Приложение МААМ

Программа подготовки к школе в подготовительной группе

Татьяна Лисовская
Программа подготовки к школе в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности программы по подготовке детей к школе заключается в использовании современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельные и мыслительные процессы, обеспечивающие возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Кроме того, эта программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общения со сверстниками и педагогами.

Публикация «Программа подготовки к школе в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель программы – создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей такие аспекты, как интеллектуальный и произвольно-регуляторный, которые позволят детям успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Цель дополнительной общеразвивающей программы реализуется через решение следующих задач:

Образовательные задачи:

а) обучение грамоте

- сформировать навык различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных; - научить определять последовательность звуков в слове, составлять схемы звука -буквенного анализа слов;

- сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова;

- сформировать умение фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении;

- обучить навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами;

- способствовать формированию навыка позиционного чтения (обращать внимание на гласную, стоящую после согласного).

б) развитие математических представлений

- сформировать представление о порядковом и количественном счете;

- сформировать представление о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа;

- научить находить место числа в натуральном ряду чисел;

- научить определять состав числа из двух меньших;

- способствовать формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях;

- сформировать представление о геометрических фигурах;

- сформировать представление о времени и пространстве;

Развивающие задачи:

- развивать интеллектуальные способности детей;

- развивать навык культуры умственного труда ;

- развивать навык ориентировки в тетрадях;

- развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные задачи: - формировать мотивацию к учебной деятельности;

- воспитывать чувства ответственности и самостоятельности;

- воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные;

- воспитывать любознательность и сообразительность;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание).

Отличительной особенностью данной программы является то, что структура занятия позволяет решать обозначенные в ней задачи комплексно, с использованием готового УМК (учебно методические комплекты или материалы, в который включены дидактические пособия для детей. Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность в образовательный процесс. Программа доступна для дошкольников, гарантирует достижение положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость новому.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы – 5-7 лет.

Длительность занятий; 1 академический час (45 мин.).

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.

Организация деятельности детей на занятии по программе осуществляется в форме индивидуально – группового взаимодействия с использованием игр-занятий, которые организует, сопровождает и поддерживает взрослый. Игры – занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года по составленному и утвержденному расписанию.

Занятия по программе имеют следующую структуру:

Упражнение на развитие памяти - запоминание цепочки слов с помощью сюжета, трансформации, ассоциаций.

Работа со звуком – выделение одинакового звука в начале слов, характеристика звука, особенности произношения.

Соотношение звука и его буквенного обозначения – ассоциативный тренинг «На что похожа буква».

«Путешествие в Буквоград» - где живет буква (улица, переулок); в каком платье ходит? Почему?; тренинги по определению звука (гласный – согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой).

Работа в тетради - штриховка трафарета буквы определенным цветом (гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым); прописывание печатных букв по образцу; составление звуковых схем.

Физкультминутка - развитие пластики; подражание движениям животных; разучивание стихотворений с опорой на движения; логоритмика;

Работа по развитию связной речи - использование коллажей и другого иллюстративного материала.

Упражнения из тем - внимание, воображение, восприятие.

Знакомство с цифрой и числом - работа по числовой прямой, состав числа; работа по таблице на распределение (переключение) внимания;

К концу обучения по данной программе у детей формируются :

психологическая готовность к обучению: интерес и потребность познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память – зрительная, слуховая, двигательная, логическое мышление, способность к волевым усилиям;

предпосылки учебных умений и навыков: чтение, развитый фонематический слух, грамотная речь, математические представления – прямой и обратный счет, умение пользоваться количественными и порядковыми числительными, навык решения примеров и задач, умение ориентироваться на плоскости с клеточной основой, графика письма;

развиваются: воображение, фантазия, ассоциативное восприятие, сообразительность.

Примерный учебно – тематический план дополнительной общеразвивающей программы по подготовке к систематическому школьному обучению (темы занятий могут изменяться исходя из интересов и индивидуальных особенностей детей).

