Дмитриева Оксана Владимировна
Из опыта работы «Мир вокруг тебя»
▼ Скачать + Заказать документы
Дмитриева Оксана Владимировна
воспитатель МКДОУ Д/с№172
г. Новосибирск
«Мир вокруг тебя»
(из опыта работы)
Человек- часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Публикация «Из опыта работы „Мир вокруг тебя“» размещена в разделах
В 30-е годы биолог и селекционер И. В. Мичурин утверждал, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее- наша задача. К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят о том, что мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости. Поэтому настало время осознать каждому – сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!
Я очень люблю природу. Слова Мичурина тронули мою душу. Это и явилось выбором темы моей кружковой работы «Мир вокруг тебя».
Считаю, что дошкольный возраст - это оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
У ребенка появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
Систематическое ознакомление с объектами и явлениями природы развивает у детей наблюдательность и внимание, интерес и любознательность.
Работа кружка ведется по перспективному плану (1 раз в неделю). Занятия стараюсь проводить в экологической комнате или открытом воздухе. Экологическая комната в нашем детском саду появилась в результате целенаправленной работы сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Мы с детьми ухаживаем за комнатными растениями в экологической комнате: поливаем, рыхлим землю, пересаживаем, вытираем пыль с листьев и т. д.
Огромную помощь в экологическом воспитании оказывает организованная пространственная среда в детском саду.
В уютном холле у нас расположены аквариумы с диковинными декоративными рыбками и террариум. Ни один родитель и ребенок не пройдет равнодушно, обязательно остановится, полюбуется и утром, и вечером.
Кружковые встречи с детьми провожу непременно в нетрадиционной форме:
- экологические экскурсии;
-уроки доброты;
-уроки мышления (предлагаю детям проблемные ситуации, решение которых должно сопровождаться пояснением ребенка: Тебе захотелось погулять по лугу, побегать по дорожкам, но на одной дорожке прыгает кузнечик, а по другой ползет большой черный жук. Какую дорожку ты выберешь? Почему? И т. д.);
-экологические конкурсы;
- КВН, викторины;
-экологические акции (например, зимой проводим акции «Покормите птиц зимой». Акция по изготовлению и развешиванию кормушек- важнейшая составляющая экологической работы в детском саду. А результаты детско- родительских «кормушечных» конкурсов, как правило, поражают воображение выдумкой и искусностью поделок: тетрапаки,коробки от тортов, бутылки, коробки от новогодних подарков; но были и шедевры- резные, деревянные, долговечные);
- трудовой десант,
- зеленый патруль, клуб исследователей природы;
-лаборатория юного эколога (работа с лупами- рассматривание строения насекомых и т. п.);
-составление экологических карт (возникли после прополки сорняков- лишние в природе? Комары);
-выделение «Панорамы добрых дел»;
- ведение календарей природы (в соответствии с требованиями по организации развивающей среды, в уголках природы всех возрастных групп нашего детского сада имеются календари).
Работа с таким календарем предполагает совместную работу воспитателя и детей по наблюдению за сезонными изменениями в природе. Также мы ведем долгосрочные календари наблюдения - схему роста какого- либо растения (например, одуванчика);
-коллекционирование;
-День экологического творчества;
- экологические праздники (в нашем саду сложилась традиция проводить 22 апреля «День земли»);
-экологические сказки.
Опыт показывает, что некоторые понятия более естественно усваиваются именно на открытом воздухе. Загадки природы можно увидеть в непосредственной близости. Даю рекомендации совместно детям и родителям – выбрать объект для наблюдения по дороге из дома в детский сад, из детского сада домой (за деревом, кустарником, лугом) и долговременно отмечать, какие происходят изменения. Затем ребята рассказывают об изменениях или показывают зарисовки длительных наблюдений, (кто-то выбирает рябину у дома, березку возле детского сада, цветники, луг).
Смену времен года можно созерцать и регистрировать ежедневно (наблюдения на прогулках); надвигающиеся тучи, которые вскоре прольются дождем или наблюдение за птицей, которая вьет гнездо. В нашей парковой зоне это возможно.
А однажды летом у нас появилась белка.
И эта ситуация сама подсказала тему долгосрочного наблюдения. Мы с детьми наблюдали, как белка передвигается по деревьям (т. е. как приспособлено строение ее ног к передвижению, чем она питается и как поедает корм. Мы вместе с детьми сделали ей деревянный домик. Но белка выбрала воронье гнездо на самой макушке ели. В этот период мы с детьми собирали материал, чтобы более подробно узнать о жизни белок (дети несли видеофильмы, энциклопедии, фотографии и т. д.) Узнали, как и где в природе белка устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осеннее- зимний и весеннее- летний периоды, дети увидели панораму событий в разные сезоны, приспособленность белки к сезонно меняющимся условиям жизни, рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни. В начале осени белка с территории детского сада ушла. Я предложила детям придумать рассказ (пофантазировать) о том, куда и зачем она ушла (истории все были с хорошим концом). Для детей, таким образом, исчезновение белки прошло безболезненно.
Еще был случай, когда к нам прилетела большая белая сова.
Мы с детьми наблюдали за ней целый день. Дети сопереживали ей, т. к. ее то и дело атаковали стаи птиц (вороны, сороки, воробьи). Скорее всего, в ночное время она и улетела. Нам с детьми опять представился отличный случай понаблюдать за лесным представителем воочию. И снова дети несли различную литературу, видеофильмы, фотографии. Рассмотрев все, мы узнали более подробно о приспособленности сов к жизни в экосистеме леса.
Такие наблюдения могут надолго приковать внимание ребенка и остаться у него в памяти надолго.
В весенний период вместе с детьми сажаем семена томатов, перца и баклажанов; сеем на рассаду семена однолетних цветов (бархатцы, астры, годеция)- у нас на участке много цветников; семена базилика и сельдерея.
Пикируем подросшую рассаду овощных культур. На нашем огороде есть парник, в который мы и высаживаем рассаду овощных культур.
На грядки с детьми высаживаем кабачки, тыкву, горох, лук- чернушку, салат, петрушку, редис, морковь.
Учу детей ухаживать за клубникой (весной - обираем сухие листья, рыхлим землю, в течение лета - обрезаем усы, урожаем лакомимся, сами и угощаем детей из других групп).
Посадка и выращивание растений в течение лета дают ребенку пример причинно-следственных отношений, знание закономерностей роста, названия новых орудий труда (тяпка, лопатка для рыхления, грабли, секатор, пульверизатор, цветов (флоксы, мальва, петуния и т. д.).
Природные взаимоотношения несут в себе вопросы, отвечая на которые ребенок развивается интеллектуально. Когда ребенок спрашивает:
“Почему снежная баба становится меньше?”, - он приобретает знания о разнице температур и таянии.
На природе расширяются и языковые возможности ребенка, поскольку столкновение с массой новых вещей, которые он наблюдает, трогает и нюхает, вызывает естественное желание послушать о них рассказ воспитателя.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.
Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру мы прививаем для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки - рвут цветы и тут же их бросают, обижают животных.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно - эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.
Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Я работаю в тесном сотрудничестве с родителями: беседы, консультации, папки - передвижки. Родители активно участвуют в акциях, которые мы проводим и т. д.
Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.