Наталья Акимова
Образовательная программа экологического кружка для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа экологического кружка
«Эковишки»
для подготовительной группы «Островок»
на 2020-2021 учебный год.
Воспитатель: Акимова Н. Г.
Пояснительная записка.
Публикация «Образовательная программа экологического кружка для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Экологическая культура - совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В. П. Горошенко, С. Н. Николаевой, Н. Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Цель: формирование экологической культуры у детей через игровую и исследовательскую деятельность.
Задачи:
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы, интерес к экспериментированию;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.
Организация деятельности и режим:
Кружок работает в течении учебного года с сентября по май включительно, во второй половине дня в соответствии с утвержденной сеткой организационной деятельности.
Продолжительность одного занятия 20 минут. План кружка рассчитан на год.
Количество детей посещаемых кружок- 26 ребенка. Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Формы реализации программы : групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Участники программы : воспитатели, дети, родители.
Методы, используемые в работе кружка :
Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя.
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры.
Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка, экспериментирование, сбор природного материала.
Прослушивание музыкальных произведений.
Работа с родителями:
- Изготовления летбука «Растительный и животный мир наших лесов»;
-Изготовление книжек – передвижек: «Зимушка зима», «Польза овощей и фруктов», «Времена года».
- Акция: «Огород на окошке».
- Консультации на тему: «Мы друзья природы», «Игры с детьми во время прогулки»;
- Выставки работ «Моя семья в лесу», «Наши домашние животные».
Ожидаемые результаты освоения программы к концу учебного года:
- Овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
- Будут проявлять любовь к природе и бережное отношение к животным и растениям.
- Появится сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Перспективный план работы кружка
Сентябрь 1 «Путешествие в волшебный лес» Формировать бережное отношение к природе. Развивать словарный запас. Закреплять представления о разнообразии видов растений, птиц и животных. Чтение рассказов про осень; подбор иллюстрации к занятию, картин об осени, беседа, наблюдение на прогулке. Пальчиковая гимнастика «Деревце», «Осенние листья»; Д/и «На полянке»
2 Интеллектуальная игра «Знатоки леса» Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе. Иллюстрации с дикими животными, растениями и птиц нашего леса. Д/игра «Дикие животные нашего леса», «Растительный мир нашего леса».
Октябрь 1 «Насекомые» Познакомить детей с существенными признаками насекомых, развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами. Чтение стихов (В. Леонов) «Вот в траве трещит кузнечик», отгадывание загадок на данную тему; дидактическая игра «Подбери признак», «Составь насекомое», физкультминутка «Кузнечики». Самодельные пазлы бабочка, муравей, кузнечик; картинки с изображением божьей коровки, гусеницы, муравья, бабочки, стрекозы, магнитная доска.
2 «Тайна осеннего листа» Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений. Коллективная работа «Листопад». (Аппликация)
Ноябрь 1 «Синичкин праздник» Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
2 «Птичья столовая» Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда. Экскурсия на территории детского сада к «Птичьей столовой».
Декабрь 1 «Кому нужна вода?» Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях. Экспериментальная деятельность с водой.
2 «Путешествие с Кар Карычем по добрым страничкам книги Галины Белгалис «Мы – природы нашей стражи» Учить правилам поведения на природе; воспитывать интерес и любовь к природе родного края. Пальчиковые игры, чтение стихов и загадок, знакомство с творчеством Г. Белгалис. Просматривание видеоролика «Азбука природы». Рассматривание иллюстраций к книге Г. Белгалис.
Январь 1 «Зимушка-зима» Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе.
2 «Знакомство с Красной книгой» Презентация: «Красная книга для детей». Иллюстрации животных и растений. Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир; разъяснять необходимость создания Красной книги. Проведение бесед о жизни животных, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений.
Февраль 1 «Экологическая сказка» Расширять представления об окружающем мире – мире животных; развивать интерес к природе; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; способствовать укреплению взаимопомощи и дружеских отношений. Чтение экологических сказок, отгадывание загадок, просматривание иллюстраций «Животный мир леса», Д/И «Книжка-малышка о животных леса»
2 «Что разрушает нашу экологию?» Экспериментальная деятельность. Контейнеры (пластмасса, предметы, имитирующие мусор (банки из пластика, жестяные, стеклянные, отходы жизнедеятельности, ватные палочки, губка, гуашь, марля, уголь, пластиковые стаканы, воронки, речной песок.
Март 1 «Домашние животные» Познавательная викторина. Использование картинок с домашними животными; разгадывание загадок о домашних животных; чтение сказки К. Ушинского «Спор животных», П/гимнастика «Буренушка», физкультминутка «Лошадки», Д/И «Птичья семья», «Назови ласково».
2 «Весенние явления в неживой природе» Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. Демонстрационный материал «Животные Севера». Видеофильм «Животные севера». Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу. Д/И «Животные севера» (разрезные пазлы).
Апрель 1 «Путешествие по глобусу» Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.
2 «Лес – наше богатство!» Создание условий для формирования представлений о лесниках и их природоохранительной деятельности; сформировать представление о том, что все люди должны заботиться о живой природе; развивать бережное отношение к природе, желание заботиться. Просматривание презентации: «Лес – наше богатство», Д/И «Деревья нашего края».
Май 1 «Осторожно с огнем в лесу» Дать представление о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде. В игровой форме Буратино рассказывает о пожаре. Просмотр видеофильма.
2 «Экологическая тропа» Квест-игра. Закрепление знаний полученных в течении года.
Список используемой литературы.
1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада : Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999. - 207 с.
5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
6. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», для работы с детьми 4-7 лет. Мозайка-Синтез, М., 2011 г.
7. В. М. Букатов «Секреты дидактических игр». Санкт-Петербург, Творческий центр «Сфера», 2010 г.
8. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»/ Планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель. – 283с.
9. С. Н. Николаева, И. А. Комарова Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Москва. Издательство «Гном» 2014г.
10. Л. Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. /Издательство «Мозаика-Синтез» Москва, 2016г.