Евгения Гасанова
Программа работы кружка «Родной край, люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Публикация «Программа работы кружка „Родной край, люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В рамках федеральных государственных образовательных стандартов у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социально-коммуникативное развитие». Старший дошкольник должен, сориентирован на:
• Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 5-6 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель разработки - формирование социально-активной личности.
Задачи:
- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
• Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
• Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
• Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
• Кто такие донские казаки, их быт, традиции.
• Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• Название планеты, на которой мы живем;
• Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Перспективное планирование кружка на 2017-2018 г.
Сентябрь 1. «Моя семья».
2. «Что такое генеалогическое дерево».
3. «Моя улица».
4. «Дома бывают разные».
Цель: учить рассказывать об истории своей семьи; воспитывать желание заботиться о своих близких; развивать чувство гордости за свою семью.
Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знания о семье.
Цель : формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.
Цель : формировать у детей интерес к родной станице, улицам, жилым домам. Познакомить детей с тем, какие бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дороги. Обогащать словарь: многоэтажный дом.
Октябрь 1 «Зачем нужна деревня?».
2. «Земля – наш общий дом».
3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский».
4. «С чего начинается Родина?» Цель: : познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес к своей малой родине.
Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родной станице, народному творчеству.
Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?
Ноябрь 1. «Малая родина. За что мы любим свою станицу».
2. «Щедрые дары природы».
3.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб».
4. «История возникновения герба родного станицы».
Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного станицы – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Декабрь 1.«Казачья станица. Жизнь, традиции и обычаи донских казаков».
2. «Как воспитывали казака».
3. «Рыцарская жизнь казаков».
4. «Казачий быт». Цель: донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему.
Цель: дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
Цель:дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.
Цель: через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.
Январь
Февраль 1.«Казачий курень».
2. «Казачья утварь».
3. «Казачий костюм».
4. «Культура общения в семье и обществе»
1. «Как жили славяне».
2. «Забавы вокруг печки».
3. «Защитники земли русской».
4. «Есть такая профессия – Родину защищать».
(рисование) Цель : углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.
Цель: знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
Цель: изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
Цель: формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве.
Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.
Март 1. «Мужчины и женщины в семье»
2. «Отражение народных традиций в национальном костюме».
3.«Русские народные промыслы».
4. «Как живут в деревне? Добрые избы». Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.
Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.
Апрель 1.«Многонациональная Родина»
2. «Что такое героизм?»
3. «Боевая слава нашего народа»
4. «Знаменитые земляки» Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель:познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Май 1. «День Победы»
2. «Моя станица: вчера и сегодня».
3.«Поляна детства»
4. «Мы – патриоты»
Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина» Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Цель: познакомить детей с историей возникновения станицы Обливской, её достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.
Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.
Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.
Цель: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М. : ТЦ «Сфера», 2004
2. Система патриотического воспитания в ДОУ. /Авторы-составители Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ «Сфера»,2005
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. - М., 2010
5. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М. : Школьная прессе, 2011