№ Тема

Количество часов по предметам

Грамота Математика

1. Знакомство с группой. Выявление исходного уровня знаний. 1 1

2. Грамота. Ознакомление со звучащим словом.

Математика. Счет предметов, сравнение по цвету, размеру, форме. Порядковое значение чисел от 1 до 10. 1 1

3. Грамота Определение последовательности звуков в слове. Деление слов на части.

Математика Нумерация чисел первого десятка. 1 1

4. Грамота. Формирование понятий «звук», «слово», «слогоделение».

Математика Формирование понятий «больше», «меньше», «равно». Порядковый и количественный счёт.

5. Грамота Введение термина «гласные звуки». Деление слов на слоги. Предложение.

Математика Число и цифра 1. Место числа в натуральном ряду. Прямая линия. Порядковый и количественный счет. 1 1

6. Грамота Введение термина «согласные звуки». Упражнения на различение гласных и согласных звуков, условное обозначение звуков в тетрадях.

Математика. Число и цифра 2. Место числа в натуральном ряду чисел, образование числа, целое-половина 1 1

7. Грамота. Соединение знаний детей о звуковой и слогоударной структурах слова. Ударение.

Математика. Число и цифра 2. состав числа из 2-х меньших. Ознакомление со знаками «+», «-», чтение выражений с использованием знаков: «<», «>», «=». 1 1

8. Грамота. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Математика. Число и цифра 2. Решение примеров и задач. Нахождение порядкового положения чисел на числовой прямой. 1 1

9. Грамота Буква – знак звука. Буквы А, Я, как обозначение гласного звука и обозначение твердости или мягкости предыдущего согласного звука.

Математика. Число и цифра 3. Место числа в натуральном ряду чисел, образовании числа (+,- 1). 1 1

10. Грамота Буквы О - Е, как обозначение гласного звука и обозначение твердости или мягкости предыдущего согласного звука.

Математика. Состав числа3. Треугольник. 1 1

11. Грамота Буквы У-Ю как обозначение гласного звука и обозначение твердости или мягкости предыдущего согласного звука.

Математика. Числа и цифры 1-2-3. Соотношение цифры и числа. Решение примеров и задач. 1 1

12. Грамота. Буквы Ы-И, их функции. (МЫЛ-МИЛ).

Математика Число и цифра 4. 1 1

13. Грамота Буквы Э-Е, как обозначение гласного звука и обозначение твердости или мягкости предыдущего согласного звука (МЭР – МЕЛ);

Математика. Состав числа 4. Четырехугольники. 1 1

14. Грамота. Обобщение знаний о 10-ти гласных буквах. Буквы, стоящие после твердых и мягких согласных звуков.

Математика. Состав числа 4. Решение примеров и задач. 1 1

15. Грамота. Гласные А,О,У,Ы,Э – после твердых согласных звуков.

Математика. Число и цифра 5. Место числа в натуральном ряду чисел. Образование числа. 1 1

16. Грамота. Буква М. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков перед гласными.

Математика. Состав числа 5. 1 1

17. Грамота. Составление слогов со звуком «М». Тренинги по определению мягкости и твердости согласного перед гласным.

Математика. Многоугольники. Решение примеров c помощью числовой прямой 1 1

18. Грамота. Буква Н. Обозначение мягкого и твердого согласного звука перед гласным.

Математика. Числа 1- 5, сравнение чисел. Чтение выражений со знаками «>», «<», «=» и их запись. 1 1

19. Грамота. Буква Л. Дифференциация твердого и мягкого согласного звука перед гласным.

Математика. Решение примеров и задач (повторение). Геометрические формы. 1 1

20. Грамота. Буква Р. Дифференциация мягкого и твердого согласного звука перед гласным. Деление слова на слоги. Развитие навыков чтения.

Математика. Число и цифра 6. Место числа в натуральном ряду чисел, образование числа (+1). 1 1

21. Грамота. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.

Математика. Состав числа 6. 1 1

22. Грамота. Дифференциация мягкого и твердого согласного звука перед гласным.

Математика. Повторение. Решение примеров и задач. 1 1

23. Грамота. Буквы Г-К. Дифференциация звонких и глухих звуков (угол – укол).

