Егорочкина Вера Васильевна
Программа по развитию интонационной выразительности «Учимся говорить красиво» для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь,тем легче ему высказать свои мысли,тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Развитие речи,её звуковой стороны,словарного состава,грамматического строя - одна из главных задач обучения дошкольников.
Публикация «Программа по развитию интонационной выразительности „Учимся говорить красиво“ для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Как известно,дети к 5 годам имеют навык восприятия интонации взрослого и передают её в своей речи на простейшем уровне. Дети с речевыми нарушениями в основном подражают. У таких детей при чтении стихотворений,работе на занятиях,при общении со взрослыми и сверстниками часто проявляется выраженный речевой дефект. Их речь монотонна и невыразительна :убыстрённая или наоборот,замедленная.
Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности должна сочетать мероприятия,направленные на развитие речевого дыхания,ритма,темпа,силы голоса. А также,на развитие умения передавать с помощью интонации определённые чувства и настроения.
Работу по развитию эмоционально выразительной речи целесообразно проводить не только на занятиях по развитию речи,но и например,на специально организованных дополнительных занятиях (раз в неделю,подгрупповых и индивидуальных,в играх,тренингах,при подготовке к детским праздникам.
В связи с этим,на основе диагностики в нашем ДОУ,я разработала программу для старшей группы с ОНР,цель которой - развитие интонационных возможностей детей. Эта программа рассчитана на один учебный год (с сентября по май,состоит из дополнительных занятий и включает в себя задания на развитие эмоциональной сферы,игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата,речевого дыхания.
Чтение стихотворений,потешек,текстов сопровождаю показом ярких картинок,развивая зрительное и сенсорное восприятие. Включаю хорошо знакомые детям литературные произведения. Использую сказки на дисках,записанные профессиональными актёрами. Очень активизируют детей старшего возраста задания на развитие эмоциональной сферы :игровые моменты,элементы новизны и перевоплощения.
На индивидуальных занятиях уделяю больше времени повторению или заучиванию стихотворений к утренникам,праздникам,развлечениям,выступлениям детей в инсценировках,отрабатываю упражнения на развитие мимики и простейшей пантомимы.
Обращаю особое внимание на детей гиперактивных,гипоактивных,заикающихся. Например,в работе с заикающимися детьми применяю такой приё м:медленно,нараспев проговаривать каждую фразу в стихотворении.
В свободном общении обязательно использую приветливое обращение,частые словесные поощрения,тактильные контакты,приём "смотри в лицо говорящего".Это обычно вызывает положительную ответную эмоционально-речевую реакцию ребёнка.
Сентябрь
1-я неделя. Диагностическое обследование интонационных возможностей детей.
2-я неделя. Анализ полученных результатов диагностического обследования.
3-я неделя. Игра-занятие:выполнение этюда "Король Боровик не в духе".
4-я неделя. Игра-занятие "В лес по грибы".
Октябрь
1-я неделя. Игра-занятие "Вот какие овощи".Разучивание загадок об овощах.
2-я неделя. Выразительное чтение стихотворения об осени с последующим заучиванием.
3-я неделя. Игра-занятие с разучиванием потешки "Ай,ду-ду!"
4-я неделя. Игра-занятие "Чудесный мешочек"- игра с овощами. Выполнение этюда "Удивление".
Ноябрь
1-я неделя. Развивающее занятие :выразительное чтение потешки "Петушок - золотой гребешок".
2-я неделя. развивающее занятие :пересказ сказки "Рукавичка".
3-я неделя. Игра-занятие:выполнение этюда "Тише".
4-я неделя. Игра-занятие:выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой "Каша".
Декабрь
1-я неделя. Разучивание потешки "Дай молочка,Бурёнушка".
2-я неделя. Развивающее занятие :разучивание стихотворения (потешки)о зиме.
3-я неделя. Слушание стихотворения о зиме.
4-я неделя. Развивающее занятие "Как у нашей ёлки".
Январь
2-я неделя. Развивающее занятие :выполнение этюдов "Два клоуна","Вкусные конфеты",короткие пантомимы.
3-я неделя. Инсценировка сказки "Гуси-лебеди".
4-я неделя. Разучивание стихотворения в лицах. Задание на развитие творческого воображения "Нарисуй любимую сказку".
Февраль
1-я неделя. Игра-тренинг "Давайте поиграем!"
2-я неделя. Игровые задания "К нам гости пришли,дорогие пришли!"
3-я неделя. Подготовка к театрализованному представлению "Путешествие в страну сказок".
4-я неделя. Игра-занятие "Скажи правильно".
Март
1-я неделя. Выразительное чтение с последующим заучиванием стихотворения о весне.
2-я неделя. Подготовка к театрализованному представлению,коллективная репетиция.
3-я неделя. Проведение театрализованного представления "Путешествие в страну сказок".
4-я неделя. Развивающее занятие "Сегодня мы в театре".Упражнения на развитие эмоциональной сферы "Весёлые человечки".
Апрель
1-я неделя. Выразительное чтение с последующим заучиванием стихотворения о подснежнике.
2-я неделя. Обыгрывание стихотворения о весне.
3-я неделя. Выполнение игрового упражнения "Почтальон".
4-я неделя. Игра-занятие "Сорока-воровка".
Май
1-я неделя. Инсценировка сказки "Три медведя".
2-я неделя. Развивающее занятие "Здравствуйте,куклы!"
3-я неделя. Подготовка к кукольному спектаклю".
4-я неделя. Проведение спектакля "Теремок".
Список использованной литературы.
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М. ,"Просвещение",1981
2. Гаркуши Ю. Ф. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. НПО "МОДЭК",2001
3. ДедюхинГ. В. Работа над ритмом в логопедической практике. М. ,Айрис-пресс,2006
4. Кирилова Г. В. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве. "Дошкольное воспитание"№12,1978
5. Максаков А. Д. Как звучит ваш голос? "Дошкольное воспитание" №8,1975
Сентябрь