Анна Надолинская
Программа по реабилитации несовершеннолетних «Я и мир вокруг меня»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В последнее время наблюдаются серьезные нарушения психологической и социальной адаптации детей в обществе. В реабилитационные центры поступают дети из разных категорий семей, но проблемы у всех похожи. Особенно ярко проблема выражена у детей от 6-7 до 10-11 лет. Дети оказываются не подготовленными к изменениям в социуме. Это тот возраст, когда уже не дети, но еще не взрослые, таких детей легко убедить как в собственной неполноценности, так и в превосходстве над другими, но и то и другое крайне вредно для полноценного развития личности, и необходимо помочь успешному социально психологическому развитию детей и их адаптации к обществу. Взрослые часто говорят детям, что надо управлять и следить за своим поведением, хорошо дружить с другими детьми, соблюдать правила общества, но не говорят, как это делать, а они ждут помощи, подсказки взрослых. За последнее время статистика отмечает увеличение так называемых уже не вежливых детей. Их грубое поведение часто является причиной увиденного на экранах телевизора, копированием поведения лидеров групп и даже поведения родителей, как в кругу семьи, так и с незнакомыми им людьми. Для многих детей все труднее становиться взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными, поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать и слышать друг друга, все меньше проявляют сочувствие и выражают готовность помочь друг другу. Ребенка необходимо научить понимать и принимать себя, свои сильные и слабые стороны, именно в этом возрасте дети открыты к знаниям о себе, о своих индивидуальных особенностях, возможностях, как общаться со сверстниками, и как строить общение с взрослыми людьми в обществе и с членами семьи, как найти настоящего друга, у кого попросить помощи, и важно чтобы взрослый сотрудничая с детьми выступал на данном этапе как помощник, как направляющий.
Публикация «Программа по реабилитации несовершеннолетних „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас активной, но, к сожалению, только своей личной жизнью, все меньше общаясь друг с другом, родители в погоне за финансовым благополучием все меньше передают житейского опыта и семейных ценностей своим детям. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения, то сейчас все больше наблюдаются проблемы внутреннего характера: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и поступки отдельных членов семьи, нарушения полоролевого поведения. Детям необходимо помочь понять важность и значимость семьи в их жизни.
Исследование показало недостаточность или отсутствие следующих знаний, умений и навыков у детей, имеющих недостаточную социально психологическую адаптацию или ее нарушение:
1. Стремление к самоутверждению.
2. Формирование способности к саморегуляции.
3. Потребность в самопознании, самооценке.
4. Формирование произвольности, самоконтроля.
5. Способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.
6. Стремление занять свое место в системе социальных отношений.
7. Потребность в общении с другими людьми, на признание ими, на их одобрение.
8. Способность понимать ситуацию и соответствовать социальным нормам.
9. Способность соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.
10. Неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений.
11. Развитие эмоциональной отзывчивости.
12. Представлений о поло-ролевом поведении, принятие поло-ролевой идентификации.
13. Ориентация на смысл и характер человеческих взаимоотношений, способность осмысленно ориентироваться на позицию другого человека.
Данная программа направлена на формирование осознания и принятия себя как личности, преодоление трудностей детей в поведении, общении, возникших в процессе недостаточной или нарушенной социально психологической адаптации и формирование у них отсутствующих умений, знаний и навыков.
Цель программы : преодоление трудностей детей в эмоциональной, двигательной сфере, в коммуникативной сфере, приобретение устойчивого представления о положительных взаимоотношениях в семье и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной социально психологической адаптации.
Задачи коррекционно-развивающей программы :
1. Формировать позитивное отношение к себе, своим возможностям. 2. Развивать уверенность в себе, способность к адекватному принятию себя и своего опыта.
3. Научить управлять своими эмоциями и поведением.
4. Развивать самоконтроль.
5. Воспитывать внимательное отношение к другому.
6. Развивать умение свободно вступать в общение с окружающими. 7. Развивать самостоятельность, уверенность в себе.
8. Формировать организаторские способности, ответственность за взятые на себя обязательства.
9. Формировать чувство товарищества, сочувствие, честность по отношению к другим.
10. Формировать способность выстраивать положительные взаимоотношения в семье.
11. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи.
12. Формировать ответственное отношение к семейным обязанностям.
Критерии эффективности программы :
Для развития успешной социально психологической адаптации детей им необходимо иметь следующие знания, умения и навыки:
1. Иметь стремление к самоутверждению.
2. Иметь сформированные способности к саморегуляции.
3. Иметь потребность в самопознании, самооценке.
4. Иметь сформированность произвольности, самоконтроля.
5. Иметь способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.
6. Иметь стремление занять свое место в системе социальных отношений. 7. Иметь потребность в общении с другими людьми, на признание ими, на их одобрение.