Математика. Состав чисел, решение и запись примеров 1 1

24. Грамота. Буквы Г- К. Мягкие и твердые согласные перед гласными.

Математика. Образование чисел (± 1). 1 1

25. Грамота. Повторение. Составление звуковых схем с твердыми и мягкими согласными.

Математика. Повторение. Решение примеров ±1. 1 1

26. Грамота. Буквы З - С. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

Математика. Число и цифра 7. Место числа в натуральном ряду чисел 1 1

27. Грамота. Буквы З-С. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.

Математика. Состав числа 7. 1 1

28. Грамота. Отработка навыков чтения и письма слов и слогов с пройденными буквами. Уточнение представления о слоге и слове.

Математика. Числа 1-7. Решение примеров и задач. 1 1

29. Грамота. Буквы Д-Т. Дифференциация твердого и мягкого согласного звука перед гласным.

Математика. Увеличение и уменьшение чисел на 1-2. 1 1

30. Грамота. Буквы Д – Т. Дифференциация твердого и мягкого согласного звука перед гласным.

Математика. Число и цифра 8. Место числа в натуральном ряду чисел. Образование числа (+ 1). 1 1

31. Грамота. Служебные слова: союзы, предлоги. Заглавная буква. Графическое изображение предложения.

Математика. Состав числа 8. 1 1

32. Грамота. Развитие навыков чтения и письма.

Математика. Числа 1-8. Сравнение чисел, чтение и составление выражений со знаками: «>», «<», «=». 1 1

33. Грамота. Буквы Б-П. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

Математика. Повторение. Решение примеров и задач. 1 1

34. Грамота. Буквы Б – П. Определение мягких и твердых согласных перед гласными.

Математика. Число и цифра 9. Место числа в натуральном ряду чисел. 1 1

35. Грамота. Образование слов. Развитие навыков чтения, звукового анализа.

Математика. Состав числа 9. Правило о сложении и вычитании числа 1 (предыдущее, последующее). 1 1

36. Грамота. Буквы В – Ф. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

Математика. Решение примеров и задач. Графический диктант. 1 1

37. Грамота. Буквы В – Ф. Мягкие и твердые согласные перед гласными.

Математика. Закрепление нумерации чисел первого десятка. Состав чисел. 1 1

38. Грамота. Повторение и обобщение пройденного материала. Отработка навыков чтения и письма.

Математика. Число 10 (цифры нет). Место числа в натуральном ряду чисел. Образование числа. 1 1

39. Грамота. Повторение и обобщение пройденного материала.

Математика. Состав числа 10. 1 1

40. Грамота. Буквы Ж – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

Математика. Увеличение и уменьшение чисел на 1. Решение примеров и задач 1 1

41. Грамота. Правописание ЖИ – ШИ (жил – шил).

Математика. Цифра 0. Решение примеров и задач на закрепление состава чисел. 1 1

42. Грамота. Буквы Ч – Щ. Орфография ЧА – ЩА.

Математика. Состав чисел первого десятка. 1 1

43. Грамота. Отработка навыков чтения и письма. Орфография ЧУ – ЩУ.

Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. 1 1

44. Грамота. Отработка навыков чтения и письма.

Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. 1 1

45. Грамота. Буква Х. Дифференциация твердого и мягкого согласного перед гласным.

Математика. Состав чисел 2 – 10, в случаях, когда одна часть равна – 1,2,3. Графический диктант с обратным ходом. 1 1

46. Грамота. Букв Ц. Гласные после Ц. (ЦЫ – ЦИ)

Математика. Прибавить и вычесть 3. 1 1

47. Грамота. Мягкий знак – Ь. Обозначение мягкости согласного (угол – уголь).

Математика. Чётные числа. 1 1

48. Грамота. Повторение. Тренинги по употреблению Ь в конце и середине слов.

Математика. Закрепление

понятия «четные числа». Решение примеров и задач. 1 1

49. Грамота. Разделительный Ь знак (семя – семья).

Математика. Нечетные числа. 1 1

50. Грамота. Знакомство с буквой - й.

Математика. Устная нумерация чисел второго десятка. 1 1

51. Грамота. Повторение. Тренинги по определению звука «й» в словах.

Математика. Решение примеров. Комбинаторный тест. 1 1

52. Грамота. Употребление Ъ. Развитие навыков чтения и письма.

Математика. Устная и письменная нумерация чисел второго десятка. 1 1

53. Грамота. Развитие навыков чтения.

Математика. Сложение и вычитание чисел второго десятка. 1 1

54. Грамота. Повторение. Развитие навыков чтения.

Математика. Повторение. Упражнение в решении круговых примеров. 1 1

55. Грамота. Знакомство с алфавитом.

Математика. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100. 1 1

56. Грамота. Повторение алфавита.

Математика. Повторение изученного материала. Математический тест 1 1

57. Повторение изученного материала (грамота и математика) 1 1

58. Повторение изученного материала. Математический диктант. 1 1

59. Повторение изученного материала. Графический диктант с обратным ходом. 1 1

60. Повторение изученного материала. Развитие техники чтения. Тест на понятийное мышления 1 1

Итого часов в год: Всего по дисциплинам 120часов

Содержание дополнительной общеразвивающей программы по подготовке к школьному обучению

Приемы и методы организации образовательной деятельности

по подготовке детей к систематическому школьному обучению

Формы работы, лежащие в основе метода или приема

Словесный

- устное изложение;

- беседа;

- словесные игры.

Наглядный

- показ иллюстраций, коллажей, логических цепочек и т. д. ;

- работа в тетрадях по образцу;

- работа по таблицам «Стосчет» и «Буквоград»;

- работа по таблицам на распределение и переключение внимания;

- заучивание стихотворений.

Практический

- тренинги: на определение количества звуков в слове; на местонахождение звука в слове; на развитие логического мышления;

- ассоциативные тренинги на развитие грамотной речи;

- ориентировка на плоскости;

- выполнение арифметических действий;

- графические диктанты;

- составление звуко-буквенных схем;

- штриховки.

Специальные методы для запоминания информации

- метод трансформации (превращения);

- сюжетный метод (придумывание сюжета);

Материалы (оборудование) :

таблицы: Н. Зайцева «Стосчет»; «Буквоград»; «Том и Тим», «Ступеньки Тома и Тима»; «Твердыш и Мякиш»; Буквы – подружки»; «Буквы и звуки»; «Примеры и ответы»; «Геометрические фигуры – родственники»; «Подбери соответствующую фигуру»; «Маски»; «Вини Пух и Пятачок» (комбинаторный тест); таблицы на словообразование; на распределение внимания (буквы, цифры, птицы, морские животные, рифмы, омонимы); на переключение внимания (буквы – картинки, количество-цифра); на развитие логического мышления, поиск взаимосвязей: «Бабочка», «Верблюд», «Волк», «Найди девятое», «Животные», «Платье», «Птицы», «Хлеб»; таблицы для упражнений «Слово рассыпалось» и «Грамматическая арифметика»;

коллажи: из серии «Буквоград» (на что похожи буквы); из серии «Цифроград» («На что похожи цифры», «Состав числа», «Козленок, который умел считать до 10», «Считаем сказочных героев»); коллажи для составления рассказов и развития речи: «Звуки на лесной поляне», «Чебурашка», «Случай в лесу», «Времена года», «Пустыня», «Сказка о приключениях буквы Р».

карточки: для чтения (короткие, длинные слова, фразы, предложения, небольшие рассказы); с примерами (с однозначными и двухзначным числами); с круговыми примерами; карточки для чтения выражений со знаками «>», «<», «=»; карточки – иллюстрации для решения задач; с изображением предметных картинок: девочка, мальчик, мама, собака, кошка, учительница, лошадь, кот, окно, вишня, индюк, лист, корова, белка, лиса, василек, факел, филин, фасоль, винегрет, месяц, солнце, луна; со знаками препинания на каждого; карточки кратковременного предъявления.

дидактические игры: «Теремок», «Шесть ОС», «Четыре Л», «Домики», «6 КВА», «Слоговое лото», «Из одного слова – несколько», «Накорми животных», «Вылечи предложение», «Подбери нужное

слово», «Магазин», «Умная машина», «Найди число», «Скажи грамотно», «Скоро в школу», «Таблица и лица», «Времена года», «Третий лишний», «Узнай сказку»

иллюстрации: для дидактических игр и формирования различных понятий: «Буквы простудились», «Где звенит колокольчик», «Он, она, оно», «Сказка про шипящие», «Сказка о Твердыше и Мякише»; иллюстрации к стихотворению Б. Заходера «Алфавит».

Схемы для придумывания слов;

Стихи про буквы, цыфры;

Дидактическое пособие для чтения «Колесо»;

Числовая линейка (0-10) - большая;

Числовые линейки на каждого;

Звуковая линейка;

Наборы открыток для запоминания (на ассоциации, с помощью зацепов, с помощью сюжетов);

Логические цепочки;

Фишки красного, синего, зеленого и желтого цвета для обозначения звуков;

Простые карандаши на каждого ребенка и цветные карандаши: синий, красный, зеленый на каждого ребенка;

Шариковые ручки с синей пастой на каждого ребенка;

Тетради в обычную клетку;

Тетради в косую линейку;

УМК и дополнительный комплект с наглядно методическим обеспечением к парциальным программам например Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте» и «Математические ступеньки».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабаева Т. И. У школьного порога, М. Просвещение, 1993

2. Буре Р. С. Готовим детей к школе, М. Просвещение, 1987

3. Венгер Л. А, Венгер А. Л. Домашняя школа, М., Знание, 1994

4. Волина В. Праздник букваря, М. Аст-Пресс, 1995

5. Голуб И. Б., Ушаков Н. Н. Путешествие по стране слов, М., Просвещение, 1992

6. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает, М., Знание, 1994

7. Ильина М. В. Тренируем внимание и память, М., АРКТИ, 2005

8. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников, М. Акалис, 2009

9. Кувашова Н. Г., Нестерова Е. В. Методика подготовки детей к школе, Волгоград, Учитель, 2003

10. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе (часть I, II, Волгоград, Учитель, 2002

11. Нефедова Е. А, Узорова О. В. Готовимся к школе, Киров, Аквариум, 1998

12. Новотворцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду, Ярославль, Академия развития», 1998

13. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания, М., Сфера, 2001

14. Развития мышления, серия «Домашняя школа», М. ОНИКС, 2002

15. Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет, М., Сфера, 2005.

16. Тихомирова Л. Ф. Басов А. В. Развитие логического мышления детей, Ярославль, Академия развития, 1998

17. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей» Ярославль, Академия развития, 1997

Публикации по теме:

Фотоотчёт подготовки к проекту «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе ко Дню хлеба на МAAMФотоотчёт подготовки к проекту «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе ко Дню хлеба на МAAM Фото отчёт подготовки к проекту «Хлеб - всему голова» в подготовительной группе ко Дню хлеба на МААМ. Доброе время суток дорогие коллеги.

Игровая программа ко Дню 8 Марта в подготовительной группе «Для милых мам и бабушек» (фотоотчёт)Игровая программа ко Дню 8 Марта в подготовительной группе «Для милых мам и бабушек» (фотоотчёт) В марте первого числа, начинается весна. Женский день 8 марта отмечает вся страна. Именно в этот день все женщины страны принимают поздравления,.

Конкурсная программа для девочек к 8 Марта в начальной школе КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА К ПРАЗДНИКУ 8 МАРТА Конкурсы: Оборудование: «Хозяюшки» Уборка «мусора», кто быстрее. 2 совка, 2 веника, 2 фартука,.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа «Главный улей» летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием Видео Паспорт программы «Главный Улей» летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием «Веселая семейка»Цель: формирование и развитие.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа подготовки к школе в подготовительной группе
Опубликовано: 5 октября 2020 в 09:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа подготовки к школе в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лисовская (УИ 2427992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД