элина запольская
Программа работы кружка по нетрадиционному рисованию «Капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
(Э. Успенский)
Пояснительная записка.
Занятия художественным творчеством – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию, положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Публикация «Программа работы кружка по нетрадиционному рисованию „Капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей интересные идеи, развивают фантазию и воображение. Каждый из существующих нетрадиционных способов рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься этим интересным делом.
Дополнительная программа кружка «Капелька» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники. Программа является модифицированной и ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». -М: Т. Ц. Сфера, 2005г. и
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
М. : «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.
Цель:
- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
-развивать творческие способности детей.
-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-развивать мелкую моторику рук и глазомер.
воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
шедевра.
обучающие:
-обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
-учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
-совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Оздоровительные:
-укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует :
1. Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
2. Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
3. Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
4. Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
5. Развитию тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
Связь с другими образовательными областями
Образовательная область «Речевое развитие».
Рисуя пальчиками, песком, крупой, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т. е развивает речь, расширяем словарный запас детей, развиваем коммуникативные связи, свободное общение взрослых и детей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закрепление сенсорных эталонов форм и цветов, а также промежуточные цветовые гаммы, обследование предметов, связь между частями и сбор в целое ведет к развитию продуктивной (конструктивной) деятельности, формирует предпосылки к проектной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Переключение от умственного труда к творческому, от обязательного к необязательному, вдохновляющему. Развивает волевые качества.
Методы:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, и др.)
• практический (выполнение работ по схемам и др.)
Формы:
• групповая – организация работы в группах.
• индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Принципы, лежащие в основе программы :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы :
-проведение выставок детских работ;
-проведение открытого мероприятия;
-проведение мастер-класса.
Распределение техники по возрастным группам:
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками; оттиск печатками ; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев;
рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, с помощью ватных дисков, пластилином.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом нетрадиционного рисования как рисование ладошкой, пальчиком, печатание пробкой, листьями. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Занятия проводятся 1 раз в неделю:10 минут в 1 младшей группе; 15 минут во 2 младшей группе, 20 минут в средней.
Задачи I года обучения:
-Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники обучения изобразительной деятельности.
- Формировать у детей изобразительные умения и навыки
- Развивать творческое воображение, поощрять проявление фантазии
-Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Задачи II года обучения:
-Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию.
-Активизировать детей при выборе тематики.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
-Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Сентябрь.
Неделя Тема
(техника) Программное содержание
1
«Бабочка» (пальчиком) Знакомить с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый).
2 «Гусеница» (печать пробкой) Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу. Закрепить знание цветов
3 «Рябина»
(пальчиком) Учить рисовать кисточкой ветку рябины, ягоды пальчиком.
Октябрь
1 «Ёжик»
(тычок, кисть) Учить детей закрашивать по контуру тычком.
2 «Знакомство с клюквой» (пальчиком) Продолжать учить детей рисовать пальчиком,
3 «Осеннее дерево»
(ладошками) Продолжить знакомство с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки.
4 «Букет из осенних листьев»
(печатание листьями) Познакомить с техникой печатания листьями. Учить наносить краску на лист и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.
Ноябрь
1 «Воробей» (ладошка) Учить детей рисовать руками путём прикладывания их к листу бумаги;
2 «Мой веселый дождик»
пальчиком) Учить рисовать дождик пальчиками, передавая его характер (мелкие капельки, сильный ливень)
3
«Забавные осьминожки»
(ладошкой) Продолжать учить детей «превращать» обычное изображение ладошки путем прикладывания ладони к листу бумаги и дорисовывая недостающих элементов пальчиком.
4 «Чашка»
(ватная палочка) Продолжать учить самостоятельно подбирать нужный цвет, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой.
Декабрь
1 «Зайчик»
(кисточкой) Знакомство с рисованием жесткой кистью.
2 «Украсим рукавичку» (ватная палочка) украшать изделие точками, ватной палочкой.
3 «Утёнок»
(тычок,) Закреплять умение рисовать методом тычка.
4 «Украсим ёлочку бусами» (пальчиком) Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками.
Январь
1 «Снежинки»
(свеча, акварель) Познакомить с новой техникой рисования –свечой.
