Папки-передвижки

Программа по самообразованию «Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» (5 фото)

Ирина Евтеева
Программа по самообразованию «Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Первомайского района детский сад № 276 «Звездный»

«Утверждаю»

Зав. МБДОУ № 276

от

___ Митрошина Л. В.

Программа по самообразованию

музыкального руководителя высшей категории МБДОУ № 276 Евтеевой И. С.

Тема: «Фольклор –как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Ростов –на – Дону 2021 г

Публикация «Программа по самообразованию „Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Программа по самообразованию музыкального руководителя высшей категории МБДОУ № 276 Евтеевой И. С.

«Фольклор –как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Актуальность.

Сегодня повсеместно вырастает интерес к родной культуре, а именно к народному творчеству или как принято говорить к фольклору. Родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души каждого ребенка, началом порождающим личность. Оно и понятно: в народном творчестве с его обрядами, традициями, обычаями, праздниками нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни:

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи» А. С. Лихачев.

Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых, певческих традиций, как наш – русский. С молоком матери откладывались в детской памяти колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. А наши хороводы, которые могли водиться всей деревней приводили в изумление приезжавших в Россию иностранцев и, конечно, наши русские пляски и праздники.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Понятие фольклора.

Сегодня необходимо искать такие формы музыкального воспитания и образования, которые органично сочетали бы в себе многообразие интересов современника, приобщая его к народной национальной культуре, как составной части духовного потенциала человека.

Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году.

Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками.

Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность.

Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение.

Русский фольклоркладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.

Программа по самообразованию «Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Меня, как музыкального руководителя,больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Фольклорные произведения русского народа помогают,с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке.

Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление.

Фото «Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить. С детства у нас в доме звучат русские народные песни, частушки, колыбельные песни.

Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «Во кузнице», «Жил у бабушки коток», «По малину в сад пойдем».Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «Во кузнице», «Жил у бабушки коток», «По малину в сад пойдем».

Воспитывать любовь к русскому народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности дошкольников — такую задачу поставила перед собой и я.

Все это пригодилось в дальнейшей моей работе.

Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивают личность ребенка. На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски.

Программа по самообразованию - фото

Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, распашонкой, самоварчиком, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски После того, как дети освоили танцевальные движения, стала включать их в пляски «Русская зима», «Самовар», «Кадриль». и другие. Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы.

Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса.

Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата.

Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего детского сада в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т. д. В нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны, которые используются постоянно. Мы также сами изготовили народные инструменты для исполнения в оркестре и для пения частушек — коробочки, колотушку, рубель.

Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала.

Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайского района детский сад Звездный Утверждаю Зав

Жанры фольклора.

Приобщение детей к жанрам русского фольклора начинаю с группы раннего развития, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.

Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать, нянчить холить, растить, носить на руках.) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Цель пестушек – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать ласкать, ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье, гуленье, потягивание, первые шаги и т. д.

Ой, ты, мое солнышко,

Пшеничное зернышко,

Милая, родная,

Рыбка золотая.

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Будешь если плакать,

Куплю худой лапоть!

Потешки – это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Цель – развлечь малыша, создать у него веселое настроение. Потешки зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?

Идет коза – во лбу рога,

Идет – ворчит, клюкой стучит –

Кто кашки не ест, кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю,

Акто кашку кушает и маму слушает,

С тем – поиграю.

Скок, скок, скок, скок,

Побежали на мосток,

Побежали на мосток, потеряли сапожок.

Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире:

Сорока-белобока, кашку варила,

Деток кормила и. т. д. …

Гули, гули, гули,

Гули голубочки,

Сели на головку,

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши рукою,

Кш, кш, кш!

В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Прибаутки – это коротенькая или длинная сюжетная песенка повествовательного характера. Цель – развлечь малыша, создать у него веселое настроение. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туда же по дорожке). Прибаутка воспитывает в ребенке умение слушать, наблюдать, сравнивать. Познавать неведомые ему явления, знакомится с окружающим миром, голосами птиц, животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Прибаутка характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду. Исполнение прибаутки отвлекает ребенка от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

-Зайка белый!

