Дарья Новопашина
Парциальная программа «Юный актер» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста
СОГЛАСОВАНО УО
УТВЕРЖДАЮ
г. Ирбит
Заведующий «Детский сад № 6»
___
(подпись) (Ф. И. О.)
___
«30» августа 2024 г.
(подпись) (Ф. И. О.)
«30» августа 2024 г.
Парциальная программа
«Юный актер»
для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
продолжительность программы : 18 ч.
Публикация «Парциальная программа „Юный актер“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Разработано:
Чащина Елизавета Павловна, воспитатель
Ирбит, 2024
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Направленность программы : Изобразительное искусство
Новизна программы заключается в построении работы таким образом, чтобы дети поэтапно через игру осваивали различные виды театрализованной деятельности.
1 этап – знакомство с театром
2 этап – подготовка к представлению (выполнение упражнений для рук, пальцев рук, на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи).
3 этап – игры импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги.
4 этап – выступление. Освоение техники управления куклой. Разучивание монологов, диалогов, разыгрывание сценок.
Проигрывая те или иные ситуации, примеряя на себя «сценические образы», работая над творческой постановкой, дети получают полезные навыки коллективной и индивидуальной работы, адекватно реагируют на окружающий мир.
Актуальность программы заключается в том, что одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными 5 играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть. Актуальность предлагаемой Программы определяется запросом со стороны родителей (законных представителей) на программу художественно-эстетического развития дошкольников, для реализации которой на базе нашего дошкольного учреждения созданы материально-технические условия.
Педагогическая целесообразность программы состоит в заложении педагогической модели художественно-творческого развития детей в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Наряду с приобретением знаний, умений и навыков, у детей формируется культура общения и поведения, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка.
1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи программы :
Обучающие:
· Совершенствование всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрального искусства.
· Знакомство с различными куклами для театральной деятельности: настольными, пальчиковыми, перчаточными и освоение действий с ними.
· Совершенствование навыков кукловождения.
· Формирование культуры поведения на сцене (взаимодействие с партнером, техника управления куклой, развитие чувства пространства сцены).
Развивающие:
· Развитие творческих способностей детей, воображения, фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в играх, упражнениях, этюдах, сценках.
· Закрепление правильного произношения звуков, обрабатывание дикции, работа над интонационной выразительностью речи
· Активизация способности детей к импровизации.
Воспитательные:
· Воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения.
· Воспитание гуманных чувств, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса и культуры поведения детей.
· Формирование у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.
Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) :
Программа рассчитана на : 18 ч.
Этапы программы :
1. Содержательный.
2. Организационный.
3. Моделированный.
1.3. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности; ребенок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов. ребенок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребенок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность; ребенок проявляет интерес и/или с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности; ребенок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;
1.5. Формы и режим образовательной деятельности
Индивидуальная, групповая, подгрупповая, по парам.
1.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки
· Овладеют навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми
· самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей
· проявляют интерес, желание к театральному искусству
· передают различные чувства, используя мимику, жест, интонацию
· читают наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова с нужными интонациями и расставляя логические ударения.
· строят диалог с партнером на заданную тему, между сказочными героями
· сочиняют этюды по сказкам, рассказ от имени героя, подбирают рифмы к заданным словам
· уверенно чувствуют себя во время выступлений
· показывают сказки, спектакли для малышей
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ пополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Установлен тесный контакт с родителями.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
Итоговой работой по завершению учебного периода являются театрализованные представления или сценические постановки в рамках программного материала детского сада, для детей разных возрастных групп, родителей.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Раздел/Тема
Кол-во часов
Форма организации
1
Раздел 1. Знакомство с театром
9
Образовательная деятельность
1.1.
Тема 1.1. «Страна театра»
4
Образовательная деятельность
1.2.
Тема 1.2. «Театральные профессии»
5
Образовательная деятельность
2
Раздел 2. Игры – инсценировки
9
Образовательная деятельность
2.1.
Тема 2.1. «Сочиняем сказку»
3
Образовательная деятельность
2.2.
Тема 2.2. «Театр за ширмой»
3
Образовательная деятельность
2.3.
Тема 2.3. «Кукольные спектакли»
3
Образовательная деятельность
ИТОГО:
18
3. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Знакомство с театром»
Тема 1.1. «Страна театра»
Знакомство с коллективом. Познакомить детей с искусством театра, театральными профессиями, театральной лексикой (афиша, сцена, занавес, кулисы, декорации, грим, зрительный зал., правилами поведения в театре. Развивать интерес к сценическому искусству.