2 «Ёлка» (тычок) Продолжать учить детей методом тычка.
3 ««Маленькой елочке холодно зимой» Продолжить знакомить детей с новой техникой рисования – рисование поролоном.
Февраль
1 «Медвежонок»
(тычок) Продолжить знакомство с техникой рисования тычком (жёсткой кистью).
2 Снеговик» (пальчиками) Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему, закреплять умения рисовать пальчиками круг.
3 «Бусинки» (палочками) Продолжать учить правильно держать палочку для нанесения рисунка.
4 «Мои любимые животные»
(тычок) Закреплять технику рисования жёсткой кистью.
Март
1 «Тюльпан» (ладошка) Продолжать учить рисовать ладошкой, кончиками пальцев.
2 «Мимоза для мамы». Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.
3 «Весенняя капель» Продолжать учить рисовать вертикальные линии, состоящие из точек.
Апрель
1
«Космос»
(по-мокрому) Познакомить с новой техникой рисования – рисование по-мокрому.
2
«Божья коровка» (пробка, ватная палочка Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой.
3 «Рыбки»
(ладошкой) Продолжать учить детей делать примакивание ладошкой и дорисовывать детали.
Май
1
««Цветочная поляна» (ватными палочками) Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов.
2 «Нарядное платье для куклы»
(пальчиками) Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета.
Учебно-тематический план. (2-го года обучения)
Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомиться с техникой нетрадиционного рисования. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к рисованию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности и развивать их.
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Сентябрь.
Неделя Тема
Программное содержание
1
Диагностика
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2 «Укрась платочек»
(оттиск пробкой. пальчиками) Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания.
3 «Осенний букет»
(печатание листьями.) Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус
Октябрь
1 Заготовка на зиму «Компот из яблок»
(Оттиск
печаткой) Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка.
2 «Кисть рябинки, гроздь калинки» (ватные палочки, пальчики) Создание красивых осенних композиций с передачей настроения.
3 «Грибы в лукошке» (оттиск печатками, рисование пальчиками) Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором, используя рисование пальчиками.
4 «Два петушка»
(рисование ладошкой)
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки).
Ноябрь
1
«Рябинка»
(пальчиками) Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования.
2 «Мои любимые рыбки»
(ладошками) Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.
3
«Цыпленок»
(ватные диски, палочки) Учить детей наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек.
4 «Первый снег»
(пальчики, печатки) Закреплять умение изображать снежок рисованием пальчиком.
Декабрь
1 «Мои рукавички» (оттиск печатками пальчиками) Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
2 «Зимний лес»
(листья) Упражнять в печати листьями.
3 «Укрась елочку бусами» (пальчики, оттиск пробкой) Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой.
4 По замыслу Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Январь
1 «Ёлочка пушистая, нарядная»
(тычок жёсткой полусухой кистью, пальчиками) Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
2 «Снежок» «рисование свечой, акварель) Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон.
3 «Снеговичок»
(комкание бумаги, скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование.
Февраль
1 «Плюшевый медвежонок»
(поролон) Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, располагать изображение в соответствии с размером листа.
2 «Портрет зимы»(восковые мелки, акварель) Продолжать учить рисовать восковыми мелками, тонировать бумагу.
3 «Самолет летит»(пластилино-графия) Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольки частей. Развивать интерес детей к работе с пластилином на горизонтальной плоскости- пластилинографии.
Март
1 «Мимоза для мамы» (пальчиками) Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.
2 «Нарисуй и укрась вазу для цветов» (оттиск печатками) Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках.
3 «Животные» (жёсткая кисть) Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Апрель
1
«Солнышко» (ладошками»
Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка.
2
«Звезды и кометы» (рельефная лепка) Продолжить знакомство с пластилинографией. Учить создавать рельефные картины.
3 Насекомые
(пальчиками, карандашом) Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков.
Май
1
«Салют» (акварель, восковые мелки) Закрепление навыка рисования акварелью, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.
2 «Как я люблю одуванчики»
(обрывание, тычкование.) Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования.
Ожидаемый результат:
-развитие мелкой моторики рук;
- концентрация внимания;
- улучшение цветовосприятия;
- самостоятельнее использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владение навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
-умение выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.