Татьяна Савина
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
«Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания. Необходимо
холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он
вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости все больше возрастает. Это связано с увеличением количества одарённых детей, с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве и усилением внимания к одарённым детям, интеллектуальные и творческие возможности которых стали рассматриваться в качестве основного капитала государства.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность каждому ребёнку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одарённых детей в детском саду. Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Взгляд на детскую одарённость с позиции развития потенциала каждого ребёнка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов родителей.
Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Срок реализации программы один год.
Цель: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одарённых детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи:
- Разработать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей, поиск и систематизация методов диагностики.
- Развивать способности и творческий потенциал детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одарённых детей.
- Способствовать гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей.
- Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей.
- Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения одарённых детей.
2. Нормативно – правовая база программы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);
- Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» село Спицевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края от 28 октября 2014 № 763.
- Основная образовательная программа дошкольного образования.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.
Принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания).
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности.
Принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на
личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания).
Принцип учёта возрастных возможностей (предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям одарённых воспитанников на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям).
Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие
способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья.
Принцип открытости и информированности образовательного сообщества
о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.
Принцип оптимальности учёта реальных возможностей семьи в работе с
одарёнными детьми.
Реализация обозначенных принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
4. Методы диагностики в ходе реализации программы.
Диагностирование мотивации, личностных способностей дошкольников:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика;
- изучение продуктов детского творчества;
- тесты.
Анкетирование и тестирование педагогов с целью получения первичной
информации об одарённых детях, уровне готовности педагогов к работе с ними;
Анкетирование родителей с целью получения дополнительной
информации об одарённых детях.
5. Планируемые результаты.
Повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, познавательной, спортивной).
Организация системы дополнительного образования.
Обогащение предметно – развивающей среды.
Создание банка данных «Одарённые дети».
Повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одарённости у детей.
Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одарёнными детьми.
6. Основные направления реализации программы.
1. Работа с одарёнными детьми.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
1. Работа с одарёнными детьми :
Организация работы с одарёнными детьми в рамках образовательного
процесса:
- проведение непосредственно образовательной деятельности;
- занятия в кружках;
- работа по индивидуальным маршрутам.
Организация работы с одарё нными детьми в режимных моментах:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- организация конкурсов, соревнований;
- создание предметно-развивающей среды.
2. Работа с педагогами:
- анкетирование;
- педагогические и методические советы, тренинги, презентации, методические семинары, семинары - практикумы, консультации, рекомендации;
- педагогическое проектирование;
- обновление и пополнение предметно - развивающейся среды ДОУ.
3. Работа с родителями:
Психологическое сопровождение семьи способного ребенка. В целом
работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одарённого ребенка вырастет одарённый взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что - это замечательно. Главной целью психологической помощи родителям одарённых детей является помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был - прежде всего, ребенок.
Информационная среда. Организация информационной среды для
родителей: групповые и общие родительские собрания, с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одарённости. Педагогами организуются мастер - классы с родителями, оформляются печатные консультации (буклеты, памятки, газеты, уголки для родителей: «Маленький Почемучка», фотогалереи талантов, выставки детских работ и т. д.
Совместная практическая деятельность одарённого ребенка и его
родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовки презентаций, проектов и т. д.).
Поддержка и поощрение родителей на уровне детского сада. Вручение
благодарностей и грамот на общем родительском собрании, оформление стенда достижений: «Мы славим тех, кто нас прославил».
7. Основные этапы реализации программы.
1этап. Диагностико - организационный (сентябрь - октябрь)
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Задачи:
1. Изучение нормативно-правовых актов по данной проблеме.
2. Разработать систему выявления одарённости воспитанников детского сада.
3. Выявить детей с предпосылками одарённости.
4. Создание индивидуального маршрута развития ребенка.
Диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, экспресс-анкетирование, анализ результатов педагогического мониторинга).
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Планируемые мероприятия:
1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
2. Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.
3. Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей и специалистов детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одарёнными детьми.
Принципы тестирования детей :
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребёнка к процессу тестирования;
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.
Подбор диагностического инструментария.
Методики исследования одарённости детей обеспечивают принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная диагностика.
Первый этап:
- Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса на основе системы мониторинга основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
- Экспресс-анкетирование педагогов.
- Анкетирование родителей по методике «Карта одарённости Хаана и Каффа».
Второй этап: организуется индивидуальное обследование одарённых детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребёнка к определенной деятельности.
- Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич).
- Тест Торренса «Дорисовывание фигур».
- Диагностика интересов дошкольников (опрос родителей и дошкольников по выявлению их склонностей и интересов).
- «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т. Г., Лыкова И. А.).
- Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.).
- Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
- Методика определения статической координации.
- Методика определения динамической координации.
- Методика определения быстрого реагирования.
- Методика определения способности восприятия и запоминания собственных движений.
- Методика определения физической подготовленности.
Третий этап:
- анкета для определения позиции родителей, имеющих одарённых детей.
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одарённости воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости, в том числе для его направления в соответствующий кружок по согласованию с родителями.
2 этап. Реализационный (ноябрь - апрель)
Цель: апробация системы работы с одарёнными воспитанниками.
Задачи:
1. Установление психологического и эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста.
2. Формирование методической копилки детского сада по работе с
одарёнными детьми.
3. Повышение квалификации педагогов в области работы с одарёнными детьми.
4. Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.
Планируемые мероприятия:
1. Установление психологического и эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Тест А. И. Захарова для родителей. Тест «Паровозик» для детей.
2. Внедрение педагогических технологий развития детской одарённости.
3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.
4. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одарёнными детьми.
5. Дополнительное образование (кружковая работа).
3 этап. Аналитический (апрель - май)
Цель: переход системы работы с талантливыми и одарёнными детьми в режим функционирования.
Задачи:
1. Обобщение результатов работы детского сада в реализации программы.
2. Осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ.
3. Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
Планируемые мероприятия: 1. Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику
воспитанников.
2. Обсуждение итогов развивающей работы с одарёнными детьми,
выявляются проблемы.
3. Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами.
4. Отчёт о работе с одарёнными детьми.
5. Создание банка одарённых детей.
6. Построение перспективы дальнейшей работы с одарёнными детьми.