Варя Петунская
Программа по этнокультурному образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мы живем на Севере»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ
«МЫ ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ!»
Варвара Валерьевна Петунская,
МАДОУ «ДС № 2 «Умка»
воспитатель высшей квалификационной категории,
Публикация «Программа по этнокультурному образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Мы живем на Севере“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
«Современное образование, не учитывающее существующие этническое самосознание и своеобразие, не может быть полноценным.»
Г. Н. Волков
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю, закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Даже в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации акцент в воспитательной работе детского сада делается на развитие чувства патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само- и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2 ст. 2 ФЗ № 273-ФЗ).
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям.
Знакомство с культурой рядом живущего народа расширяет кругозор личности, способствует формированию знаний о национальной культуре, духовно и нравственно обогащает человека. Ребенок является творцом и субъектом культуры, поэтому педагогу важно еще в детстве заложить предпосылки для формирования представлений о родном крае, воспитания творческой личности, гражданина и патриота своей страны.
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Учитывая актуальность и значимость этнокультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста, нами была разработана авторская программа «Мы живем на Севере!», которая соответствует требованиям ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам национальной культуры, в контексте патриотического, этнического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Цели программы :
• Создание системы работы по этнокультурному воспитанию детей.
• Достижение нового уровня качества этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.
• Повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.
Задачи:
• Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к своей Родине и своей стране, родному краю и городу.
• Познакомить детей с историей, культурой и традициями народов Таймыра.
• Развивать кругозор детей на основе этнографического материала, исторического материала, доступного пониманию дошкольников.
• Развивать патриотические и гражданские качества через осознание собственной значимости и сопричастности культурно-историческим и общественным событиям жизни своей страны, других народов.
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям, культуре.
Ценность данной программы заключается в разработке системы работы по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию деятельности для повышения этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, а также повышения компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.
Участниками реализации программы являются :
• дети старшего дошкольного возраста;
• родители (законные представители) воспитанников;
• педагогический коллектив МАДОУ «ДС № 2 «Умка»;
• Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»;
• КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г. Норильска;
• КГБУК «Таймырский Дом народного творчества» г. Дудинка.
Приступая к реализации проекта, мы провели большую подготовительную работу. В первую очередь преобразовали развивающую предметно-пространственную среду: в зимнем саду детского сада оформили мини-центр «Таймыра краше и прекрасней в мире нет», в групповых помещениях «Центры ознакомления с Севером».
Следует отметить, что реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии, как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды и т. д.
Поэтому, следующим этапом нашей работы явилась разработка методического и практического инструментария по этнокультурному образованию, а именно:
• тематическое перспективное планирование, которое содержит различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную и творческую;
• авторские конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с малой родиной, растительным и животным миром Крайнего Севера;
• картотеки: подвижные игры народов Севера, дидактические игры и игровые упражнения («Животные Севера», «Красная книга Таймыра», «Кто на Севере живет» и т. д.);
• подборка художественной литературы (пословицы, стихи, сказки, рассказы народов Севера);
• фотоальбомы: «Таймыр - наш дом родной», «Природа Крайнего Севера» и др.,
• авторские проморолики и мультимедийные презентации («Жизнь и быт коренных народов Севера», «Флора и фауна Таймыра», «Путешествие по Таймыру», «Профессии края», «Знакомство с жизнью оленеводов» и др.);
• лепбуки («Хейро встречаем - Зиму провожаем!», «Коренные народы Севера» и др.);
• консультационный материал для родителей и педагогов.
Таким образом, при реализации программы используются разнообразные формы работы с применением регионального компонента: образовательная деятельность, чтение литературных произведений, продуктивная и игровая деятельность и т. д.
В работе с детьми мы используем следующие принципы:
• «от простого к сложному»;
• доступность знаний (они не должны быть чересчур сложны для ребенка);
• системность (знания должны быть логически связаны друг с другом);
• эмоциональная окрашенность занятий;
• интеграция всех видов детской деятельности;
• наличие видимого конечного результата и обратной связи.
В 2019 году в рамках реализации программы был проведен большой фестиваль «Этнический калейдоскоп», на котором ребята из реабилитационного центра «Виктория» показали дошкольникам музыкальную театрализованную композицию по мотивам сказок коренных народов Таймыра, а специалист из Таймырского дома народного творчества провела мастер-класс «Игры на музыкальных инструментах народов Таймыра».
Как показывает практика, взаимодействие с сотрудниками социальных «институтов детства» значительно повышает эффективность работы по развитию художественно-эстетических и познавательно-экологических представлений с учетом регионального компонента.
В ходе фестиваля воспитанники детского сада «Умка» презентовали коренные народы Севера, демонстрируя их в песнях, танцах, играх и сказках.
Совсем недавно Таймырский муниципальный район отметил свое 90-летие. Мы не могли оставаться в стороне и тоже активно включились в работу по празднованию этой даты. Однако ситуация с распространением коронавирусной инфекции внесла свои коррективы и нам пришлось перестроить формат своей работы. Мы приняли решение провести онлайн-фестиваль, посвященный нашему Таймыру.
Творческой группой педагогов детского сада были сняты четыре видеофильма на темы:
• «Животные Таймыра» (совместно с Норильским музеем);
• «Чум» (совместно с «Таймырский Дом народного творчества»);
• «Одежда народов Таймыра»;
• «Путешествие по Дудинке».
Итоговым мероприятием стал клубный час «Я с малых лет люблю Таймыр», на котором дошкольники полностью погрузились в таинственный и удивительный мир Таймыра. Посещая станции, наши ребята играли в этноигры, слушали песни, водили хороводы, изготавливали обереги и прошли обряд посвящения в таймырцы. И дети, и взрослые получили массу положительных эмоций от праздника.
Для повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах, касающихся этнокультурного воспитания и образования дошкольников, используем разнообразные формы сотрудничества: родительские встречи, семинары-практикумы, мастер-классы, Дни открытых дверей, совместные мероприятия. Ежегодно вместе с детьми и родителями мы принимаем активное участие в городских мероприятиях: фестиваль «Большой Аргиш», фестиваль «Северная ягода», праздник «Хейро».
Таким образом, реализация программы «Мы живем на Севере!» показала, что формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети - люди нового поколения - зависит от нас, взрослых. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно, но при организации работы важен системный интегрированный подход с привлечением всех субъектов образовательного процесса, а также сотрудников социокультурных центров города.
Закончить свое сообщение хочется словами из китайской мудрости: «Всякая птица знает, где делать свое жилище. Зная, где ее жилище, она показывает, что знает свое назначение. Неужели человек, умнейшее из всех существ, не может знать того же, что и птица?».
Будущее за людьми, которые знают свои корни, берегут настоящее и строят свое будущее, учась у природы!
Литература:
1. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра / Попова М. И. Хрестоматия. - Красноярск, 2005.
2. Попова М. И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. - СПб. : Дрофа, 2007.
3. Штильмарк Ф. Р. Свидание с Таймыром / Ф. Штильмарк - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1979.