Элина Агапова
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению», определяет содержание и особенности организации деятельности педагога-психолога в ДОО, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года, с учётом Основной образовательной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников.
Публикация «Программа „Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же включает в себя просветительскую работу с родителями и педагогами, которая поможет создать максимально эффективные условия для подготовки ребёнка к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школе в программе понимается необходимый и достаточный уровень развития (интеллектуальной, мотивационной и волевой сферы) ребенка с целью успешного начала освоения школьной программы.
У детей, не готовых к началу школьного обучения, труднее и длительнее проходит период адаптации к школе и как следствие, гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении.
Продолжительность программы с 01.09.2019 по 29.05.2020 учебного года.
1.1.1. Цели и задачи программы.
Цель программы : развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению; создание условий, способствующих успешной психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Задачи:
1. Способствовать развитию мышления;
2. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива, способствовать формированию позиции ученика;
3. Формировать умение сознательно подчинять свои действия правилу, развивать произвольность всех психических процессов;
4. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
1.1.2. Направления и принципы реализации программы.
Направления реализации программы.
1. Диагностическая работа.
С целью определения уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников в начале и в конце учебного года применяется тест школьной зрелости Керн-Йирасека. По результатам теста формируют группу воспитанников с уровнем школьной готовности ниже нормы. Эти дети требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.
2. Коррекционно-развивающая работа.
С группой воспитанников с уровнем школьной готовности ниже нормы один раз в неделю проводятся коррекционно-развивающие занятия согласно плану коррекционно-развивающих занятий.
3. Психопрофилактика.
С целью сохранения, укрепления и развития психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста один раз в две недели проводятся развивающие игровые сеансы, с участием педагога и всего коллектива группы.
4. Психопросвещение и консультирование.
С родителями воспитанников подготовительных к школе групп проводятся групповые и индивидуальные консультации, беседы; выступления на родительских собраниях; размещается информация на сайте МБДОУ и в информационных уголках по проблеме школьной готовности. Педагоги групп принимают участие в практикумах-семинарах, обращаются за консультацией, используют рекомендации и памятки в профессиональной деятельности.
Основные принципы реализации программы.
В книге «Психологическая готовность к школе» Гуткина Н. И. вфыделяет следующие принципы работы при подготовке ребенка к школе.
1) развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;
2) субъектное отношение к ребенку;
3) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего "зону ближайшего развития" ребенка;
4) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес;
5) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;
6) ребенок должен иметь право на ошибку;
7) успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу;
8) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
1.2. Планируемые результаты реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы психологического сопровождения воспитанников при подготовке к школьному обучению совпадают с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры составлены с учётом Основной образовательной программы дошкольного образования.
К целевым ориентирам относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики ребенка:
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Этапы реализации программы
Мероприятие Цель Планируемый результат и форма отчетности Сроки
проведения
Диагностика
Групповое диагностическое обследование уровня развития школьной зрелости Определение уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп.
Понимание степени психологической готовности ребенка к школьному обучению;
Рекомендации для педагогов и специалистов;
Аналитический отчет по результатам диагностики. Октябрь, Апрель
Углубленное диагностическое обследование воспитанников с низким уровнем школьной зрелости. Комплексная оценка развития интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению
Составление заключения о степени развития воспитанника с низким уровнем школьной зрелости;
Разработка рекомендаций по снижению рисков школьной дезадаптации для педагогов и родителей;
Составление плана коррекционно-развивающих занятий.
Ноябрь
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающие занятия Развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению в школе.
Повышение уровня школьной зрелости воспитанников с низким уровнем школьной зрелости;
План коррекционно-развивающих занятий.
Декабрь-апрель
Психопрофилактическая работа
Развивающие игровые сеансы Сохранения, укрепления и развития психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста.
Профилактика снижения уровня школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп. Ноябрь-май
Психопросветительская и консультативная работа
Родители (законные представители)
1. Выступления на родительских собраниях на тему «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»;
2. Разработка информационной папки «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : советы
педагогов и психолога»;
3. Размещение информационных материалов на сайте ДОУ и в информационных уголках;
4. Индивидуальные консультации и беседы. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей подготовительного к школе возраста. Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) детей подготовительного к школе возраста. Участие родителей (законных представителей) в открытых и совместных мероприятиях.
Наличие информационных материалов, текстов выступлений, фото мероприятий. В течение года
Педагоги
1. Выступления на педагогических советах;
2. Разработка памяток, брошюр, буклетов по проблеме школьной готовности;
3. Размещение информационных материалов на сайте ДОУ;
4. Индивидуальные консультации и беседы Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей подготовительного к школе возраста. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов. Наличие информационных материалов, текстов выступлений, фото мероприятий. В течение года
2.1.1. Диагностика.
С целью определения уровня развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп в октябре проводятся групповые психодиагностические обследования с применением теста школьной зрелости Керн-Йирасека.
Тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший балл, 5 - низший балл, а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже нормы. Воспитанники с низким уровнем развития школьной зрелости проходят более углубленное диагностическое обследование с целью комплексной оценки развития интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению.
Методики для комплексной оценки развития готовности к обучению
№ Готовность к обучению Методика, автор Цель Источник
1 Интеллектуальная «Пиктограмма»,
Лурия А. Р. Диагностика развития опосредованной памяти, развития мышления, развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности, развития устойчивости и распределения внимания. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», А. Н. Веракса, стр. 56.
2 «Схематизация»,
Р. И. Бардин Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, навыка ориентировки в пространстве. «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе», Пасечник Л. В.,
стр 70
3 «Перцептивное моделирование»,
В. В. Холмовская Изучение степени сформированности действия перцептивного моделирования (способности разложить целое на элементы и составить целое из элементов в плане восприятия) «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», А. Н. Веракса, стр. 60.
