Елена Качева
Программа по сопровождению семьи в период подготовки ребенка к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их родителей на этапе подготовки к поступлению в ДОУ.
Пояснительная записка
Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает:
- обновление содержания образовательного процесса на основе идей сохранения уникальности и признания самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
Публикация «Программа по сопровождению семьи в период подготовки ребенка к ДОУ» размещена в разделах
Одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
А в современном обществе дети, даже самого раннего возраста, испытывают немалые психологические нагрузки. Нагрузкой для ребенка раннего возраста может быть и поступление в детское дошкольное учреждение. И от того на сколько ребенок подготовлен к детскому саду будет зависеть какой будет эта нагрузка на его организм. Ведь поступление в ДОУ сопровождается изменением стереотипа поведения, приобретенного в домашней обстановке, окружающей среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи. Начиная посещать детский сад неподготовленным, малыш испуган, напряжен и все это выражается в стрессовых реакциях организма. Отсюда вытекает ряд вопросов, например, как же помочь малышу привыкнуть к новым социальным условиям с наименьшей нагрузкой на организм? Какая работа педагогического коллектива будет наиболее эффективной? Как помочь родителям правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ? Поэтому для решения этих проблем была разработана Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их родителей на этапе подготовки к поступлению в ДОУ.
Цель:
Оказание помощи детям и родителям в процессе адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению и развитие эмоциональных и доверительных отношений между ребенком раннего возраста, его родителями и сотрудниками детского сада.
Задачи:
• Психолого-педагогическое просвещение (повышение компетентности родителей) родителей по актуальным вопросам воспитания, развития и социализации детей раннего возраста;
• Создание благоприятного эмоционального фона в процессе знакомства с ДОУ;
• Содействие смягчению адаптации при поступлении ребенка в сад.
Ожидаемые результаты реализации программы :
• Комфортная адаптация ребенка к новым условиям.
• Оптимизация взаимодействия родителей и детей
• Улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;
Формы работы:
• Анкетирование
• Просвещение
• Консультирование родителей и педагогов
• Наблюдение
• Беседы
• Папки-передвижки
Направления работы программы :
1 направление – с родителями
Данное направление работы включает в себя:
• анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей и привычек ребенка;
• информационное родительское собрание для родителей адаптационных групп;
• консультирование родителей;
• ведение странички педагога-психолога по вопросам адаптации на официальном сайте детского сада в сети интернет;
• подготовка памяток по подготовке к детскому саду;
• папка-передвижка по адаптации.
2 направление – с детьми
Данное направление работы включает в себя:
• Игровое взаимодействие с ребенком в присутствии мамы (индивидуально с каждой семьей);
• Игровые сеансы для детей и родителей «Вместе с мамой» (см. Приложение 1)
Во время игрового взаимодействия психолог обращает внимание:
• Характеристика установления контакта (в контакт не вступает; проявляет речевой негативизм; контакт формальный (чисто внешний); в контакт вступает не сразу, с большим трудом; не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный; легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность; охотно подчиняется; инициативен);
• Самостоятельность (умеет ребенок играть самостоятельно; не умеет играть самостоятельно);
• Характеристика мотивации деятельности (работает с интересом, интерес неустойчивый, работает формально, отсутствие мотивации к деятельности);
• Фон настроения (нормальный; несколько повышен или снижен; эйфоричный; депрессивный);
• Эмоции (довольный, недовольный, серьезный, спокойный, веселый, грустный, вспыльчивый; испытывает ли чувство неуверенности в себе; настойчив ли, упрям, капризен; отношение к трудностям);
• Наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
В структуру игрового сеанса входит:
• Приветствие и прощание – два важных ритуала, которые остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий. Они позволяют ощутить целостность и завершенность процесса.
• Пальчиковые игры – чрезвычайно важны для детей раннего возраста. Доказано, что тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Во время игры с пальчиками возникает доверительный и эмоционально теплый контакт взрослого и ребенка.
• Дидактические игры. Основные задачи дидактической игры – во-первых, познакомить детей с многообразием предметного мира и научить взаимодействовать с ним, а во-вторых – показать родителям приемы и способы обращения с дидактическими игрушками и материалами.
• Физкультминутка. Для детей подвижные игры являются жизненной потребностью. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
• Художественная деятельность. Основная задача – познакомить малышей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия. Совместные занятия изобразительной деятельностью очень сближают взрослого и ребенка.
Занятия с детьми и их родителями длительностью 15-20 минут проводятся в мае - июне 2 раза в неделю, всего 6 занятий. На занятия целесообразно приглашать и воспитателей адаптационных групп.
3 направление – с педагогами
Данное направление включает в себя:
• Консультирование;
• Рекомендации с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.