Першина Татьяна Васильевна
Методическая разработка программы «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность темы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории.
Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.
Публикация «Методическая разработка программы „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще.
Её актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдаются враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство старших дошкольников не могут ответить на вопросы: в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос: «Кто является героем?» дети почему- то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек – паук, Терминатор, черепашки Нинзя и др.
Любой край, область, даже небольшая деревенька неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. И задача воспитателя – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать.
Из всего выше сказанного, видно, что проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем является одной из актуальных задач дошкольного образования.
Работа над ней должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях, находить отклик в семье.
Цель:
Повышения качества нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
*формирование интереса и любви к своему краю, его истории и культуре;
*воспитание патриотических чувств и потребностей в их реализации (гордости за труд земляков, прославивших свой край, ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества);
*передача детям знаний о прошлом и настоящем родного села
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным селом. Я, Першина Татьяна Васильевна, родилась и живу в селе Спасское, Нижегородской области, в селе с богатой историей. Нашему селу более 600 лет. В селе живут и работают интересные замечательные люди; среди них ветераны Великой Отечественной войны и труда, отмеченные многочисленными наградами Родины, инженера, врачи, учителя. В селе много интересных достопримечательных мест. Расположился он в очень живописном месте. Наблюдая за детьми, я заметила, что большинство детей не интересуются достопримечательностями своего села, слабо ориентируются в окрестностях села. Некоторые дети 5-6 лет не знают название родного села, свой домашний адрес.
Я пришла к выводу, что работу по теме «Ознакомление с родным селом» нужно начинать с младших групп. Ознакомление с селом начинается с близлежащей улицы Октябрьская (на которой и расположен наш детский сад). Детям даются сведения, что улица большая, на ней много домов, дома разные и у каждого свой номер. На прогулках с детьми младшего возраста я стараюсь рассказывать о том, что наше село очень красивое. Объясняю, что в селе живет много людей. Они делают всё, чтобы наше село было красивым и уютным: сажают деревья и цветы, красят лавочки и пр. Я постоянно говорю детям, что они тоже маленькие жители нашего села. Поэтому должны делать всё, чтобы село было чистым и нарядным: не бросать фантики, не ломать веточки, не рвать цветы. К родителям детей младших групп обращаюсь с просьбой: «Дорогие папы и мамы, гуляя с детьми по селу, покажите и расскажите, чем привлекательно наше по село, обращайте внимание на красоту природы родного края».
В средней группе продолжается работа по этой теме. В старшей и подготовительной группе более широко рассматривается вопрос «Ознакомление детей с родным краем (селом)».
Далее мной был разработан цикл занятий, экскурсий, прогулок, бесед, развлечений и праздников, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с родным селом.
Цикл состоит из 6 блоков:1. Моя семья в жизни села.
2. Прошлое и настоящее села.
3. Улицы родного села.
4. Известные люди села Спасского.
5. Природа родного края.
6. Достопримечательности села.
Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням. Было проведено ряд мероприятий с родителями:
- родительское собрание на тему «Растим патриотов»;
-анкетирование «Выявление интересов и потребности родителей»;
-анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»;
- Игра – викторина «Знаешь ли ты свое село»;
- серию рекомендаций в уголке для родителей.
Работа над блоком «Моя семья в жизни села» была построена следующим образом:
* беседы о родственниках детей;
*оформление семейных альбомов;
*празднование «День рождение группы»;
*занятие «Наша дружная семья»;
*совместное с родителями посещение праздников «День села»,
«Масленица»; музея села Спасского, памятника Победы
*Сладкие вечера с рассматриванием коллекций пуговиц, значков,
марок, киндер - сюрпризов
*Мини – проекты «Моя семья» - где предлагалось с помощью изобразительных средств показать ребёнку его родословную, придумать герб семьи, девиз, познакомить с семейными традициями.
Примерное планирование работы по блоку
«Моя семья в жизни нашего села»Содержание: Семь Я.
Задачи: Внушать чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к своим пожилым родственникам.
Форы работы: Занятия, совместные с родителями досуги, КВН, выставки, вечера встреч.
Методы и приёмы: Беседы, составление рассказов о семье, рисование по теме «Моя семья».
Содержание: Место работы родителей.
Задачи: Прививать уважение к труду родителей.
Форы работы: Беседы с родителями, экскурсии к месту работ (почта, школа, магазин, библиотека, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, рассматривание альбомов.
Методы и приёмы: Беседы, составление рассказов о будущей профессии, рисование.
Содержание: Родной очаг.
Задачи: Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, интересоваться делами, традициями семьи.
Форы работы: Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, дидактические игры.
