Ирина Евтеева
Программа по самообразованию «Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Первомайского района детский сад № 276 «Звездный»
«Утверждаю»
Зав. МБДОУ № 276
от
___ Митрошина Л. В.
Программа по самообразованию
музыкального руководителя высшей категории МБДОУ № 276 Евтеевой И. С.
Тема: «Фольклор –как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Ростов –на – Дону 2021 г
Публикация «Программа по самообразованию „Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Программа по самообразованию музыкального руководителя высшей категории МБДОУ № 276 Евтеевой И. С.
«Фольклор –как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Сегодня повсеместно вырастает интерес к родной культуре, а именно к народному творчеству или как принято говорить к фольклору. Родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души каждого ребенка, началом порождающим личность. Оно и понятно: в народном творчестве с его обрядами, традициями, обычаями, праздниками нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни:
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи» А. С. Лихачев.
Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых, певческих традиций, как наш – русский. С молоком матери откладывались в детской памяти колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. А наши хороводы, которые могли водиться всей деревней приводили в изумление приезжавших в Россию иностранцев и, конечно, наши русские пляски и праздники.
Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Понятие фольклора.
Сегодня необходимо искать такие формы музыкального воспитания и образования, которые органично сочетали бы в себе многообразие интересов современника, приобщая его к народной национальной культуре, как составной части духовного потенциала человека.
Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году.
Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками.
Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность.
Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение.
Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.
Меня, как музыкального руководителя,больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Фольклорные произведения русского народа помогают,с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке.
Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление.
Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить. С детства у нас в доме звучат русские народные песни, частушки, колыбельные песни.
Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «Во кузнице», «Жил у бабушки коток», «По малину в сад пойдем».Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «Во кузнице», «Жил у бабушки коток», «По малину в сад пойдем».
Воспитывать любовь к русскому народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности дошкольников — такую задачу поставила перед собой и я.
Все это пригодилось в дальнейшей моей работе.
Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивают личность ребенка. На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски.
Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, распашонкой, самоварчиком, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски После того, как дети освоили танцевальные движения, стала включать их в пляски «Русская зима», «Самовар», «Кадриль». и другие. Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы.
Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса.
Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата.
Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего детского сада в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т. д. В нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны, которые используются постоянно. Мы также сами изготовили народные инструменты для исполнения в оркестре и для пения частушек — коробочки, колотушку, рубель.
Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала.
Жанры фольклора.
Приобщение детей к жанрам русского фольклора начинаю с группы раннего развития, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.
Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать, нянчить холить, растить, носить на руках.) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Цель пестушек – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать ласкать, ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье, гуленье, потягивание, первые шаги и т. д.
Ой, ты, мое солнышко,
Пшеничное зернышко,
Милая, родная,
Рыбка золотая.
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Ай, не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Будешь если плакать,
Куплю худой лапоть!
Потешки – это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Цель – развлечь малыша, создать у него веселое настроение. Потешки зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
Идет коза – во лбу рога,
Идет – ворчит, клюкой стучит –
Кто кашки не ест, кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю,
Акто кашку кушает и маму слушает,
С тем – поиграю.
Скок, скок, скок, скок,
Побежали на мосток,
Побежали на мосток, потеряли сапожок.
Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире:
Сорока-белобока, кашку варила,
Деток кормила и. т. д. …
Гули, гули, гули,
Гули голубочки,
Сели на головку,
На головку дочке.
Ты, моя дочка,
Помаши рукою,
Кш, кш, кш!
В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Прибаутки – это коротенькая или длинная сюжетная песенка повествовательного характера. Цель – развлечь малыша, создать у него веселое настроение. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туда же по дорожке). Прибаутка воспитывает в ребенке умение слушать, наблюдать, сравнивать. Познавать неведомые ему явления, знакомится с окружающим миром, голосами птиц, животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Прибаутка характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду. Исполнение прибаутки отвлекает ребенка от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.
-Зайка белый!
-Куда бегал?
-В лес дубовый!
-Что там делал?
-Я капустку щипал.
Под березоньку клал
И не знаю, кто украл.
Все эти малые жанры фольклора детьми раннего возраста только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются) :
Потешки:
Шла Иринка по дорожке,
У нее устали ножки.
Села – посидела,
Песенку запела
Тра-та-та, тра-та-та
Мы везем с собой кота…
Колыбельные:
Мама Милочку качает – баю-бай
Мама доченьку качает – баю-бай
Спи Мелена, спи, дочурка – засыпай!
Завтра будет день прекрасный – баю-бай
Светит месяц с неба ясный – баю-бай
Спи, хороший голубочек, засыпай!
В работе с детьми старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры – обрядовые песни (колядки, веснянки, масленичные песни и т. д., заклички, частушки, игровые песни, хороводы – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду.
Жавороночки, на соломочке!
Прилетите к нам, принесите нам,
Лето теплое, весну красную!
Нам зима-то надоела,
Весь и хлебец-то поела!
Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по улицам деревни и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору, либо отдельно хозяину или хозяйке.
Коляда, коляда,
Пришла коляда накануне Рождества,
Мы искали коляду,
По всем дворам, по проулочкам,
Нашли коляду у Ивана во дворе и т. д….
Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.
Ох, ты, шаль моя.
Шаль моя вязёная.
Не одна я боевая,
Вся родня весёлая.
Игровые песни, хороводы сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором («Теремок», «Ходит Ваня»).
Царь за городом гуляет,
Царь за городом гуляет,
Царевич-королевич,
Царевич-королевич.
Он царевну выбирает,
Он царевну выбирает и т. д.
-Где был, Иванушка?
-На ярмарке!
-Что купил, Иванушка?
-Курочку и т. д
Ни одно занятие не обходится без игр. Прекрасным материалом являются народные игры. Игры воспитывают в детях, не только ловкость, быстроту реакции, выносливость, смекалку, но и несут в себе обучающую, художественно-эстетическую функцию, приобщают детей работать коллективно, развивают певческие, танцевальные навыки. («Воротики», «Ручеек», «Горелки», «Жмурки», «У Медведя во бору», «Бабка-ежка», «Ходит Ваня») и т. д.
Пословицы и поговорки. На занятиях, утренниках, развлечениях используем такие малые жанры фольклора, как пословицы, поговорки, загадки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Пословицы и поговорки в краткой сжатой форме несут в себе глубокий мудрый смысл, и богатый жизненный опыт. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен клад, коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Знал бы где упадёшь – соломки подстелил», «Мягко стелет, да жёстко спать», «Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», «Хлеб всему голова», «В гостях хорошо, а дома лучше»).Пословицы и поговорки в краткой сжатой форме несут в себе глубокий мудрый смысл, и богатый жизненный опыт.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.
Кроме этого, в своей работе часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.
Произведения русского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем (например, колыбельные, пестушки способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста, а в старшем возрасте они используются мною для распевания).
Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах, участие в городских конкурсах. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.
Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Заключение.
Все вышеперечисленные фольклорные жанры являются основными на моих занятиях музыкой. Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе и т. д., и конечно, приобщение к своей национальной культуре.
С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.
Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края. Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздниковПеть русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предковПеть русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков
А это значит, что фольклор является незаменимым в музыкальном воспитании дошкольника, он воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре русского народа в целом. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Дети участвуют в конкурсах. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте. Обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям в кружке. Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.
Список литературы.
Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. – М., 2002.
Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск.
Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М., 2009.