Оксана Карташова
Программа по экологическому воспитанию «Росток»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 4
3. Учебно-тематический план 9
4. Содержание изучаемого курса 10
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 13
6. Список литературы 14
7 Приложения 16
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа по экологии «Росток»
Руководитель программы Воспитатель Карташова Оксана Михайловна
Организация-исполнитель МАДОУ «ЦРР - Детский сад №7»
г. о. Саранск
Публикация «Программа по экологическому воспитанию „Росток“» размещена в разделах
Адрес организации
исполнителя г. Саранск п – р 70 лет Октября 71а
Цель программы Воспитание основ экологической культуры у детей 5-6 лет и формирование у них безопасного поведения в природе
Направленность программы Познавательная
Срок реализации программы 1 год
Вид программы
Уровень реализации программы Адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы
Знать: объекты и явления в природе, различать их, называть.
–Объединять в группы растения и животных по признакам сходства
(деревья, кустарники, рыбы, птицы и т. д.).
Уметь: самостоятельно ухаживать за растениями и животными, проявлять ответственность и заботу о них.
Владеть: способами обработки природных материалов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы
Направленность дополнительной образовательной программы познавательная.
Данная программа «Росток» строиться на принципе личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а также на самостоятельной экспериментальной деятельности обучающихся. Дополнительное образование по экологии с элементами экспериментирования нацелено на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности.
2. Новизна программы.
Новизна программы состоит в том, что, в ней познание экологии непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом, и презентациями;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;
- организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами, оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.
3. Актуальность программы.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает детей, делает их более чуткими, служит развитию эстетического чувства, эмпатии, сенсорных процессов. Умение видеть и слышать природу, понимать её законы вызывает у детей интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, интересов, происходит речевое развитие.
Написание данной программы «Росток» обусловлено пониманием педагогами значимости задачи, поставленной в этой программе дополнительного образования. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе и к окружающему миру в целом, посредствам не только знакомства с экологией, как с наукой, но и практической экспериментальной деятельности.
Организованная образовательная деятельность по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
«Детское экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и выступает как основной мотив деятельности. Главный метод детского экспериментирования – проблемное обучение – способствует созданию положительного эмоционального тонуса на организационной образовательной деятельности: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок. Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить обучающегося, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблемы. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение, так как делает реальной цель современного образования – развитие личности.
Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями. Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний. Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
4. Отличительные особенности программы.
Программа «Росток» ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы :
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.
6. Цель программы : воспитание основ экологической культуры у детей 5-6 лет и формирование у них безопасного поведения в природе.
7. Задачи программы.
Обучающие:
–Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе.
– Обогащать представления детей о многообразии признаков растениях, животных, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
–Способствовать познанию свойств природных материалов (воды, глины, почвы и др.)
– Обогащать опыт исследовательских действий. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
– Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.
Развивающие:
– Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживание детей в процессе общения с природой.
– В процессе познавательно- исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, удовлетворять детскую пытливость Развивать самостоятельность в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
– Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы и проверки, находить причинно- следственные связи.
– Формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
– Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитывающие :
– Воспитывать желание к посильной деятельности по уходу за растениями.
– Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.
– Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
– Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
8. Возраст детей: 5 -6 лет.
9. Срок реализации программы : 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий: один раз в две недели, длительность занятий по 25 мин.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончанию учебного года ребенок:
1. Проявляет интерес к ярким явлениям природы;
2. Имеет обобщённые представления о животных (кошки, собаки, жуки, бабочки и т. д., о растениях (деревья, кустарники, цветы и т. д., о сезонных явлениях;
3. Умеет устанавливать простейшие причинно–следственные связи (деревянная палочка в воде плавает – она лёгкая, гвоздь тонет – тяжёлый и т. д.);
4. Бережно относится к природе, владеет основными нормами поведения в ней (любоваться цветами, но не рвать, наблюдать за насекомыми, но не причинять зла и т. д.);
5. Умеет самостоятельно ухаживать за растениями и животными, проявляет ответственность и заботу о них.
6. Стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
7. Задаёт взрослым вопросы о непонятном или интересном из области природных объектов и явлений;
8. Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении, стремится их устранить, умеет это делать грамотно и ответственно.
Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т. д. Разработаны диагностические таблицы на начало и конец года, тесты, задания, самостоятельное экспериментирование по алгоритму, тест для нахождения одаренных детей по экологическому развитию, анкеты для родителей.
12. Форма подведения итогов:
– Проведение выставок детских работ из природного материала.
–Проведение открытого мероприятия.
–Проведение мастер-класса для педагогов.
– Проведение праздников и развлечений с экологическим содержанием.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Наименование
разделов и тем Количество часов
всего теория Практика
кол-во занятий мин.
1 «Общее строение растений»
1 25мин 10мин 15мин
2 «Для чего нужны цветы. Плоды растениям
1 25 мин 10мин 15
3 «Условия, в которых, растут растения.» 1 25 мин 10мин 15мин
4 «Роль почвы в жизни растений»
1 25мин 10 мин 15 мин
5 «Роль почвы в жизни растений 1 25 мин 10 мин 15мин
6 «Листопад»
1 25мин 10 мин 15мин
7 «Природа готовится к зиме.»
1 25мин 10 мин 15 мин
8 «Вода растворитель»
1 25 мин 10 мин 15 мин
9 «Сила тяготения»
1 25мин 10 мин 15 мин
10 «Почему предметы движутся»
1 25 мин 10 мин 15 мин
11 «Что такое масса?»
1 25 мин 10 мин 15 мин
12 «Путешествие Капельки»
1 25 мин 10 мин 15 мин
13 «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»
1 25 мин 10 мин 15мин
14 «Как происходит извержение вулкана?» 1 25мин 10 мин 15 мин
15 «Что такое молния?»
1 25 мин 10 мин 15 мин
16 «Радуга в небе 1 25мин 10 мин 15 мин
17 «Как образуются метеоритные кратеры?»
1 25мин 10 мин 15 мин
итог 17 7 часов 5 мин 2 часа 50 мин 4 часа 15 мин
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Росток»
Месяц Тема Содержание Методы
обучения Форма работы Работа с родителями
сентябрь «Общее строение растений»
Обобщить знания детей о строении растений Словесные Фронтальная Предложить родителям вместе с детьми собрать гербарий.
сентябрь «Для чего нужны цветы. Плоды растениям.
Дать детям представление о цветах и плодах растений. Объяснить, что такое опыление и участие насекомых при нём. Словесные
Наглядные Фронтальная Организовать фотосессию с домашними цветами
сентябрь «Условия, в которых, растут растения.» Закрепить с детьми знания о необходимых условиях для растений Словесные
Наглядные Фронтальная Создания мини- плакатов для акции
«Берегите нашу Землю»
октябрь «Роль почвы в жизни растений»
Показать детям значение почвы в жизни растений. Наглядно продемонстрировать существование растений без почвы. Словесные
Наглядные Фронтальная Консультация для родителей «Роль растений в жизни человека»
октябрь «Значение семян в жизни растений»
Объяснить детям значения семян в жизни растений. Показать разнообразие семян. Словесные
Наглядные Фронтальная Консультация для родителей «Что значит экспериментирование для детей»
ноябрь «Листопад» Обратить внимание детей на кружение листьев в воздухе. Объяснить почему листья падают с деревьев осенью. Словесные
Наглядные Фронтальная Предложить родителям совместно с детьми сделать осенние подделки своими руками.
ноябрь «Природа готовится к зиме.»
Проследить с детьми взаимосвязь некоторых природных явлений. Словесные
Наглядные Фронтальная Создание кормушек.
декабрь «Вода растворитель»
. Познакомить со способом очистки воды-фильтрованием закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами Словесные
Наглядные
Практические Фронтальная Консультация для родителей «Детские травмы зимой»
декабрь «Сила тяготении» Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Словесные
Наглядные Фронтальная Создание снежных фигур на территории детского сада
январь «Почему предметы движутся»
. Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение», показать пользу трения. Закрепить умение работать с микроскопом. Словесные
Наглядные
Практические Фронтальная Брошюры для родителей
«Эксперименты дома»
январь «Что такое масса?»
. . Выявить свойство предметов - массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами. Словесные
Наглядные Фронтальная Консультация для родителей»Прогулки в зимнее время»
февраль «Путешествие Капельки»
. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков, расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей. Словесные
Наглядные
Практические Фронтальная Консультация для родителей «Чистая вода
– залог здоровья
февраль «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»
. Уточнить представление о свойствах льда. Дать представление о айсбергах. Словесные
Наглядные
Практические Фронтальная Консультация для родителей «Учим детей наблюдать за изменениями в природе»
март «Как происходит извержение вулкана?»
Познакомить детей с природными явлениями – вулканом, причиной его извержения. Словесные
Наглядные Фронтальная Создание выставки рисунков «Мама, папа, я – спортивная семья»
март «Что такое молния?»
Познакомить детей с понятием «электричество», сформировать основы безопасности. Словесные
Наглядные Фронтальная Учим стихи про явления в природе.
март «Радуга в небе»
Познакомить детей со свойствами света превращение в радужный спектр, расширять представления детей о смешивании цветов, упражнять в изготовление мыльных пузырей. Словесные
Наглядные Фронтальная Создание детско- родительского проекта
«Невидимка, который очень нужен»
апрель «Как образуются метеоритные кратеры?»
. . Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования, уточнить представление о Солнечной системе Словесные
Наглядные Фронтальная Консультация для родителей «Наш первый космонавт
апрель «Почему в космос летают на ракете?»
. Уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта. Словесные
Наглядные Фронтальная Анкетирование для родителей «Ваш ребенок и экспериментирование»
май «Посадка семян в почву, в вату, в воде.»
. Показать детям правила посадки семян. Развивать любознательность. Словестные
Наглядные
Практические Фронтальная Детско-родительская выставка «Песочные фантазии»
май Итоговое занятие «Высадка ростков на огород»
Объяснить детям, как нужно сажать ростки в землю, развивать интерес, любознательность к трудолюбию. Словесные
Наглядные
Практические Фронтальная Консультация для родителей «Воспитание любви к природе»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
основные – комплексные, коллективные;
экологические экскурсии на участке;
постановка и проведение опытов;
экологические праздники;
игры и развлечения;
2. Приемы и методы организации.
В программе «Росток» пользовалась словесными, практическими и наглядными методами обучения.
3. Дидактический материал.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты. На занятиях будем использовать
карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т. д. ; карточки деревьев, карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами, настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки. На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года.
4. Техническое оснащение.
Магнитофон, телевизор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва, Просвещение, 1998. – с. 115
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия развития, 1997.- с. 150- 170
3. Ашиков, В. Семицветик программа культурно-экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 2001 №2, стр. 34.
4. Валова З. Г., Моисеенко Ю. Е. Ребенок среди природы. Миснк, Полымя, 1995.
5. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. –Москва, Просвещение, 2001.- с. 223
6. Николаева С. Н. Создание условия для экологического воспитания детей. - Москва, Новая школа, 1993.- с. 77 -85
7. Козлова С. А. Мой мир. - Москва. Линка- Пресс, 2000.-с. 45
8. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.- с 78 -99
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.- с. 48
10. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.- с. 146
11. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.- с. 23 -55
Список литературы для детей и родителей
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - Москва, Просвещение, 1998.- с. 65
2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия развития, 1997. – с. 36-95
3. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 2001 №2, с. 34.
4. Валова З. Г., Моисеенко Ю. Е. Ребенок среди природы. Миснк, Полымя, 1995.- с. 76
5. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. –Москва, Просвещение, 2001.- с. 245
6. Николаева С. Н. Создание условия для экологического воспитания детей. - Москва, Новая школа, 1993.- с. 114
7. Козлова С. А. Мой мир. - Москва. Линка- Пресс, 2000.-с. 158
8. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» - Детство-пресс. 2010.- с. 234
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.- с. 58
10. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.- с. 69
11. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.-с. 234