Захарова Ольга
Программа сопровождения семьи при подготовке ребенка к поступлению в ДОУ и адаптации к условиям детсада
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ
на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребёнка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. В настоящее время ДОУ призвано оказать помощь семье в разрешении их социальных потребностей и улучшения положения детей.
Темочки:
Анкетирование и опрос семей, имеющих детей раннего возраста, свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информировании на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребёнка. Именно поэтому в ДОУ разработана система информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста в этот сложный период и развитие дальнейшего тесного взаимодействия.
Главная проблема, решаемая родителями и ДОУ, - проблема адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ. Переход необходимо проводить наиболее плавно, тогда он пройдёт оптимально и безболезненно.
Для решения этой проблемы в ДОУ используется система взаимодействия с семьей, включающая в себя работу с родителями и детьми в течение первого года, поступления ребёнка в детский сад.
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ «Клуба молодых родителей», далее Клуба: создание новых возможностей для роста социальной успешности родителей; помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.
Сделать родителей партнёрами педагогов, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, дать возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы.
ЗАДАЧИ КЛУБА:
• Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей
• Создать атмосферу общности интересов
• Объединить усилия для развития и воспитания детей
• Устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка, содействие смягчению адаптации при поступлении ребёнка в детский сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ;
• оказание помощи родителям в решении актуальных проблем развитии, воспитания, социализации;
• развитие психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Организация работы адаптационно-консультативного «Клуба молодых родителей»;
2. Организация экскурсий по детскому саду;
3. Издание педагогических газет для родителей в группах детского сада;
4. Консультирование родителей;
5. Подготовка раздаточного материала для родителей;
6. Анкетирование.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ :
В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребёнка в период адаптации в ДОУ ожидаются следующие результаты:
1. Улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;
2. Возникновение широких возможностей для обучения родителей позитивным приёмам восприятия детского сада и педагогов;
3. Позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития, как родителями, так и детьми;
4. Более мягка и комфортная адаптация ребёнка к новым условиям.
Организация работы адаптационно-консультативного «Клуба молодых родителей»;
Ранний возраст ребёнка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах отвечая на многочисленные вопросы
В этом возрасте ребёнок чрезвычайно подвижен, у него появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему окружающему.
Умственное развитие детей второго года жизни осуществляется в играх, общении со взрослыми и другими детьми. Для ребёнка характерна любознательность, и её всячески необходимо поощрять.
Овладевая всё новыми действиями с предметами, ребёнок открывает функции предметов, узнаёт, что вещи имеют своё назначение и определённый способ употребления.
План-программа адаптационно-консультационного Клуба отвечает особенностям психофизического развития детей второго года жизни и желаниям родителей адаптировать его к новым условиям. В этом Клубе проводятся консультативные занятия с родителями детей, а так же игровые занятия с детьми раннего возраста.
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА РЕАЛИЗАЦИЮ:
• обеспечения условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей в соответствии с их психофизическими особенностями;
• решения проблем адаптационного периода,
• комфортных условий пребывания в детском саду;
• личностного развития детей раннего возраста.
ЗАДАЧИ:
• ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
• подготовить ребёнка к посещению I младшей группы;
• создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьёй.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• развитие речи, ознакомление с окружающим;
• действия с дидактическим материалом, дидактическими
игрушкам,предметами-орудиями, строительным материалом;
• подвижные и музыкальные игры.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
1. Программа рассчитана на 10 встреч: 1, 2, 3, 10 – я посвящены работе с родителями; 4 -9 встречи – совместной работе с детьми и родителями.
2. Встречи с детьми и их родителями 1 раз в неделю.
3. Консультативная работа педагога-психолога для родителей проводится (по запросу).
Продолжительность каждой встречи варьируется от 15 до 30 минут, в зависимости от цели встреч.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по реализации плана-программы адаптационного Клуба :
1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста
Повышение физического и психического уровня развития детей.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• обучение воспитателей методам проведения игровых занятий в адаптационный период;
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации и развитие потребности в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие речевой активности, восприятия, внимания;
• развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых умений и навыков.
