «Волшебное животное», «Погодный массаж»
5. Ритуал прощания Ноябрь
Занятие 6 1. Вводная беседа, упражнения: «Кидаемся словами», «Хочу – не хочу»
2. Упражнения «Знакомство с эмоцией»: Удивление», «Когда мы удивляемся», «Покажи эмоцию удивления»
3. Исправление ошибок по указанию взрослого: игра «Правильно – неправильно»
4. Игра «Твое имя похоже…»
5. Ритуал прощания Декабрь
Занятие 7 1. Вводная беседа, упражнения: «Я знаю пять имен своих друзей», поругаемся руками
2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией отвращение», «Когда мы испытываем отвращение», «Покажи эмоцию Отвращения», «Что делать, когда испытываешь Отвращение?»
3. Исправление ошибок по указанию взрослого: игра «Запретное движение»
4. Упражнение «Кто сильнее любит»
5. Ритуал прощания Декабрь
Занятие 8 1. Вводная беседа, игры: «Угадай жест», «Объясни без слов»
2. Упражнения «Знакомство с эмоцией: Удовольствие», «Когда мы испытываем удовольствие», «Покажи эмоцию удовольствия»
3. Формирование навыка давать словесный отчет о действиях по заданию: игра «Подарок»
4. Игра «Комплимент», «Массаж чувствами»
5. Ритуал прощания Январь
Занятие 9 1. Вводная беседа, игра «Подмигалы», «Поругаемся руками»
2. Упражнение «Знакомство с эмоцией: «Скука», «Когда мы испытываем скуку», Что делать, когда испытываешь скуку?»
3. Формирование эмоционального отношения к познавательной деятельности: игра «Разведчики»
4. Игра «Все, кого я люблю»
5. Ритуал прощания Январь
Занятие 10 1. Вводная беседа, упражнение «Чьи колени»
2. Упражнения «Знакомство с эмоцией: Интерес», «Когда мы испытываем интерес», «Что делать, когда испытываешь интерес»
3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра «День и ночь»
4. Игра «Вулкан»
5. Ритуал прощания Февраль
Занятие 11 1. Вводная беседа. упражнение «Запретное движение»
2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: «Стыд», «Когда мы испытываем стыд», «Что делать, когда испытываешь стыд».
3. Формирование умения принимать и выполнять несложные задания под непосредственным контролем психолога: игра «Профессии»
4. Упражнение «Крылья»
5. Ритуал прощания Февраль
Занятие 12 1. Вводная беседа, игры: «Разговор частей тела», «Угадай, кто зарычал»
2. Упражнения: Знакомство с эмоцией «Восхищение», «Когда мы испытываем восхищение», «Покажи эмоцию восхищения»
3. Формирование навыка осознанно выделять общую цель задания: игра «Что с друзьями найдем на чердаке
4. Упражнение «Рисование себя с другом»
5. Ритуал прощания Март
Занятие 13 1. Вводная беседа, упражнение «Найди друга»
2. Упражнение: «Радость», «Грусть», «Злость», «Покажи эмоции»
3. Формирование навыка определять и озвучивать правила заданий: игра «Верно – неверно»
4. Игра «Потерялась девочка»
5. Ритуал прощания Март
Занятие 14 1. Вводная беседа, игра «Встань, на кого я смотрю»
2. Упражнения: «Страх», «Обида», «Удивление», «Покажи эмоции»
3. Формирование навыка определять и озвучивать правила заданий: игра «Не послушай свое имя»
4. Игра «Птенец в яйце»
5. Ритуал прощания Апрель
Занятие 15 1. Вводная беседа, игра «Я змея…»
2. Упражнения: «Отвращение, Удовольствие, Скука», «Покажи эмоции»
3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: игра «Сказочные герои»
4. Игра «Имя шепчет ветерок»
5. Ритуал прощания Апрель
Занятие 16 1. Вводная беседа «Я хочу с тобой подружиться»
2. Упражнения «Интерес, стыд, восхищение», «Покажи эмоции»
3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра люди к людям»
4. Игра «Какой я»
5. Ритуал прощания Май
Занятие 17 1. Вводная беседа, упражнение «Волшебное животное»
2. Упражнения: «Радость, грусть, злость, страх, обида, удивление, отвращение, удовольствие, скука, интерес, стыд, восхищение
3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра «Ехал грека…»
4. Игра «Волшебный стул»
5. Ритуал прощания Май