Методы и приёмы: Беседы: «Мой адрес», «Животные в доме», «Домашние праздники» и пр.
Следующий блок «Прошлое и настоящее родного села» Этот блок включил в себя ряд бесед на тему «Наш край в древности». В ходе этих бесед дети узнали, что раньше на месте села на целые сотни верст тянулись непроглядные, непроходимые лесные дебри, которые перемежались озерами да болотами. Именно в этих лесах и поселились первые люди. Детям рассказывала о появлении орудия труда из камня, костей животных, о том, как с течением времени первобытные орудия труда человек довёл до совершенства. Рассматривали иллюстрации археологических раскопок. Дети узнали, что селились люди по берегам озёр и рек и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Далее дети узнали, откуда произошло название села. Посещая музей нашего села, дети наглядно знакомились с бытом крестьян, с русским костюмом и пр.
Содержание работы по теме: «Ознакомление с русским бытом».
Быт: Русская печь, прялка, люлька, веретено, сундуки, ухват, кадки, часы, лампа.
Посуда: Самовары, ковши, половники, крынки, кувшины, горшки, чашки, ложки.
Постельные принадлежности: Одеяло лоскутное, подушка, наволочки, простыни с подзорами, шторы, скатерти.
Одежда, обувь: Костюмы, сарафаны, рубахи, кокошники, платки, украшения, лапти, валенки, сапоги.
Многое о жизни наших предков дети узнали из личных бесед со старейшими жителями села.
Дети получили ответы на вопросы:
-в каких домах раньше жили люди;
- что было самым главный в русской избе;
-как служила печь человеку;
-какие работы выполняли женщина, какие мужчины;
-как дети помогали родителям;
-чему учили девочек с 5-ти лет;
-какой главный продукт на столе и др.
Следующий цикл был посвящен образованию. Дети рассматривали иллюстрации самой первой школы села, школы построенной на средства жителей села, современной школы.
Изучая прошлое и настоящее села, дети также знакомились с русскими традициями, обычаями. Например, объясняя, откуда произошло гостеприимство, сострадание, взаимопомощь, одновременно повторяли современные правила поведения в гостях. Рассуждали о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.
Было разучено ряд народных игр, в которые играли наши бабушки и дедушки «Горелки», «Жмурки», «Пошла коза по лесу», «Заря – заряница» и др.
Работая по теме «Прошлое и настоящее села» тесно перекликалась со всеми видами образовательных областей.
Блок «Прошлое и настоящее родного села» тесно связан с блоком «Улицы родного села». Задача этого блока дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц поселка. Были рассмотрены вопросы:
- На какой улице находится наш детский сад?
- Почему её назвали улица Октябрьская?
- Какие улицы села знаете?
Проводили с детьми тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Детям предлагалось подумать над вопросом: «Почему так назвали улицу?» (ул. Мира, ул. Молодежная, ул. Северная, ул. Луговая, и др.). Гуляя по улицам нашего села, мы обращали внимание на красоту нашего села в любое время года.
Детям предлагалось нарисовать рисунки на тему: «Мой дом», «Моя улица», «Любимый уголок села», «Село будущего». Устраивались выставки детских работ, на которых дети сами становились экскурсоводами. Из детских работ был составлен альбом «Улицы родного села».
В сотрудничестве с кружком краеведов, с библиотекой, для детей была проведена заочная экскурсия по старейшей улице села – улице Ленина. Улица, по которой мы совершили экскурсию, невелика, в ней всего 35 домов, все они разные: часть из них совсем старые, в них живут разные люди, у всех разные судьбы. Но для всех из них эта улица – частичка их детства, их жизни. Цель этой работы расширить представление детей об историческом и культурном наследии своего села.
Следующий блок «Известные люди села». Начиная работать над этой темой, мне хотелось, вызвать у детей интерес к жизни села Спасского, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. Формы работы по этой теме были многообразны: занятия, встречи с интересными людьми, утренники, драматизация, выставки. Методы и приёмы: рассказы воспитателя о жителях села, рассматривание иллюстраций, фотоснимков.
На занятиях, беседах дети много узнали о промыслах жителей Спасского. Это изделия из глины, изделия из кожи, вышивка, кружевоплетение. Дети узнали, что издавна наш Спасский народ любил трудиться, изготовляя своими руками невиданные вещи. А чтобы в этом убедиться, в группы приглашали мам, бабушек, которые наглядно показывали детям, как своими руками можно сделать красивые вещи. Организовывали выставки «Наши мамы – мастерицы», «Наши руки не для скуки», «Чудо вышивка». Итогом этой работы стало музыкально – фольклорное развлечение «Спасские посиделки».
Никто не забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. По-другому не может быть в стране, в которой многие поколения людей помнят события той далекой войны. Мы гордимся ветеранами Великой Отечественной войны. Посещая экспозицию музея, посвященную спассчанам в годы войны, дети познакомились с именами многих из них.
Работа по теме «Природа родного села» была построена следующим образом:
Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем – просто невозможно. Непосредственное общение с природой помогает почувствовать мир растений и животных, способствует воспитанию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие.
Работа по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу. И я считаю, что любовь к родной природе является одной из составляющей любви к Родине. Природа Спасского края очень разнообразна. Наше село со всех сторон окружают леса. Это и берёзовая роща, дубовая роща, сосновый лес, смешанный лес.
Содержание: Времена года.
Задачи: Прививать детям видеть красоту родной природы в разное время года.
Формы работы: Прогулки, экскурсии, экологические тропы, под/игры, викторины, занятия, календарные праздники.
Методы и приёмы: Беседы; слушание классической музыки из цикла» Времена года»; рисование, пословицы и поговорки о природе.
Содержание: Растительный мир.
Задачи: Знакомит детей с растительным миром села, с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.
Формы работы: Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд в природе.
Методы и приёмы: Беседы; опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.
Содержание: Животный мир.
Задачи: Знакомить детей с животным миром села; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное отношение к животному миру.
Формы работы: Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.
Методы и приёмы: Беседы; наблюдение за животными, птицами, чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек, прибауток, рисование.
Содержание: Водоемы.
Задачи: Дать представление о водоемах села, их растительном и животном мире.
Формы работы: Экологические тропы, праздники, прогулки.
Методы и приёмы: Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомы, беседы.
Содержание: Правила поведения на природе.
Задачи: Прививать соблюдать правила поведения на природе. Дать представление о заповедниках.
Формы работы: Занятия, театр на природе, экологические тропы, составление Красной книги села.
Методы и приёмы: Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.
Содержание: Уроки безопасности.
Задачи: Дать понятие об ядовитых растениях и грибах, опасных животных; о возможных травмах на природе; учить оказывать первую помощь.
Формы работы: Занятия «Уроки доктора Айболита»; экологические тропы.
Методы и приём: Дидактические игры на классификации, беседы;
Игра «Хорошо – плохо»
Работа по блоку «Достопримечательности села»
Содержание: Памятник воинам, погибшим в годы ВО войны
(ул. Октябрьская)
Задачи: Вызвать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми; учить детей отдавать дань людям, которые обеспечили им счастливое детство.
Формы работы: Экскурсии к памятнику.
Методы и приём: Беседы, рассматривание фотоальбомов, чтение худ. литературы.
Содержание: Памятник «Локальных войн и конфликтов» (пл. Революции).
воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.
Задачи: Вызвать чувство гордости за наших земляков воинов –интернационалистах.
Формы работы: Экскурсия к памятнику
Методы и приём: Беседы, рассматривание фотоальбома.
Содержание: Музей села Спасского.
Задачи: Расширить кругозор детей; воспитывать любознательность.
Формы работы: Экскурсии в музей.
Методы и приём: Беседы, рассматривание экспозиций, чтение художественной литературы.
Содержание: Озеро Колхозное.
Задачи: Дать представление о водоеме, как о заповедном месте; учить соблюдать правила поведения на природе.
Формы работы: Экологическое занятие «Природа родного края».
Методы и приём: Рассматривание иллюстраций, рисование, составление рассказов, беседы.
Содержание: Озеро Святое. Заповедное место. Место стоянки первобытных людей.
Задачи: Дать представление о водоеме, как о заповедном и историческом месте ; учить соблюдать правила поведения на природе.
Формы работы: Экологическое занятие «Мы друзья природы».
Методы и приём: Рассматривание фотоальбомов «Природа нашего края», беседы, рисование, составление рассказов.
Основной формой работы по этому блоку была экскурсия. И это не случайно, ведь особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном селе, обогащаются знаниями о жизни, труде людей. Постигая новое, дети начинали активно общаться между собой и со взрослыми. Познавательный интерес отражался в играх, рисунках и в других видах творческой деятельности.
Если проводить эту работу в комплексе, то можно надеяться, что дети приобретут важнейшее человеческие качества: чувство сопереживания, чувство гордости за себя и за людей, проживающих с ними рядом. Воспитывая у детей любовь к своему селу, они подойдут к пониманию, что наш посёлок – частица Родины, поскольку во всех местах больших и маленьких, есть много общего:
-в селе люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины и пр.);
-в селе соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
-в селе живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие и профессиональные праздники.
Этому результату способствовала целенаправленная работа по патриотическому воспитанию через ознакомление с родным селом.