Нина Авдиенко
«Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – уникальный и волшебный мир. В дошкольном возрасте ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальных, нравственно-волевых качеств личности ребенка, расширяется его мотивационная сфера : познавательная мотивация и мотивация достижения, т. е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата в этом им помогают педагоги. Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей.
Публикация «„Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга“» размещена в разделах
- Коучинг. Технологии, коучинг-сессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение инновационных форм работы с дошкольниками, стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.
Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность учебной мотивации.
В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы дошкольников. Поскольку в данном возрасте активно развивается диалогическая речь и диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, то коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка, так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос – ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.
Коучинг (анг. Coaching – обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности.
В основе коучинг – подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом ребенке.
Коучинг — это искусство содействовать обучению и развитию другого человека. Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.
Коуч – это консультант, наставник, в роль которого перевоплощается педагог. Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо», а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял, что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где ребенок чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.
Коучинг проходит в 7 этапов :
1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком;
2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
А если сказать это коуч – вопросами, то это будет выглядеть примерно так:
«Чего ты хочешь?»
«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»
«Что можно сделать?»
«Что ты будешь для этого делать сегодня?»
Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику. То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча.
Может быть, кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.
Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование.
Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.
Стандартное поведение взрослого: «Спагетти надо есть вилкой». При этом ребенок не думает, а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.
Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку, нож и вилку – и говорят: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать. В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок, думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.
Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка, но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить.
Еще несколько коуч – вопросов, которые вы можете использовать в воспитании своих детей:
Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?
А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?
Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.
Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?
«Волшебные вопросы», направляющие ребенка :
Что ты хочешь?
А зачем тебе это?
Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
Что может повлиять на изменение ситуации?
Что ты будешь делать?
Какие могут быть последствия для тебя и других?
Что для тебя в этом самое трудное?
Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?
Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?
Кто и чем может тебе помочь?
Какие знания тебе нужны?
Где и как можешь получить эти знания?
Коучинг на практике.
Развитие мотивационной сферы дошкольников с элементами коучинга.
Перед началом работы на подготовительном этапе был определён уровень учебной мотивации детей с помощью психологической методики диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет Т. А. Нежновой (модификация А. М. Прихожан).
Из результатов диагностики стало видно, что у 73% диагностируемых – примерное равенство игровой (дошкольной) и учебной мотивации, а у 27% замечено преобладание игровой (дошкольной) мотивации.
Для повышения уровня учебной мотивации у дошкольников я разработала занятие с использованием технологии коучинга.
Перед собой я поставила цель вывести детей на уровень учебной мотивации в процессе беседы с ними.
Чтобы достичь заданной цели, я определила следующие задачи:
1. Продиагностировать уровень учебной мотивации с помощью психологической методики и диагностического задания.
2. Сформировать у детей побудительный мотив к обучению с помощью техник коучинга : упражнения «Мотивирующие цели» и упражнения «Масштаб цели».
3. Подвести итоги психологической работы, совместная с детьми рефлексия.
Что работа шла продуктивнее, для работы мне необходим наглядный материал и оборудование: картинки с изображением школы, уроков в школе, учителя, учеников лежат на столе перед ребенком, в руках у психолога вопросы беседы, листы бумаги, ручка, карандаш.
На занятии я использую такие методы и приемы, как психологический опрос, беседа, техники – упражнения коучинга, рефлексия.
Совместную деятельность с детьми я провожу в подгрупповой форме работы. Подгруппа формируется из 3 – 4 человек. В подгруппе обязательно должен быть ребенок с высоким уровнем учебной (школьной) мотивацией, для стимулирования детей с низкой учебной и высокой игровой (дошкольной) мотивацией. На занятиях я использую тонкую ненавязчивую корректировку целей, мотивов, намерений детей. То есть, я держу под контролем ситуацию, чтобы сохранить целесообразность совместной деятельности. В противном же случае цель занятия может быть не достигнута.
На первом этапе занятия я повторно диагностирую уровень учебной мотивации, только с использованием вопросов из коучинга (приложение).
На основном этапе занятия для того, чтобы у детей появился смысл обучения в школе и сформировался побудительный мотив я использую технику коучинга «Мотивирующая цель» (приложение).
В целях закрепления побудительного мотива, а так же выявления дополнительного смысла учения и дополнительных ресурсов я использую технику коучинга «Масштаб цели. Шаги вверх»
В результате я формулируется мотивирующую цель обучения. Которая в дальнейшем преобразуется с помощью цепочки вопросов. Все ответы детей я записываю, найти дополнительный ресурс для дальнейшей работы.
Для уточнения знаний детей о школьных принадлежностях на занятиях я использую упражнение «Собираем портфель в школу»
С использованием картинок с изображением портфеля, школьных принадлежностей, игрушек и других дополнительных предметов.
Заключительный этап – рефлексия, которую я провожу так же, в виде техники коучинга «Рамка результата».
В конце занятия я еще раз озвучиваю каждому ребенку его цели, намерения, мотивы, побуждения как результат всей работы, отслеживая при этом эмоциональную реакцию, мнение, согласие или несогласие с выводами.
И в заключении хочу сказать, что методов воспитания и обучение огромное множество. Они могут сильно отличаться друг от друга, могут быть схожими, во многом это связано с требованиями современного общества, хотя конечная цель остается единой воспитать сильного, счастливого человека, способного жить в современном мире. Использование инновационных технологий помогает в этом и коучинг одна из таких технологий.
Попробуйте начать хотя бы понемногу применять метод коучинга в своей работе, хотя это и сложнее, чем просто вписывать программы в ребенка, но зато намного полезнее.
Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".