-Куда бегал?

-В лес дубовый!

-Что там делал?

-Я капустку щипал.

Под березоньку клал

И не знаю, кто украл.

Все эти малые жанры фольклора детьми раннего возраста только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются) :

Потешки:

Шла Иринка по дорожке,

У нее устали ножки.

Села – посидела,

Песенку запела

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везем с собой кота…

Колыбельные:

Мама Милочку качает – баю-бай

Мама доченьку качает – баю-бай

Спи Мелена, спи, дочурка – засыпай!

Завтра будет день прекрасный – баю-бай

Светит месяц с неба ясный – баю-бай

Спи, хороший голубочек, засыпай!

В работе с детьми старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры – обрядовые песни (колядки, веснянки, масленичные песни и т. д., заклички, частушки, игровые песни, хороводы – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду.

Жавороночки, на соломочке!

Прилетите к нам, принесите нам,

Лето теплое, весну красную!

Нам зима-то надоела,

Весь и хлебец-то поела!

Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по улицам деревни и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору, либо отдельно хозяину или хозяйке.

Коляда, коляда,

Пришла коляда накануне Рождества,

Мы искали коляду,

По всем дворам, по проулочкам,

Нашли коляду у Ивана во дворе и т. д….

Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.

Ох, ты, шаль моя.

Шаль моя вязёная.

Не одна я боевая,

Вся родня весёлая.

Игровые песни, хороводы сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором («Теремок», «Ходит Ваня»).

Царь за городом гуляет,

Царь за городом гуляет,

Царевич-королевич,

Царевич-королевич.

Он царевну выбирает,

Он царевну выбирает и т. д.

-Где был, Иванушка?

-На ярмарке!

-Что купил, Иванушка?

-Курочку и т. д

Ни одно занятие не обходится без игр. Прекрасным материалом являются народные игры. Игры воспитывают в детях, не только ловкость, быстроту реакции, выносливость, смекалку, но и несут в себе обучающую, художественно-эстетическую функцию, приобщают детей работать коллективно, развивают певческие, танцевальные навыки. («Воротики», «Ручеек», «Горелки», «Жмурки», «У Медведя во бору», «Бабка-ежка», «Ходит Ваня») и т. д.

Пословицы и поговорки. На занятиях, утренниках, развлечениях используем такие малые жанры фольклора, как пословицы, поговорки, загадки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Пословицы и поговорки в краткой сжатой форме несут в себе глубокий мудрый смысл, и богатый жизненный опыт. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен клад, коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Знал бы где упадёшь – соломки подстелил», «Мягко стелет, да жёстко спать», «Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», «Хлеб всему голова», «В гостях хорошо, а дома лучше»).Пословицы и поговорки в краткой сжатой форме несут в себе глубокий мудрый смысл, и богатый жизненный опыт.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Кроме этого, в своей работе часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.

Произведения русского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем (например, колыбельные, пестушки способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста, а в старшем возрасте они используются мною для распевания).

Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах, участие в городских конкурсах. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.

Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Заключение.

Все вышеперечисленные фольклорные жанры являются основными на моих занятиях музыкой. Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе и т. д., и конечно, приобщение к своей национальной культуре.

С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.

Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края. Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздниковПеть русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предковПеть русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков

А это значит, что фольклор является незаменимым в музыкальном воспитании дошкольника, он воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре русского народа в целом. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Дети участвуют в конкурсах. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте. Обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям в кружке. Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.

Фото №2 МБДОУ от Митрошина Л

Список литературы.

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. – М., 2002.

Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск.

Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М., 2009.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 мая 2021 в 22:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по самообразованию «Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Евтеева (УИ 362211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД