Папки-передвижки

Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП

Анжелика Мананникова
Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП
▼ Скачать + Заказать документы

Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности

у детей с ООП (особыми образовательными потребностями)

педагога - психолога

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 8 «Осьминожки»

городского округа Кохма

Ивановской области

Мананниковой А. В.

Публикация «Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП» размещена в разделах

Пояснительная записка

Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ОВЗ посредством обучающей игры основывается на следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документах:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах»;

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – От рождения до школы / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой. – М., 2014.

Программа ориентирована на психолого – педагогическую поддержку детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, у которых проявляются трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, произвольной регуляции деятельности, в области самосознания и самооценки. Программа помогает находить способы, чтобы преодолевать эти трудности у дошкольников в процессе обучающей игры.

Программа представляет собой систему из

36 коррекционно – развивающих занятий в течение двух лет.

Периодичность занятий по программе

- 2 занятия в месяц в течение учебного года с сентября по май.

Продолжительность одного занятия

– 25 мин. в соответствии с рекомендациями по продолжительности занятий в старшем дошкольном возрасте для детей с ООП.

Форма занятий

подгрупповые (3 – 4 чел.) [/h4]

Цель программы

–-развивать эмоционально – личностную сферу, коммуникативные навыки и произвольность старших дошкольников с ООП.

Задачи программы:

- развивать эмоциональную сферу детей, знакомить их с основными эмоциями – радостью, грустью, злостью, страхом, удивлением, обидой, отвращением, удовольствием. скукой, интересом, стыдом, восхищением; закреплять у детей знания об основных эмоциях;

- развивать у детей навыки распознавать свои эмоциональные проявления и эмоциональные проявления других людей по мимике, пантомиме, голосу, а также определять эмоции по схематическим изображениям и графическим образам;

- развивать у детей умение открыто проявлять эмоции и чувства различными социально – приемлемыми способами: словесными, физическими, творческими;

- снижать психоэмоциональное напряжение в коллективе дошкольников, способствовать коррекции тревожности, а также неуверенности и нерешительности – в ситуациях выбора. Негативных ожиданий, в соревновательных ситуациях;

- развивать у детей умение конструктивно справляться с отрицательными эмоциями – грустью, страхом, гневом, отвращением, скукой, стыдом; способствовать преодолению обидчивости у детей; способствовать преодолению страхов;

- формировать у детей навыки саморегуляции и самоконтроля; формировать произвольность;

- развивать функцию программирования в процессе игровой деятельности;

- развивать у детей умение соблюдать правила, ритуалы, а также временный регламент;

- развивать у детей систему самосознания и самооценки, а также рефлексивные способности; формировать у них позитивное отношение к своему «Я», повышать уверенность в себе;

- формировать и развивать у детей коммуникативные навыки: умение взаимодействовать в коллективе, работать в парах и группах, уважать мнение окружающих; развивать у детей способность к эмпатии, сопереживанию;

- развивать выразительные движения детей, телесную экспрессию – как средство самовыражения и общения.

Календарно – тематический план работы с детьми 5-6 лет

Номер занятия Тема, содержание Период

Блок диагностики 1. Вводная беседа

2. Диагностика коммуникативной сферы

3. Диагностика эмоциональной сферы

4. Диагностика произвольности

5. Диагностика самооценки, самосознания Сентябрь

Занятие 1 1. Знакомство, упражнение «Делай как я».

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: Радость», «Когда мы радуемся», «Покажи эмоцию радости с помощью…»

3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: дети рассматривают игрушки (картинки) мальчика и девочки, мужчины и женщины

4. Упражнение: «Я маленький, я большой», «Я расту», «Интервью»

5. Ритуал прощания Сентябрь

Занятие 2 1. Вводная беседа, упражнение «Совместное рисование», «Девочки-мальчики умеют.», «Я люблю…»

2. Упражнение: «Найди эмоцию: грусть», «Когда мы грустим», «Покажи эмоцию грусти с помощью…», «Что делать, когда грустно»

3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: дети рассматривают игрушки (картинки) мальчика и девочки, мужчины и женщины

4. Упражнение: «Что любят мальчики, что любят девочки?»

5. Ритуал прощания Октябрь

Занятие 4 1. Вводная беседа, упражнения «Акулы –рыбки», «Доброе тепло»,

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: Страх», «Покажи эмоцию страха», «Что делать, когда боимся»

3. Поэлементное копирование образца под руководством взрослого: дети повторяют серию движений сказочных персонажей, о которых пойдет речь в следующем упражнении и целостно воспроизводят их в самом упражнении

4. Упражнение «Я страшилок не боюсь. В кого хочешь превращусь»

5. Ритуал прощания Ноябрь

Занятие 5 1. Вводная беседа о маме «Как я люблю свою маму», о папе «Как я люблю своего папу»

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: обида», «Когда мы обижаемся?», «Покажи эмоцию обиды», «Что делать, когда обиделся?

3. Поэлементное копирование образца под руководством взрослого и целостное копирование образца под руководством взрослого: игра «Сосульки, сугробы, снежинки»

4. Упражнение «Волшебное животное», «Погодный массаж»

5. Ритуал прощания Ноябрь

Занятие 6 1. Вводная беседа, упражнения: «Кидаемся словами», «Хочу – не хочу»

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией»: Удивление», «Когда мы удивляемся», «Покажи эмоцию удивления»

3. Исправление ошибок по указанию взрослого: игра «Правильно – неправильно»

4. Игра «Твое имя похоже…»

5. Ритуал прощания Декабрь

Занятие 7 1. Вводная беседа, упражнения: «Я знаю пять имен своих друзей», поругаемся руками

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией отвращение», «Когда мы испытываем отвращение», «Покажи эмоцию Отвращения», «Что делать, когда испытываешь Отвращение?»

3. Исправление ошибок по указанию взрослого: игра «Запретное движение»

4. Упражнение «Кто сильнее любит»

5. Ритуал прощания Декабрь

Занятие 8 1. Вводная беседа, игры: «Угадай жест», «Объясни без слов»

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией: Удовольствие», «Когда мы испытываем удовольствие», «Покажи эмоцию удовольствия»

3. Формирование навыка давать словесный отчет о действиях по заданию: игра «Подарок»

4. Игра «Комплимент», «Массаж чувствами»

5. Ритуал прощания Январь

Занятие 9 1. Вводная беседа, игра «Подмигалы», «Поругаемся руками»

2. Упражнение «Знакомство с эмоцией: «Скука», «Когда мы испытываем скуку», Что делать, когда испытываешь скуку?»

3. Формирование эмоционального отношения к познавательной деятельности: игра «Разведчики»

4. Игра «Все, кого я люблю»

5. Ритуал прощания Январь

Занятие 10 1. Вводная беседа, упражнение «Чьи колени»

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией: Интерес», «Когда мы испытываем интерес», «Что делать, когда испытываешь интерес»

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра «День и ночь»

4. Игра «Вулкан»

5. Ритуал прощания Февраль

Занятие 11 1. Вводная беседа. упражнение «Запретное движение»

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: «Стыд», «Когда мы испытываем стыд», «Что делать, когда испытываешь стыд».

3. Формирование умения принимать и выполнять несложные задания под непосредственным контролем психолога: игра «Профессии»

4. Упражнение «Крылья»

5. Ритуал прощания Февраль

Занятие 12 1. Вводная беседа, игры: «Разговор частей тела», «Угадай, кто зарычал»

2. Упражнения: Знакомство с эмоцией «Восхищение», «Когда мы испытываем восхищение», «Покажи эмоцию восхищения»

3. Формирование навыка осознанно выделять общую цель задания: игра «Что с друзьями найдем на чердаке

4. Упражнение «Рисование себя с другом»

5. Ритуал прощания Март

Занятие 13 1. Вводная беседа, упражнение «Найди друга»

2. Упражнение: «Радость», «Грусть», «Злость», «Покажи эмоции»

3. Формирование навыка определять и озвучивать правила заданий: игра «Верно – неверно»

4. Игра «Потерялась девочка»

5. Ритуал прощания Март

Занятие 14 1. Вводная беседа, игра «Встань, на кого я смотрю»

2. Упражнения: «Страх», «Обида», «Удивление», «Покажи эмоции»

3. Формирование навыка определять и озвучивать правила заданий: игра «Не послушай свое имя»

4. Игра «Птенец в яйце»

5. Ритуал прощания Апрель

Занятие 15 1. Вводная беседа, игра «Я змея…»

2. Упражнения: «Отвращение, Удовольствие, Скука», «Покажи эмоции»

3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: игра «Сказочные герои»

4. Игра «Имя шепчет ветерок»

5. Ритуал прощания Апрель

Занятие 16 1. Вводная беседа «Я хочу с тобой подружиться»

2. Упражнения «Интерес, стыд, восхищение», «Покажи эмоции»

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра люди к людям»

4. Игра «Какой я»

5. Ритуал прощания Май

Занятие 17 1. Вводная беседа, упражнение «Волшебное животное»

2. Упражнения: «Радость, грусть, злость, страх, обида, удивление, отвращение, удовольствие, скука, интерес, стыд, восхищение

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра «Ехал грека…»

4. Игра «Волшебный стул»

5. Ритуал прощания Май

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП
Опубликовано: 4 октября 2021 в 20:20
+115Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Мананникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД