Ступина Елена
Программа по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Надо понять, чтобы полюбить;
полюбить, чтобы понять".
Сухомлинский В. А.
В нашей местности зима длится не один месяц, а почти полгода. В холода дети много времени проводят в помещениях. Мы создали экологическую тропинку не только на территории ДОУ, но и внутри здания детского сада. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении.
Публикация «Программа по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Экологическая тропинка, созданная в нашем ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Что такое экологическая тропинка?
Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность,
А мы знаем, что воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой.
Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Объектами экологической тропинки могут быть : различные виды пород деревьев, (аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Как мы создавали экологическую тропу!
Этапы создания и оформления тропинки:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Разработали маршрут экологической тропы-это уголок леса, огород, уголок нетронутой природы, грядка с лекарственными растениями, уголок сада, муравейник, цветочные клумбы, искусственный водоем, отдельно растущие различные виды пород деревьев.
Экологическая тропа проходит по территории детского сада.
Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.
Экологическая тропа на территории ДОУ включает в себя:
1. Цветник- дети знакомятся с цветами, учатся ухаживать за ними.
2. Огород- знакомятся с овощами учатся выращивать овощи
3. Сад- знакомятся с фруктами и ягодами
4. Луг- знакомятся с разнообразием трав учатся различать различные растения, отличать полезные от вредных.
5. Участок леса- знакомятся разнообразием деревьев, учатся находить отличие и сходство.
6. Птичья столовая- кормят и наблюдают за птицами.
7. Метеостанция- наблюдают за изменениями погоды и природными явлениями.
На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала. Например, остановки возле деревьев (лиственница, береза, сосна, ель). В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она прекрасна во все времена года. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.
Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.
В летний период на экологической тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.
Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период
1. Природоведческий труд
- Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).
- Уход за цветами на экологической тропе.
- Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.
- Уборка урожая на огороде.
- Заготовка лекарственных трав.
- Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.
2. Хозяйственно-бытовой труд
- Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т. д.)
3. Природоохранный труд
- Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.
- Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи.
- Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.
- Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).
4. Ручной труд
- Изготовление поделок из природного материала.
- Аппликация из природных материалов.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропике детского сада:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Организация экологической тропинки в здании детского сада.
Подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.
Составляется картосхема экологической тропинки для первого и второго этажей здания детского сада, но которой указываются все помещения и значками отмечаются точки экологической тропинки.
Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми сказочный герой – Садовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке, угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать "портрет" животного.
Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.
При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку, легенду и т. д.
После похода по тропе можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта.
Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.
При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:
экологически занятия;
экологические экскурсии;
экологические акции;
лаборатория юного эколога;
коллекционирование;
экологические выставки;
экологические игры и др.
Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда разнообразием живых и неживых объектов.
Объектами нашей экологической тропы являются :
Флористические композиции
Планетарий
Центр воды и песка
Центр науки (лаборатория)
Коллекция птиц
Коллекция насекомых
Коллекция "Грибы"
Коллекция "Цветы Земли"
Коллекция "Волшебный мир камней"
Коллекция "Чудо-дерево"
Мини-огороды на окнах
Галерея с репродукциями картин известных художников
Выставочный зал
Фонотека, видеотека
Зимний сад
Коллекция "Мир бабочек
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Во время путешествия по экологической тропе : дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!
Краткое описание точек – объектов экологической тропы в ДОУ.
Флористические композиции, сухие букеты.
Созданы оригинальные композиции и картины из растений, сухоцветов. Дети знакомятся с растениями, способами их обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания и с тем, как их использует человек.
Планетарий.
Детей знакомят с солнечной системой, рассматривают отдельные планеты.
Центр воды и песка.
Демонстрируются отдельные свойства песка и воды, проводятся элементарные опыты, игры. Рассматривается карта нашего края, района с целью формирования представлений, где находится вода (реки, озёра) и песчаные почвы.
Центр науки - лаборатория.
Дети рассматривают массовый материал для экспериментирования, проводят краткие простые опыты, наблюдают за прорастанием растений, таянием снега и т. д., делают маленькие открытия.
Коллекция птиц.
Показываем разнообразие "птичьего" мира, знакомим с условиями их жизни, повадками.
Коллекция насекомых
Дети знакомятся с миром насекомых, с его многообразием. Узнают о роли насекомых в жизни растений, людей, животных.
Коллекция "Цветы Земли".
Знакомит детей с цветами Земли – луговыми, садовыми, полевыми, комнатными, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, легенды и мифы о цветах.
Зимний сад.
Показывает разнообразие комнатных растений, животных. Дети наблюдают за их поведением, узнают, что необходимо для ухода за обитателями и какие условия необходимы. Во время похода по тропинке здесь можно отдохнуть, поиграть.
Коллекция минералов, полезных ископаемых.
Показывают разнообразие полезных ископаемых, минералов. Рассматривают карту нашего богатого края и находят на ней значки, обозначающие месторождения.
Коллекция "Чудо-дерево".
Рассматривают на одном "дереве" листья, плоды с самых разных деревьев и кустарников нашей местности, слушают рассказ о каком-либо конкретном растении, узнают его в разные времена года, сравнивают.
Коллекция "Волшебный мир камней".
Дети знакомятся с происхождением камней – вулканом. Узнают о камнях- украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др.
О возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют.
Фонотека, видеотека.
Прослушиваются звуки природы, просматриваются видеофильмы о природе.
Мини-огороды на окнах.
Знакомим детей с разными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что необходимо для роста растений. Наблюдаем за изменениями, ростом растений. Выращиваем зелень на корм для животных живого уголка, используем как декорации к спектаклям
Галерея с картинами, иллюстрациями о природе.
Рассматривают картины, обращая внимание детей на то, что природа прекрасна в любое время года, как её видели разные авторы, как отобразили.
Список литературы
1. Баттерфилд М. Бабочка. – М. : Фламинго, 1998.
2. Баттерфилд М. Цветок. – М. : Фламинго, 1998.
3. Баттерфилд М. Птица. – М. : Фламинго, 1998.
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М. : Академа, 2015.
5. Николаева С. Н. Юный эколог. "Мозаика-синтез", 2015.
6. Смирнова В. В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.
7. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001.
8. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? – М. : Гном и Д, 2001.
9. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001.
10. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001.
11. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? – М. : Гном и Д, 2001.