Встреча 1.
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.
Цель: ознакомление родителей с условиями поступления в детский сад.
Задачи:
- познакомить семьи бедующих воспитанников друг с другом и сотрудниками ДОУ;
- раскрыть понятие «адаптация» и ее виды;
- показать возможные варианты воспитания и общения с детьми в адаптационный период.
Оборудование:бейджики, анкета «Наличие возможных навыков у детей, облегчающих адаптационный период», анкета для родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Встреча 2.
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.
Цель:оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного периода.
Задачи:
- познакомить семьибудущих воспитанников с оснащением и оборудованием детского сада;
- оказать консультативную помощь в организации режима дня ребенка в домашних условиях;
- формировать у родителей представление о питании, как о значимом факторе облегчения адаптации.
Оборудование:бейджики, памятка по адаптации ребенка к ДОУ, карточки с педагогическими ситуациями, памятка «Режим дня детей раннего возраста», перечень блюд детского сада, меню (на один день).
Встреча 3.
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.
Цель: оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного периода.
Задачи:
- познакомить семьи будущих воспитанников с оснащением и оборудованием детского сада (экскурсия по саду);
- показать значение игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции;
- раскрыть значение правильного выбора одежды ребенка, как одного из звеньев профилактики заболеваемости.
Оборудование:бейджики, памятка «Одежа и обувь по сезонам», памятка «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей», карточки для игры «Магазин игрушек».
Встреча 4 «В гостях у зайчихи Ляли».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
Задачи:
- создать благоприятную психологическую обстановку в группе;
- привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ;
- учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование:магнитофон, мягкие игрушки – лиса и заяц, морковка, листы для рисования для каждого ребенка с изображением морковки, бейджики, краски, губки.
Встреча 5 «Кот и мышата».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
Задачи:
- создать благоприятную психологическую обстановку в группе;
- привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ;
- пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;
- развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.
Оборудование:магнитофон, мягкая игрушка – кот, маски мышат для каждого ребенка, листы для рисования для каждого ребенка, мольберт, рисунок –заготовка с изображением следов лапок котика, бейджики, краски.
Встреча 6 «Прогулка в лес».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
Задачи:
- развиватьэлементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться);
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;
- познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).
Оборудование:магнитофон, мягкие игрушки – лиса, ежик, аудиозапись «Моцарт для малышей», рисунки – заготовки ежиков, бейджики, краски, губки.
Встреча 7 «Мишка».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
Задачи:
- развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться);
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;
- познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).
Оборудование:магнитофон, аудиозапись «Моцарт для малышей», аудиозаписи из мультфильма «Умка», мягкая игрушка – мишка, погремушки, рисунки-заготовки с изображением банки, бейджики, краски, губки.
Встреча 8 «Курочка и цыплята».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
Задачи:
- развивать умение родителей играть с детьми;
Способствовать адаптации малышей к детскому саду;
Закреплять знания частей лица, умение их показывать у себя;
- развивать изобразительные навыки.
Оборудование:магнитофон, игрушки – лиса и петух, маски цыплят, аудиозапись «Деревня», рисунки заготовки с изображением петуха, краски.
Встреча 9 «Солнышко».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
Задачи:
-формировать дифференцированные связи с окружающими людьми;
- развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия;
- вызвать положительное отношение к детскому саду;
- расширять словарный запас ребенка.
Оборудование:магнитофон, игрушки – собака и солнце, зонтики, аудиозапись «Голубой вагон», рисунки заготовки солнца, краски.
Встреча 10.
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.
Цель: подведение итогов работы адаптационной группы и осознание значимости адаптационного периода у детей раннего возраста.
Задачи:
- систематизировать полученные знания об адаптации у родителей будущих воспитанников;
- детально обсудить постепенное вхождение малыша в детский сад по разработанному алгоритму;
- познакомить родителей с планом дальнейшей работы по адаптации с их детьми;
- получить обратную связь в виде отзывов родителей и пожеланий по вопросам функционирования Клуба молодых родителей.
Оборудование: анкета для родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад и анкета «Обратная связь»,бейджики.