Елена Лобыкина
Программа по самообразованию «Технология оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
по самообразованию в средней группе
МКДОУ детский сад №9 «Солнышко»
на 2023-2024 учебный год.
Тема: Технология оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Составила воспитатель
средней группы
Лобыкина Е. В.
г. о. г. Чкаловск
2023 год
Пояснительная записка
Публикация «Программа по самообразованию „Технология оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитию воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами, и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.
В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.
Цель: повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно - эстетическому творчеству; создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к оригами с учетом требований ФГОС; формировать у родителей и педагогов значимости конструирования из бумаги.
Задачи: изучить литературу по данной теме; творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников; формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей 4-5 лет посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности; разработать и составить конспекты занятий художественно - эстетического направления с использованием техники оригами; разработать перспективный план работы с детьми; привлечь педагогов к использованию приемов оригами.
Актуальность выбранной темы.
При развитии потребностей и интересов в творчестве наши педагоги используют различные формы работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом занятия отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в детском саду является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
Этот вид деятельности позволяет ребенку творчески самореализоваться, дает возможность создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами — искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами — мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор — мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д, происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома»;
Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги»;
Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги»;
Коротеев И. А. «Оригами для малышей»;
Соколова С. В. «Школа оригами»
Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы»;
Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка».
Работа с детьми Сентябрь-май Организация работы детской мастерской «Волшебная бумага»
Ноябрь Диагностика детей по теме. Коллективная работа: «Осенний ковёр»
Апрель Оформление альбома «Вот что мы умеем» Выставка детских работ «Вот что мы умеем»
Май Итоговая диагностика.
Работа с семьёй Сентябрь План совместной работы
Октябрь Консультации для родителей. «Что такое оригами?»
Ноябрь Диагностика родителей по теме
Февраль Консультация «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей у детей».
Март Буклет: Советы родителям «Оригами – через игру к творческому развитию»
Родительское собрание «Мама, купи мне конструктор»
Январь Мастер-класс для родителей по оригами «Собачка» Выставка детско-родительских работ «Мы любим оригами»
Май Фотоотчет Выставка фотографий «Мы любим оригами»
Самореализация Октябрь Составление диагностики для детей и родителей по оригами Диагностика детей по теме
Ноябрь
Создание альбома «Оригами».
Создание художественно-творческого центра (схемы конструирования из бумаги)
Декабрь Пополнить «методическую копилку»
материалом по теме.
Март Консультация для воспитателей: «Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении»
Май Анализ результатов диагностики Отчёт по проекту