Тема 1.2. «Театральные профессии»
Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видеоролика. Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих профессий в мире театра.
Раздел 2. Игры – инсценировки
Тема 2.1. «Сочиняем сказку»
Игры и упражнения на развитие выразительной пантомимики. Введение понятия «пантомима». Этюд «Изобрази животное». Этюд «Что я делаю». Творческая игра «Это что за сказка». Развитие воображение и фантазии. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» (разыгрывание диалога из сказки «Кто сказал «мяу»?» между щенком и собакой). Игра «Превращение предмета». Игра «Кругосветное путешествие». Инсценировка «Колобок на новый лад».
Тема 2.2. «Театр за ширмой»
Знакомство с различными куклами. Показ педагогом настольного театра по сказке «Дружные зайчата». Игровые упражнения на развитие памяти, внимания, речи «Веселые зверюшки».
Тема 2.3. «Кукольные спектакли»
Обучение детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Происхождение, виды кукольного театра. Виды кукольного театра, виды кукол. Правила кукловождения перчаточных кукол: надевание куклы на руку, движения головой, руками, корпусом гимнастика пальцев, этюды с куклами, диалоги двух кукол, мелкие движения, инсценированние стихов, песен. Закрепление правил кукловождения перчаточных кукол: надевание куклы на руку, движения головой, руками, корпусом гимнастика пальцев, этюды с куклами, диалоги двух кукол, мелкие движения, инсценирование стихов, песен.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Раздел / Тема
Половина дня
Занятие, вид деятельности
Количество занятий в неделю
Сроки
Раздел 1. Знакомство с театром
Вторая половина дня
Образовательная деятельность
4
Сентябрь
Тема 1.1. «Страна театра»
Раздел 1. Знакомство с театром
Вторая половина дня
Образовательная деятельность
4
Октябрь
Тема 1.2. «Театральные профессии»
Раздел 2. Игры – инсценировки
Вторая половина дня
Образовательная деятельность
3
Ноябрь
Тема 2.1. «Сочиняем сказку»
Раздел 2. Игры – инсценировки
Вторая половина дня
Образовательная деятельность
3
Декабрь
Тема 2.2. «Театр за ширмой»
Раздел 2. Игры – инсценировки
Вторая половина дня
Образовательная деятельность
3
Январь
Тема 2.3. «Кукольные спектикли»
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дидактические материалы:
Настольный театр игрушек; Настольный театр картинок; ЛЭПБУК; Фланелеграф; Теневой театр; Пальчиковый театр; Театр Би-ба-бо; Театр Петрушки; Детские костюмы для спектаклей; Взрослые костюмы для спектаклей; Элементы костюмов для детей и взрослых; Атрибуты для занятий и для спектаклей; Ширма для кукольного театра; Декорации к спектаклям; Методическая литература; Мольберт.
Техническое оборудование:
Музыкальный центр; Фотоаппарат; Компьютер; Медиотека (аудио- и CD диски); Мультимедийный проектор; Экран Микрофон.
6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Полученные знания и умения ребята демонстрируют на концертах для родителей.
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театральной деятельности определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности: - знание основ театральной культуры; - речевая культура; - навыки кукловождения; - эмоционально-образное развитие; - основы коллективной творческой деятельности;
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности: - поведенческая активность; - коммуникативно- речевые навыки; - отношения с взрослыми; - любознательность; - стремление к общению в больших группах детей; - желание стать лидером в группе; - конфликтность, агрессивность;
Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т. С. Комаровой, Н. Ф. Сорокиной (мл и ср. возраст, Э. Г. Чуриловой (подг. гр.). Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий. Механизм оценки получаемых результатов Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1. Основы театральной культуры. Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура. Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие. Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения. Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности. Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
№ п/
П
ФИО ребенка
Основы театральной культуры
Речевая культура
Эмоциональное образование
Навыки куловождения
Основы коллективной творческой деятельности
ИТОГО
1.
2.
3.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М. : Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Вакуленко Ю. А., Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
3. Власенко О. П. Ребё нок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4 – 7 лет / - Волгоград: Учитель, 2009. – 411 с.
4. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» : для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
5. Гончарова О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
6. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М. : Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
7. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
8. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – АМ. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с. с ил.
9. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии / - СПб. : Речь, 2007.- 224с.
10. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).
11. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : Программа и репертуар. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
12. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 112с.
13. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
14. Ежемесячный познавательный журнал для детей «Отчего и почему» (статья «Дом, в котором живёт сказка» с. 4) / главный редактор: Е. Бакурская, март 2001г.