4 Мотивационная «Беседа о школе», Т. А. Нежнова Диагностика мотивационной готовности к школе «Практический психолог в детском саду», А. Н. Веракса, стр. 95.
5 Волевая «Учебная деятельность»,
Л. И. Цеханская Выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности: умения подчинять свои действия, умения слушать и точно выполнять указания говорящего «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе», Пасечник Л. В.,
стр 102
По результатам углубленного диагностического обследования на каждого воспитанника с низким уровнем школьной зрелости составляется заключение о степени развития готовности к обучения в школе, составляется план индивидуальных либо групповых коррекционно-развивающих занятий.
В апреле проводятся повторные групповые психодиагностические обследования с применением теста школьной зрелости Керн-Йирасека, с целью определения уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп.
2.1.2. Коррекционно-развивающая работа.
План индивидуальных либо групповых коррекционно-развивающих занятий составляется по результатам заключения углубленного диагностического обследования воспитанника с низким уровнем школьной зрелости.
2.1.3. Психопрофилактическая работа.
Целью профилактической работы является сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста.
Психопрофилактическая работа проводится в форме игровых развивающих сеансов один раз в неделю с участием педагога и всего коллектива группы. Участниками игровых сеансов являются воспитанники подготовительных к школе групп №3,4,8. Занятия состоят из четырех частей и занимают не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия порядок игр и и упражнений можно менять.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИГРОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ СЕАНСОВ
Сроки Тема Цель Источник
01.11.2019-10.11.2019 Занятие 1 Развитие мышления и речи. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. Расширение объема памяти и развитие внимания. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 78
11.11.2019-15.11.2019 Занятие 2 Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие логического мышления. Развитие внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств. Релаксация и развитие воображения. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 80
18.11.2019-22.11.2019 Занятие 3 Развитие навыков анализа и синтеза. Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением. Увеличение объема памяти и развитие внимания. Релаксация и развитие воображения. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 82
25.11.2019- 29.11.2019 Занятие 4 Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Развитие внимания и зрительной памяти. Развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 84
02.12.2019- 06.12.2019 Занятие 1 Развитие мышления и речи. Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие слухового внимания, памяти и мышления. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 86
09.12.2019-13.12.2019 Занятие 2 Развитие логического мышления, речи и памяти. Стимуляция внимания. Развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. Совершенствование выразительных движений. Развитие внимания и памяти. Развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 88
16.12.2019-20.12.2019 Занятие 3 Развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях. Развитие мелкой моторики, способности к согласованному взаимодействию. Расширение объема памяти.
Развитие внимания. Релаксация и развитие воображения. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 90
23.12.2019-
27.12.2019 Занятие 4 1. Развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. Развитие внимания и логического мышления. Релаксация, развитие дыхания, воображения. «Коррекционно-развивающие занятия:подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 92
30.12.2019-17.01.2020 Занятие 1 Развитие мышления и речи. Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие слухового внимания, памяти и мышления. Релаксация. Развитие воображения. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 95
20.01.2020- 24.01.2020 Занятие 2 Расширение объема внимания. Развитие мышления и навыков послогового чтения. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 97
27.01.2020- 31.01.2020 Занятие 2 Развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти, логического мышления и речи. Стимуляция внимания. Развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. Совершенствование выразительных движений. Развитие восприятия и памяти. Активизация словарного запаса. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 84
03.02.2020- 07.02.2020 Занятие 3 Развитие навыков анализа и синтеза. Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие мышления и речи. Релаксация и развитие воображения. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 98
10.02.2020- 14.02.2020 Занятие 4 Развитие логического мышления. Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением. Развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 100
17.02.2020- 21.02.2020 Занятие 1 Развитие внимания Развитие способности быстро переключать внимание. Воспитание выдержки и волевого усилия. Развитие восприятия и памяти. Активизация словарного запаса. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 102
24.02.2020- 28.02.2020 Занятие 2 Развитие моторно-слуховой памяти и пространственной ориентации. Развитие речи и мышления. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 104
02.03.2020- 06.03.2020 Занятие 3 Развитие внимания и логического мышления. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. Развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. Снижение напряженности и возбуждения. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 106
09.03.2020- 13.03.2020 Занятие 4 Развитие мышления и речи. Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию Развитие произвольного внимания и слуховой памяти. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 108
16.03.2020- 20.03.2020 Занятие 1 Развитие восприятия и памяти. Активизация словарного запаса. Развитие слухового внимания, произвольности и самоконтроля. Расширение объема памяти и развитие внимания. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 109
23.03.2020- 27.03.2020 Занятие 2 Развитие восприятия, мышления, выразительных движений. Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением. Расширение объема внимания. Развитие способности к сосредоточению. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 111
30.03.2020- 03.04.2020 Занятие 3 Развитие мышления, воображения и речи. Развитие внимания. Расширение словарного запаса. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие слухового внимания, памяти и мышления. Релаксация и развитие воображения. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 112
06.04.2020- 10.04.2020 Занятие 4 Развитие мышления и речи. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. Расширение объема внимания и возможностей его распределения.
Развитие мыслительных способностей. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 114
13.04.2020- 17.04.2020 Занятие 1 Развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия. Стимуляция внимания. Развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. Совершенствование выразительных движений. Развитие восприятия и мелкой моторики. «Коррекционно-развивающие занятия: тподготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 116
20.04.2020- 24.04.2020 Занятие 2 Расширение объема внимания и возможностей его распределения. Развитие мыслительных способностей. Развитие навыков произвольного поведения. Развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 118
27.04.2020- 01.05.2020 Занятие 3 Снять страх перед школой. Облегчить будущую адаптацию к школе. «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л. И. Катаева, стр 116