8. Иметь способность понимать ситуацию и соответствовать социальным нормам.
9. Иметь способность соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.
10. Понимание норм нравственного облика.
Ожидаемый результат:
По окончанию цикла коррекционно-развивающих занятий дети должны иметь следующие знания, умения и навыки:
1. Проявление ответственности, самоконтроля.
2. Умение оценивать свои и чужие поступки.
3. Понимание и выполнение правил общественной жизни.
4. Знание и применение моральных оценок: добрый, честный, смелый, заботливый, внимательный и др.
5. Адекватность самооценки.
6. Овладение нормами и правилами общественного поведения.
7. Освоение навыков общения.
8. Способность завязывать и поддерживать дружеские контакты
9. Способность искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим.
10. Приобретение устойчивого представления о положительных взаимоотношениях в семье.
11. Сформированность первоначальных представлений о своей будущей семье.
12. Осознание значимости семьи в своей жизни.
Учебный план
Общеразвивающей программы по реабилитации несовершеннолетних программа психологического содействия успешной адаптации к обществу «Я и мир вокруг меня».
№ п\п Название разделов Количество часов
всего Теоретическая
часть занятия Практическая часть занятия
1. «Я и мой мир»-
формирование личностной компетентности 8 35 минут 7ч. 25мин.
2. «Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности 8 30 минут 7ч. 30 мин.
3. «Я и семья» формирование осознания значимости семьи в своей жизни. 8 40 минут 7ч. 20мин.
Всего 24 1ч. 50 мин. 22ч. 10 мин.
Календарно- тематический план
Общеразвивающей программы по реабилитации несовершеннолетних программа психологического содействия успешной адаптации к обществу «Я и мир вокруг меня».
Название разделов и тем Количество часов
Всего Теорети-
ческая часть
занятия Практическая часть занятия
1. «Я и мой мир»-
формирование личностной компетентности 8 35мин 7ч. 25 мин.
1.1 Я своими глазами и Я глазами других 4 25мин. 3ч.
35мин
1.1а Здравствуй мое «Я»-я тебя понимаю 1 10 мин 1
1.1б Эмоции и чувства 1 5мин. 1
1.1в Такие разные характеры 1 5мин. 1
1.1г Особенности и важность индивидуальности 1 5мин. 1
1.2 Мои мысли, желания, возможности. 4 10мин 3ч. 50 мин
1.2а Наши мысли, настроения, поступки. 1 5мин 55мин
1.2б Как управлять мыслями. 1 5мин 55мин
1.2в Секреты моего «Я» 1 - 1
1.2г «Я»-моя вселенная. 1 - 1
2. «Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности 8 30мин 7ч. 30мин.
2.1 Я, ты, он, она -давайте пообщаемся 4 10мин 3ч.
50 мин
2.1а Помощник друзей-«Имя» 1 5мин 55мин
2.1б От улыбки станет мир светлей- учимся дружить 1 - 1
2.1в Как понимать друг друга. 1 5мин 55мин
2.1г Учимся слушать и слышать 1 - 1
2.2 Дружелюбные отношения 4 20мин 3ч.
40 мин
2.2а Зачем так много правил 1 10мин 50мин
2.2б Друзья не похожие на меня 1 - 1
2.2в Такое разное общество 1 10мин 50мин
2.2г Волшебное в реальном-правильное отношение к другим и действительности. 1 - 1
3. «Я и семья» формирование осознания значимости семьи в своей жизни. 8 40 7ч.
20 мин
3.1 Что такое семья 1 5мин 55мин
3.2 «Семейный альбом» понимание, определение и принятие значимых людей 1 5мин 55мин
3.3 Семейные правила 1 - 1
3.4 Погода в доме- обучение навыкам бесконфликтного общения 1 10мин 50мин
3.5 Семейные ценности. 1 10мин 50мин
3.6 Семейные роли и обязанности 1 10мин 50мин
3.7 Семейный репортаж 1 - 1
3.8 Картинки семьи -раскрашены любовью 1 - 1
Всего 24 1ч.
50мин 22ч.
10 мин
Содержание программы :
Занятия проводятся в групповой форме с возрастной группой от 6-7 до 10-11 лет. Группы имеют мобильную форму. Для достижения максимальных результатов группа не должна превышать 10-12 человек. Программа рассчитана на три месяца, 24 часа из которых 1час 50 минут отводится на теоретическую часть, 22 часа 10 минут на практическую часть. Программа имеет три блока :
1блок-«Я и мой мир»-формирование личностной компетентности
2блок-«Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности
3блок- «Я и семья»- формирование осознания значимости семьи в своей жизни.
Все блоки тесно связаны друг с другом и направлены на понимание собственного эмоционального состояния и обучения понимания состояний близких и других окружающих людей, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, повышение собственной самооценки и осознание своего реального «Я», понимание и принятие значимых людей и потребности в семье.
