Светлана Смирнова
Программа «Подвижная игра как одна из форм активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подвижная игра является упражнением,
посредством, которого ребёнок готовится к жизни».
П. Ф. Лесгафт
Пояснительная записка.
Значимость двигательной активности дошкольников сегодня возрастает в связи с тем, что в последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности детей. Низкая двигательная активность ведет к тому, что растут показатели заболеваемости дошкольников, у большинства дошкольников отсутствует интерес к двигательной активности : они предпочитают просмотр телевизора и малоподвижные игры, что ведет к неадекватности статических и динамических нагрузок. В результате 25-30% дошкольников имеют избыточный вес, как вследствие «двигательного дефицита».
Публикация «Программа „Подвижная игра как одна из форм активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольников.
Подвижная игра - это источник радостных эмоций, она вызывает у дошкольников чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
Игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Побуждая детей к двигательной активности в играх, мы продолжаем укреплять и охранять здоровье детей, создавать у них бодрое, радостное настроение. Во время проведения подвижных игр формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности, правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.
В ФГОС ДО одним из приоритетных направлений развитий дошкольников названо «Физическое развитие». Овладение содержанием этой образовательной области включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей :
• связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
•способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
Эти задачи могут быть успешно решены с помощью подвижных игр, которые в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают особое место в физическом воспитании дошкольников, поэтому разработана система «Подвижная игра как одна из форм повышения двигательной активности дошкольников».
Принципиальная новизна разработанной системы работы состоит в:
1) использовании разных видов подвижных игр (игровых упражнений, малоподвижных, хороводных игр и подвижные игры разных народов;
2) подвижные игры, входящие в систему, подобраны для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Цель: повышение двигательной активности дошкольников.
Задачи:
1. - Удовлетворять потребность детей в движении.
2. - Способствовать развитию и координации основных движений.
3. - Расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера;
4. - Целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно - силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость);
5. - Повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;
6. - Стимулировать интерес ребенка к подвижным играм и стремление участвовать в них.
Условия реализации:
1-ое условие. Использование интегративного, системно-деятельностного, личностно-ориентированного и коммуникативного подходов.
Интегративный подход – интеграция содержания разных образовательных областей с ведущей детской деятельности – игровой, а также другими видами деятельности детей (двигательной, игровой, познавательно-речевой, музыкально-ритмической).
Системно-деятельностный подход – проведение систематической и целенаправленной работы.
Личностно-ориентированный подход – подбор и использование подвижных ведется с учетом психологических особенностей детей разного возраста.
При коммуникативном подходе в подвижных играх организуется общение ребенка с взрослыми и сверстниками, что позволяет расширять словарный запас, овладеть навыками речевого поведения.
2-ое условие. Комплексная реализация оздоровительных, развивающих, воспитательных, образовательных задач при помощи подвижных игр для повышения двигательной активности дошкольников.
Оздоровительные задачи, которые решаются с помощью подвижных игр, связаны с тем, что они оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, опорно-двигательной системы организма, на развитие равновесия, координации движения, формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма, что особенно важно для детей с нарушениями физического развития. Весёлое, бодрое настроение является существенным элементом подвижной игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата.
Развивающие задачи подвижных игр связаны с тем, что они способствуют развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Воспитательные задачи решаются благодаря тому, что увлекательный игровой сюжет подвижной игры вызывает у детей положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества – настойчивость, ответственность, самостоятельность. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.
Образовательные задачи подвижных игр связаны с тем, что они оказывают большое воздействие на развитие мышления дошкольника, так как подвижная игра – это такая сознательная деятельность, в которой проявляются и развиваются умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. В подвижной игре развивается речь детей – они учатся договариваться между собой, высказывать свою точку зрения, участвовать в спорах и разрешать конфликты.
