Татьяна Мамулина
Программа по сотрудничеству с семьями воспитанников средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цели, задачи программы
4. Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников :
5. Принципы взаимодействия с родителями
6. Формы взаимодействия с родителями.
7. Ожидаемые результаты программы.
8. Содержание работы с родителями в средней группе 2015-2016 гг.
9. Используемая литература.
Чтобы изменить людей, их надо любить.
Влияние на них пропорционально любви к ним.
И. Песталоцци
Публикация «Программа по сотрудничеству с семьями воспитанников средней группы» размещена в разделах
1. Пояснительная записка.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.)
2. Актуальность:
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании: - ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами, воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Эффективность выбранных методов работы с семьёй также подтверждается данными о желании родителей участвовать в мероприятиях, предлагаемых педагогами.
Программа взаимодействия с родителями воспитанников составлена с учётом примерной основной обще образовательной программы «Радуга». Результаты опроса показали, что детский сад пользуется авторитетом у родителей, они довольны отношением воспитателей к детям и к ним, отмечают, что дети с удовольствием посещают детский сад.
За активное участие в деятельности ДОУ отдельные родители были награждены грамотами, Благодарственными письмами от администрации ДОУ.
3. Цели, задачи программы
Цель:
• создание благоприятных условий для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей;
• организация методической работы по созданию условий взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников;
• привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
Задачи:
• активизировать участие родителей в жизни ребенка и детского сада через поиск и внедрение инновационных форм работы с семьёй.
• создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников, необходимой для создания благоприятных условий для совместных игр, досугов и творчества с детьми;
• использовать совместные тематические проекты, игры детей и родителей в качестве средства общения и источников доверия, укрепляющих авторитет взрослого;
• оптимизировать детско-родительские отношения.
4. Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников :
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.
Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности;
• совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности
• совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.
5. Принципы взаимодействия с родителями.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
* Открытость детского сада для семьи.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
* Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
* Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
* Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
* Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
6. Формы взаимодействия с родителями.
Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.
Традиционные формы: лекции, беседа, родительские собрания, консультирование родителей по запросу, наглядная агитация.
Нетрадиционные формы: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.
Инновационные:
• Сайт детского сада.
• Проектная деятельность
• Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
Ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания в условиях детского сада и семьи. Тематические консультации проводятся, чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей. Педагогическая беседа с родителями необходима для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу. Анкетирование провожу с целью изучения семьи. На доске объявлений информирую родителей об основных событиях и мероприятиях, организованных в детском саду.
7. Ожидаемые результаты программы :
1. Повысился воспитательный потенциал семьи, понимание родителями необходимости и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка.
2. Возросло число родителей, активно включенных в образовательный процесс детского сада, группы.
3. Сформировано представление родителей о сфере педагогической деятельности:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми 2 младшей группы;
- об особенностях образовательного процесса в ДОУ;
4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с детским садом.
8. План-программа рабаты с семьями воспитанников средней группы 2018-2019 учебный год.
Приложение 1.
План-программа работы с семьями воспитанников средней группы
МБДОУ «Детский сад №63 «Золотой петушок» на 2018-2019 учебный год
СЕНТЯБРЬ
Задачи проводимых мероприятий:
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.
Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.
Привлечь родителей к организации совместной с детьми фотовыставки, а в последующем пополнить фотографиями фотоальбом группы. Дать возможность проявить творчество, заинтересованность к данной теме.
Знакомство родителей с правилами посещения детского сада; с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей; с новыми стандартами образования ФГОС; напомнить о посещении детей ДОУ без уважительной причины.
Выбор родительского комитета группы.
Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада со семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Вводное родительское собрание: Задачи воспитания и обучения детей 4-5 лет
Анкетирование
«Чего вы ждете от детского сада в этом году»
Поздравление с Днем знаний!
Режим дня (холодный период).
Характеристика детей 4-5 года жизни
Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»
Осень.
Воспитание гигиенических навыков.
Спортивный уголок дома.
Культурное поведение детей за столом.
ОКТЯБРЬ
Задачи проводимых мероприятий:
Привлечь родителей к организации совместной с детьми фотовыставки. Дать возможность проявить творчество, заинтересованность к данной теме. Воспитывать в своей семье уважение к пожилому поколению.
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.
Родителям совместно с детьми интересно оформить осеннюю поделку используя природный материал, показать как важна в воспитании совместная деятельность ребенка и взрослого.
Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.)
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Воспитание бережного отношения к книге
Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей.
Совместная работа детей и родителей «Осень золотая».
Путешествие в страну именинную.
Что означает слово «дисциплина».
Нужна ли дома волшебная палочка?
Папка-передвижка (Здоровьесберегающие технологии)
НОЯБРЬ
Задачи проводимых мероприятий:
Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.
Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно-ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах.
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.
Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками. Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому детей.
Привлечь родителей к проектной деятельности.
- развивать интерес ребёнка к русскому фольклору, ознакомление с русскими народными сказками;
- совместно с родителями провести театрализованные мастерские, привлечь родителей к оформлению книг, иллюстрированных вместе с детьми;
- привлечь родителей к театрализованной деятельности детей.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Фоторамка: «Портрет моей мамочки» ко Дню матери.
Проект «Бабушкины сказки»
Привычки нравственного поведения.
Анкетирование «Вежливость наших детей».
Любимые детские игры.
Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. *
«Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»
(Пополнение сюжетно-ролевых игр в группе пособиями).
Развиваем математические представления дошкольников через познание окружающего мира.
«Ребенок и компьютер»
«Игрушки для пятилеток»
День рождения дошкольника.
ДЕКАБРЬ
Задачи проводимых мероприятий:
Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.
Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе.
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.
Привлечение родителей к работе детского сада.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Круглый стол: «Воспитываем добротой». Родительский форум: «Поговорим о нравственности».
Новогодний утренник.
Конкурсы для семей «Новогодние украшения»; «Чудо-варежка»
Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать». “Как правильно общаться с детьми”.
Задачи физического воспитания.
Поздравление с Новым годом!
Семейные фотографии «От улыбки хмурый день светлей!»
Пиротехника на новогоднем празднике!
Елку ставим, наряжаем.
Без лекарств и докторов. *
«Как улучшить детскую память».
«Как организовать выходной день с ребенком”.
Воспитание у детей культуры поведения.
Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать».*
ЯНВАРЬ
Задачи проводимых мероприятий:
Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Проект «Наш веселый, звонкий мяч» (родители, воспитатели, дети). Пополнение базы для игр с мячами, подбор игр с мячами разных народов и национальностей.
Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке!
Поздравление с Рождеством!
Зимушка-Зима.
Фотогазета
«Как мы бережём здоровье».
Развитие речи детей 4-5 лет.
Как и что можно построить для зимних игр.
Авторитет родителей.
Народные подвижные игры.
ФЕВРАЛЬ
Задачи проводимых мероприятий:
Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.
Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.
Дать углублённые знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми, приглашение на кружок.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…»
Оформление газеты, посвященной Дню Защитника Отечества
“Наши замечательные папы”
Роль сюжетных игр в развитии детей дошкольного возраста. *
Поздравление с днем Защитника Отечества. *
23 февраля.
Общение дошкольников.
Зачем ребенку кукольный театр? *
Рисуем вместе с папами. *
Чему учит сюжетно-ролевая игра. *
«Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»
Занимаемся аппликацией.
Памятка для родителей: «Как правильно общаться с детьми» *
МАРТ
Задачи проводимых мероприятий:
Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.
Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.
Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Правовое воспитание.
Стенгазета «Мама, мамочка, мамуля».
Утренник
«День 8 марта»
Поздравление с женским днем - * Марта. *
Четыре заповеди умного родителя!
Труд дома.
8 Марта.
Масленица-веселуха.
Рисуем вместе с мамами. *
Светлая пасха.
«Искусство быть родителем».
«Первый раз в театр»
Экологическое воспитание в процессе обучения дошкольников.
АПРЕЛЬ
Задачи проводимых мероприятий:
Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу.
Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.
Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
День открытых дверей для родителей.
Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Фотовыставка
«Малыши-крепыши»
Смешинки от детей. *
Детям о правилах дорожного движения.
Весна.
Семь-Я.
Не давайте ребенку стать трудным.
МАЙ
Задачи проводимых мероприятий:
Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.
Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году.
Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду.
Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Подведение итогов работы за учебный год.
Анкетирование «По результатам года»
Поздравление с днем Победы!
Знаете ли Вы?
9 Мая – день Победы.
Мир детской культуры в фотографиях столетий.
Роль совместного отдыха детей и родителей.
Летний оздоровительный период
ИЮНЬ – ИЮЛЬ – АВГУСТ
Задачи проводимых мероприятий:
• Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и
формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально - дифференцированного подхода к семьям;
• Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• Повысить компетентность родителей в вопросах организации летнего отдыха детей; привлечь родителей к участию мероприятиям ДОУ на основе сотрудничества;
• Воспитание уважения к детству и родительству.
Родительское собрание и инновационные формы работы с семьями воспитанников
Информационный уголок
Паспарту и фотовыставки, выставки, другие мероприятия
Беседа
Консультация
Папка-передвижка
Выходной день в музее всей семьей.
Практикум для родителей по летнему отдыху детей: «Мы любим отдыхать»
Как уберечь детей от летних травм. *
Солнце – наш друг.
Солнце – может быть опасным.
Опасные насекомые.
Развлечение ко дню защиты детей.
Лето. *
Игры с песком и водой. *
Летние народные праздники. *
Выставка семейных фотогазет: «Как мы провели лето»
Развлечение «До свидания, лето!»
«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
«Что необходимо взять с собой в отпуск с ребенком дошкольного возраста.» *
«Лето красное-пора прекрасная».
«Первая помощь при солнечном ударе».
Памятки для родителей
по воспитанию детей :
«Мальчики и девочки – два разных мира».
Болезни грязных рук – кишечные инфекции.
«Ребёнок на даче». «Паразиты».
«Первая помощь при укусах насекомых, клещей».
Папка-передвижка: «Съедобные грибы»
Список литературы:
1. Программа дошкольного образования «Радуга» / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова. Научный руководитель Т. Н. Доронова.
2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с.
3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.
4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М. : ВАКО, 2011. 240 с.