На занятия каждого блока выделяется по 8 часов. Коррекционно-развивающие занятия проводятся два раза в неделю, каждое занятие длится по 60 минут. В первом и втором блоках проходят по 2-ва занятия по 4 часа, которые включают в себя по 4-ри части длительностью по 60 минут. В занятиях первого блока на теоретическую часть выделено 35 минут, на практическую 7часов 25 минут. В занятиях второго блока теоретическая часть 30 минут, практическая 7часов 30 минут. Третий блок состоит из 8-ми занятий длительностью по 60 минут каждое, в которых 40минут выделено на теоретическую часть и 7 часов 20 минут на практическую часть. Всего занятий-24; коррекционная работа занимает 3 месяца.
Занятия проводятся в три этапа: приветствие, основная часть, направленная на выполнение основной цели занятия, заключительная часть подведение итогов, снятие возможного напряжения.
Методическое обеспечение:
Основываясь на том, что для детей младшего школьного возраста основным видом деятельности является не только получение знаний но и сохраняется интерес к игре, изобразительной деятельности, восприятие различных произведений искусства, а так же сохраняется внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение в программе применяется комплекс методов коррекции: игротерапия, арт-терапия (рисуночная терапия, мульт и фильмотерапия, метод статусной психотерапии, элементы психогимнастики, методы речевого воздействия, групповая дискуссия, работа с пиктограммами, разыгрывание ситуаций, ролевые игры, подвижные игры, тренинговые упражнения.
Список литературы:
1. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто Справочник по групповой психокоррекции. Ростов-на-дону, «Феникс» 2006
2. К. Фопель Как научить детей сотрудничать, психологические игры и упражнения-практическое пособие для педагогов и психологов, часть 2. Москва «Генезис» 1998
3. К. Фопель Технология ведения тренинга: теория и практика Москва «Генезис» 2013
4. Сборник практикум по игровой психотерапии из пособия Х. Кэдьюсона, Ч. Шефер, кафедра практической психологии, Краснодар 2005 под редакцией Н. В. Пономаренко.
5. Н. Н. Васильева тренинг преодоления конфликтов. Санкт-Петербург «Речь»2006
6. Н. Ю. Хрящевой Психогимнастика в тренинге. Санкт-Петербург «Речь» 2008
7. Е. В. Сидоренко Тренинг коммуникативной компетентности Санкт-Петербург «Речь» 2005
8. Н. В. Самоукина Игры в школе и дома, психотехнические упражнения, коррекционные программы. Центр развивающего обучения «Интор» Москва 1993
9. Научно-практический журнал практического психолога № 1 под редакцией И. А. Погодина, Москва 2008
10. О. А. Минич, О. А. Хаткевич Педагогические игры- Минск ИООО «Красико-Принт» 2005г.
11. Н. Н. Амбросьева Авторские психотерапевтические сказки Институт сказкотерапии Санкт-Петербург. Краснодар «Эврика» 2008г.
12. Н. Савельева, Честнова Н. Ю. Настольная книга практического психолога Ростов-на Дону «Феникс»2005г.
13. Рыкова Н. Н., Низовцева Ю. А. Академия волшебства. Развивающие занятия для детей. Санкт-Петербург «Речь»2011г.
14. Социальные и психологопедагогические проблемы воспитания детей. СПб Издаательство СПбГУ, 2001г.
15. Тренинг развития жизненных целей «Я сам строю свою жизнь». Под ред. Е. Г. Трошиной. Блок социальной активности. С-П. 2006г.
16. Тренинг развития жизненных целей «Я сам строю свою жизнь». Под ред. Е. Г. Трошиной. Семейный блок. С-П. 2006г.
17. Тренинг развития жизненных целей «Я сам строю свою жизнь». Под ред. Е. Г. Трошиной. Коммуникативный блок. С-П. 2006г.
18. Тренинг социальных навыков Т. Н. Гущина М. 2008г.
19. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей. – М. : Сфера, 2002
20. Алябьева Е. А. Психогимнастика в школе. – М. : Сфера, 2003
21. Калинина Р. М. Тренинг развития личности. Игры, занятия, упражнения. – С-Пб. : Речь, 2001
22. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М. : Гном и Д, 2001
23. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001
24. Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения. М., 1999
25. Чистякова М. И. Психогимнастика. / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 160с
26. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2002. – 2002. – 384с.
27. Шипицына Л. М. Основы коммуникации
28. Шмидт В. Р. Подготовка к семейной жизни детей из закрытых учреждений. // Школьный психолог. – 2005. - №13. - С. 7-15
29. Копытин А. И., Н. В. Балабанова Арт-терапия в образовательной практике. Методическое пособие. Краснодар 2006г.