3-е условие. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Правильная организация предметно-пространственной развивающей среды способствует:
• развитию двигательной активности детей;
• формированию правильных и рациональных двигательных действий;
• развитию умений играть в подвижные игры, способствующих совершенствованию основных движений;
•желанию играть в подвижные игры на занятиях по физической культуре и на прогулках.
Принципы построения предметно-пространственной среды: целесообразность размещения, доступность, эстетичность.
4-ое условие. Взаимодействие с родителями.
Цель: формирование у родителей положительного отношения к проблеме использования подвижных игр для повышения двигательной активности дошкольников.
Принципы системы работы
• принцип гуманистической направленности – установление истинно гуманных, партнерских отношений между взрослыми и детьми при сохранении руководящей роли взрослого;
• принцип комплексности, который предполагает взаимосвязь подвижной игры с развитием физических качеств, накоплением и обогащением двигательного опыта детей, формированием потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• принцип свободного общения, согласно которому подвижная игра рассматривается как игровая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера общения, поощрение детской инициативы, стремление к оригинальности и самовыражению;
• принцип наглядности – использование наглядного материала при необходимости;
• принцип индивидуализации – построение содержания, методов и форм работы с детьми по повышению их двигательной активности в соответствии с личным опытом и уровнем достижений детей.
Этапы педагогической работы
I этап Организационный
Учебно-методическое сопровождение:
• Подборка литературных и диагностических материалов.
• Проведение исходной диагностики детей.
• Подборка подвижных игр, направленных на повышение двигательной активности детей разных возрастных групп.
Предметно-пространственная развивающая среда.
• Составление картотеки подвижных игр.
• Приобретение или изготовление игрового материала.
• Создание (пополнение) в группе зоны подвижных игр.
Работа с педагогами и родителями.
• Анкетирование.
• Организация открытых видов детской деятельности с показом подвижных игр в разных возрастных группах.
• Проведение семинаров-практикумов по изготовлению атрибутов к подвижным играм, проведению подвижных игр.
• Подборка подвижных игр для детей разного возраста в условиях детского сада и семьи.
II этап (Внедренческий)
• Составление учебного плана по возрастным группам.
• Разработка перспективного планирования по возрастным группам.
III этап (Итоговый)
• Итоговая диагностика детей.
• Корректировка планов.
Методы
• Словесные методы: объяснение, разъяснение, рассказ, команда (приказ, подсказка.
• Игровые методы: подвижные игры, игровые упражнения.
• Наглядные методы:
1) рассматривание разных видов наглядности (иллюстраций, картинок, фотографий и т. д., позволяющие формировать представления о двигательных действиях;
2) показ инструктором, как надо выполнять то, или иное двигательное действие в подвижной игре.
• Практические методы :
1) подвижная игра;
2) имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев литературных и фольклорных произведений);
3) импровизация.
• Методы формирования сознания (указание, убеждение, совет, рекомендация, похвала, поощрение).
• Соревновательные методы.
Приемы
• прямые приемы (показ способов действия);
• косвенные приемы (побуждение детей к самостоятельному действию).
Формы работы с детьми :
– совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей;
– подгрупповые, групповые, коллективные.
Индивидуальная работа проводится при необходимости, в случае затруднений в овладении какой-либо подвижной игрой.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила подвижной игры детьми усвоены.
Содержание работы
1 этап – младший дошкольный возраста (3-4 года).
Цель – привитие интереса к подвижным играм и формирование желания в них играть.
Движения у детей этого возраста нецеленаправленны, внимание неустойчиво, в связи с этим для них проводятся подвижные игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны детям из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом.
Большое место занимают игровые упражнения. В них включаются простые двигательные задания : принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и др. Движения эти известны и доступны детям (ходьба, бег, и прочее).
Обязательно проводится предварительное знакомство с условиями проведения игр и упражнений, с предметами, которые будут в них использоваться.
Одна и та же игра проводится несколько раз, не опасаясь, что она наскучит. Организуя повторение подвижных игр, принимается во внимание степень подвижности каждого ребенка и регулировать ее (вовремя остановить одного, активизировать другого, подобрать третьему подходящую роль и т. д.).
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети полюбили подвижные игры.
2 этап – средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Цель – закрепление интереса к подвижным играм, развитие двигательной активности за счет усложнения содержания и правил подвижных игр.
Движения детей более развиты, дети знакомы с простыми подвижными играми. Для повышения двигательной активности подбор подвижных игр проводится с учетом следующих условий:
– наличия в подвижной игре достаточных трудностей, преодоление которых вызывает необходимость приложения волевых усилий (усложнение правил и заданий, овладение новыми двигательными действиями);
– обусловленность участия ребенка в подвижной игре личностно-значимыми мотивами, побуждающими его к преодолению трудностей и проявлению целеустремленности и настойчивости (порадовать родителей, принести победу своей команде и т. д.);
– использование педагогических методов (похвалы, поощрения и т. д., обеспечивающих эмоциональную поддержку и стимулирование детей к участию в подвижной игре и проявлению двигательной активности.
3 этап – старшие дошкольники (6-7 лет)
Цель – формирование устойчивого интереса к подвижным играм, дальнейшее совершенствование основных движений, развитие умения самостоятельно организовать подвижную игру.
Подвижные игры – школа движений для старших дошкольников. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры усложняются. При этом учитывается, что усложняя и варьируя подвижную игру, нельзя менять ее замысел и композицию, но можно:
– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
– усложнить двигательное содержание (например, «воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (например, «ловишка» не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (например, вместо словесного, звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (например, по песку бежать труднее);
– усложнить правила (например, пойманных можно выручать; увеличить число «ловишек» и т. д.).
Для развития двигательной активности старших дошкольников используются :
а) подвижные игры по правилам или с правилами, выполнение которых обязательно для каждого участника игры;
б) подвижные коллективные игры, в которых партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
в) подвижные игры, в которых созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии поведения в выполнении игровых действий;
г) в каждой подвижной игре ставится цель – выиграть, которую ребенок должен стремиться достигнуть, (т. е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Учебный план составлен для организации педагогической деятельности по повышению двигательной активности детей 3-7 лет посредством подвижных игр. При составлении учебного плана использованы рекомендации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», / Под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева (Приложение 1)
Перспективный план использования подвижных игр для повышения двигательной активности дошкольников разработан в табличной форме, с учетом требований программы для каждого возраста детей (возрастной группы, их возрастных и индивидуальных особенностей. План, в случае необходимости, может корректироваться. (Приложение 2)
Диагностика. В основе проведения диагностической работы по выявлению и оценке уровня двигательной активности детей дошкольного возраста использованы рекомендации О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, (Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы)
Диагностика детей проводится два раза в год: начальная – в сентябре, итоговая – в мае. Все данные заносятся в диагностические карты (Приложении 3)
Ожидаемый результат
• Вторая младшая группа:
1. Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
2. Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.
• Средняя группа:
1. Активно участвует в подвижных играх, умеет соблюдать и контролировать в них правила.
• Старшая группа:
1. Проявляет интерес к подвижным играм. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх.
2. Стремится самостоятельно организовать подвижную игру.
• Подготовительная к школе группа:
1. Самостоятельно и точно выполняет задания на двигательную активность, выполняет движения в оптимальном темпе, легко находит свое место при совместных построениях и в играх, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое.
2. Проявляет стойкий интерес к подвижным играм. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх.
3. Умеет самостоятельно организовать подвижную игру.
Формы подведения итогов реализации данной системы: двигательные умения и навыки, хорошо развитая двигательная активность детей в подвижных играх, которые они демонстрируют в двигательной деятельности, при проведении открытых мероприятий, в самостоятельном проведении подвижных игр на прогулке, в группе, досуге.
Данная система является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержание и форм работы с детьми, времени проведения той или иной подвижной игры.