Татьяна Макарова
Программа групповой коррекционной работы по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
Цель: коррекция познавательных процессов у детей 6 – 7 года жизни.
Задачи:
1. Развитие познавательных процессов : мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения и фантазии.
2. Развитие волевых качеств и самостоятельности детей.
3. Развитие мелкой и общей моторики.
Публикация «Программа групповой коррекционной работы по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
4. Создание возможностей для самовыражения, развитие выразительности движений.
5. Психомышечная тренировка, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Методы:
1. Дидактические и развивающие игры.
2. Задания на развитие познавательных, процессов,
3. Подвижные игры с правилами.
4. Этюды.
5. Упражнения на релаксацию и развитие воображения (с использованием спокойной расслабляющей музыки).
Возрастная категория : 5–6 лет.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Литературный источник:
1. В. Д. Дьякова, А. В. Железняк. Программа работы с будущими первоклассниками (методический справочник). – X., 2008.
2. Л. И. Катаева. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000г.
3. Е О. Севостьянова. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет : Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005.
4. А Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М., 2005.
5. МИ Чистякова. Психогимнастика. – М., 1990.
6. Н. Яковлева. Психологическая помощь дошкольнику. – М., 2002.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЗАНЯТИЕ №1
Количество времени: 30 мин.
Цель: создание возможностей для самовыражения, развитие внимания, зрительной памяти, восприятия, обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Элементы выразительных движений. (6, с. 11)
2. Игра «Поезд». (2, с. 176)
3. Упр. «Что забыл нарисовать художник?». (3, с. 43)
4. Упр. «Дорисуй фигуры». (3, с 43)
5. Зрительная гимнастика.
6. Игра «Слушай хлопок». (6, с. 15)
7. Упр. на релаксацию «Путешествие в волшебный лес», (2, с. 172)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №2
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений; развитие мышления, умения подбирать видовые и родовые понятия, развитие восприятия и внимания; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Тише!», «Отдай!», «Иди ко мне», «Уходи». (5, с. 64)
2. Игра «Будь внимателен!». (5, с. 52)
3. Игра «Подбери пару к слову», (2, с. 172)
4. Зрительная гимнастика.
5. Картинки с наложенными контурами,
6. Упр. «Выложи кружочки». (3, с 24)
7. Упр. на релаксацию «Ковёр-самолёт», (4, с. 145)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №3
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений; развитие мышления, способности переключать внимание, целенаправленного запоминания и зрительной памяти; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «До свидания!», «Не покажу!», «Я не знаю», «Игра в снежки» (6, с. 17)
2. Игра «Хлопни в ладоши» (3, с. 20)
3. Зрительная гимнастика.
4. Упр. «Запомни и найди рисунки» (1, с. 9)
5. Упр. «Спрячем игрушки» (3, с 32)
6. Игра «Рыба, птица, зверь» (4, с. 167)
7. Упр. на релаксацию «Плывём в облаках». (2, с. 174)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №4
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений; развитие мышления, внимания, целенаправленного припоминания, обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Игра с камушками», «Дружная семья». (5, с. 65)
2. Игра «Найдём игрушки», (3, с. 35)
3. Игра «Игра с флажками». (6, с. 26)
4. Упр. «Четвёртый лишний». (1, с. 39)
5. Зрительная гимнастика.
6. Игра «Магазин». (4, с. 165)
7. Упр. на релаксацию «Ковёр-самолёт». (4, с. 14)5
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №5
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений; развитие мыслительных операций, расширение объёма внимания и памяти; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Лисичка подслушивает», «Что гам происходит?». (5, с. 74)
2. Игра «Пуговицы». (3, с. 49)
3. Игра «Найди лишнее слово». (3, с. 55)
4. Упр. «Найди и выдели». (1, с. 28)
5. Зрительная гимнастика.
6. Игра «Спрячь игрушку в пещеру». (1, с. 31)
7. Упр. на релаксацию «Порхание бабочки». (2, с. 168)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №6
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений развитие целенаправленного внимания, воображения, способности выделять свойства предметов; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Кузнечик», «Удивление», «Круглые глаза». (5, с. 76)
2. Упр. «Шумящие коробочки». (4, с. 150)
3. Ига «Поставь пальчик» (2, с. 168)
4. Упр. «Тонет- не тонет». (3, с. 56)
5. Упр. «На что похожа картинка»- (1, с. 12)
6. Упр. на релаксацию «Тихое озеро». (2, с. 169)
7. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №7
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений ;развитие целостного восприятия, мышления, внимания, общей моторики; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Золотые капельки», «Ласка», «»Первый снег». (5, с. 77)
2. Игра «Палочки». (2, с. 179)
3. Упр. «Тонет - не тонет». (3, с. 57)
4. Зрительная гимнастика.
5. Зад. «Дорисуй фигуры». (3, с. 43) 6
6. Игра «Слушай хлопки». (2, с. 184)
7. Упр. на релаксацию «Отдых». (2, с. 185)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №8
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений, развитие внимания, воображения, памяти, мыслительных операций; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Карлсон», «Хорошее настроение». (5, с. 79,83)
2. Игра «Изобрази явление». (2, с. 170)
3. Игра «Мячик». (3, с. 58)
4. Упр. «Корректурные пробы».
5. Зрительная гимнастика.
6. Зад. «Вспомни движение, характеризующее явление». (2, с. 170)
7. Упр. на релаксацию «Полет высоко в небе». (2, с. 171)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №9
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений ;развитие внимания, волевых качеств, обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Стрекоза замёрзла», «Ой, ой, живот болит», «Я так устал».(5, с. 87)
2. Игра «Иголка и нитка». (6, с. 21)
3. Зрительная гимнастика.
4. Упр. «Графический диктант»
5. Игра «Сова», (6, с. 26)
6. Упр. на релаксацию «Отдых на море». (2, с. 175)
7. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №10
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений, развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Солёный чай», «Грязная бумажка», «Грязь». (5, с. 89)
2. Упр. «Ушки на макушке». (3, с. 23)
3. Игра «Найди предмет по описанию». (1, 19)
4. Зрительная гимнастика.
5. Игра «Найди своё окошко» (1, с. 18)
6. Упр. «Корректурные пробы».
7. Упр. на релаксацию «Тихое озеро». (2, с. 169)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №11
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений ;развитие внимания, воображения, умения использовать мнестические приёмы для запоминания текста; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Сердитый дедушка», «Король Боровик не в духе», «Гневная гиена».(5,с
2. Игра «У оленя дом большой». (3, с. 29)
3. Зрительная гимнастика.
4. Игра «Картинки-загадки» (2, с. 188)
5. Зад. «Дорисуй рисунок». (1, с. 12)
6. Упр. на релаксацию «Путешествие в волшебный лес». (2, с. 172)
7. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №12
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений ^развитие внимания, мышления, умения использовать мнестические приёмы для запоминания текста; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды
2. Задание «Назови три предмета белого, синего, красного цвета». (2, с. 180)
3. Игра «У оленя дом большой». (3, с. 30)
4. Зрительная гимнастика.
5. Игра «Четвёртый лишний». (1, с 39)
6. Упр. на релаксацию «Что мы представляем, когда слушаем музыку» (2, с, 181)
7. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №13
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений; развитие целенаправленного внимания, навыков произвольного поведения; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Лисёнок боится», «Страх», «Гроза». (5, с. 93)
2. Игра «Лиса с лисятами и сокол». (2, с. 174)
3. Игра «Спрячь игрушку в пещеру». (1, с. 31)
4. Зрительная гимнастика.
5. Упр. «Графический диктант»
6. Упр. на релаксацию «Радуга». (2, с. 179)
7. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №14
Количество. времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений, развитие произвольного внимания, мышления, памяти, целостного восприятия, обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Провинившийся, «Стыдно», «Чуня просит прощения». (5, с. 96)
2. Упр. «Каскад слов» (3, с,30)
3. Ира «Выполни указание». (6, с. 89)
4. Зад. «Разрезные картинки»
5. Упр. «Логические концовки», (6, с. 54)
6. Игра «Броуновское движение»
7. Упр. на релаксацию «Порхание бабочки». (2, с. 168)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №15
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений, развитие мышления, памяти, координации движений, обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Смелый заяц», «Часовой», «Внимательный мальчик». (6, с. 45)
2. Игра «Чем похожи, чем отличаются?», (6, с. 85)
3. Игра «Разные функции». (6, с. 85)
4. Зрительная гимнастика.
5. Зад. «Запомни картинки»
6. Игра «В нашей группе 100 ребятишек». (3, с. 45)
7. Упр. на релаксацию «Отдых на море». (2, с. 175)
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №16
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений; развитие мышления, волевых качеств, координации движений; обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Посещение больного», «Любящий сын», «Честный шофёр». (6, с. 51)
2. Упр. «Ответь на вопрос», (6, с. 80)
3. Упр. «Корректурные пробы».
4. Зрительная гимнастика.
5. Игра «Угадай игрушку» (2, с. 189)
6. Игра «В нашей группе 100 ребятишек». (3, с. 45)
7. Упр. на релаксацию «Ковёр-самолёт». (4, с. 14)5
8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №17
Количество времени: 30 мин.
Цель: обучение, элементам техники выразительных движений; развитие памяти, внимания, целостного восприятия, обучение приёмам саморасслабления и развитие воображения.
1. Этюды «Так будет справедливо», «Вежливый мальчик», (6, с. 53)
2. Игра «Изобрази явление», (2, с. 170)
3. Игра «Запретное число». (2, с. 189)
4. Зад. «Разрезные картинки»
5. Зад. «Вспомни движение, характеризующее явление». (2, с. 170)
6. Упр. на релаксацию «Полёт высоко в небе», (2, с. 171)
7. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №18
Количество времени: 30 мин.
Цель: развитие целенаправленного слуховою внимания, умения слушать и быстро реагировать, развитие моторно-слуховой памяти, активизация прошлого опыта, мыслительной и речевой деятельности детей; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
1. Этюды «Разные настроения». (6, с. 58)
2. Игра «Палочки». (2, с. 179)
3. Зрительная гимнастика.
4. Игра «Чистый лист».(2, с. 193)
5. Игра «Филя, где ты?», (2, с. 195)
6. Упр. на релаксацию «Что мы представляем, когда слушаем музыку» (2, с. 181)
7. Рефлексия.