МААМ-картинки

Программа по пластилинографии для детей 4–5 лет

Яковлева Лена
Программа по пластилинографии для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка… 2

1.2. Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…3

1.3. Характеристика особенностей развития детей 4-5лет…7

1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы…. 9

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности по художественно- эстетическому направлению развития воспитанников…. 10

2.2. Мониторинг результатов реализации программы…13

Публикация «Программа по пластилинографии для детей 4–5 лет» размещена в разделах

2.3. Работа с семьями воспитанников по реализации Программы. … …. 14

2.4. Учебно-тематический план…. 15

3. Организационный раздел. 16

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы. 20

3.2. Список литературы….24

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.

Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. (кисть, карандаш, ножницы)

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография – создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Это изобразительная деятельность c применением пластилина. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости.

Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.

Основным материалом является пластилин, инструментом – рука.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядеть как мозаика. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.

Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

Актуальность:

Разработка программы обусловлена :

• Развитием мелкой моторики рук ребёнка, посредством работы с пластилином;

• Развитием речи детей

1.2. Цель и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Цель:

Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.

Задачи программы :

• формирование навыков работы с пластилином, побуждение интереса к лепке;

• освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;

• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

• развитие усидчивости, терпения, аккуратности

• развитие силы пальцев рук детей, координации движений рук

• развитие сенсорных способностей (умение передавать цвет, форму)

• развитие воображения и смекалки

Основные принципы:

• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

• Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

• Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

• Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы

Ожидаемые результаты:

• Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей

• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.

• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение

• Умение общаться в коллективе

• Умение передавать форму, цвет, настроение

.Условия реализации программы :

• Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов, длительность - 20 минут,

• Сотрудничество с воспитателями, родителями

• Организация предметно – развивающей среды

• Подбор необходимого материала и технических средств обучения

Материалы для создания пластилиновой картины :

• Картон (белый и цветной)

• Набор пластилина

• Салфетки для рук

• Стеки

• Доска для лепки

Бросовый и природный материал

• Бусины, бисер, поетки

• Зубочистки, трубочки, проволока

Работа с родителями:

• Организация выставок и мастер-классов,

• Индивидуальные беседы.

• Беседы, консультации, поручения родителям

• Дни открытых дверей

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми 4-5 лет.

Программа обеспечивает развитие личности детей среднего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей 4-5 лет и определяет объем, содержание, организацию образовательной деятельности и планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы.

В программе учитываются :

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Содержание рабочей образовательной программы построено с учё том основных принципов дошкольного образования:

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Образовательная деятельность с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Выполнение программных задач происходит путем использования проектного метода, проблемного обучения, интегрированного и комплексного обучения.

Игровые приемы, используемые на занятиях по дополнительному образованию.

Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:

-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.

-“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

1.3. Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет

Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4-5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др., постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать не сформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

• ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

• ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;

• ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

• у ребенка развиты сенсорные эталоны;

• у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;

• ребенок способен принимать задачу;

• ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.

Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей

• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.

• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение

• Умение общаться в коллективе

• Умение передавать форму, цвет, настроение

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми художественного творчества «Лепка»

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству;

- развитие детского конструирования;

- развитие музыкально художественной деятельности

- приобщение к музыкальному искусству.

Содержание образовательной деятельности.

Рисование.

Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчётливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передавать характерные движения и некоторые детали, соотносить предметы по величине.

Развитие умения отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Использование правильные формообразующие движения для создания изображения. Умения правильно удерживать инструменты; сохранение правильной позы при рисовании. Учить штриховать, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы. Аккуратно пользоваться материалами.

Обучение подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа. Составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую.

Аппликация.

Освоение доступных способов и приёмов вырезания и обрывной аппликации; из полос и вырезанных форм составления изображения разных предметов. Умения правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали; умения использовать изобразительные материалы для создания выразительного образа.

Лепка.

Развитие умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка. Знакомство с конструктивным и комбинированным способом создания изображения. Освоение некоторых приё мов лепки: оттягивание из целого куска, прищипывание и т. д.

Формировать умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера. Умения выполнять простые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности.

Освоение обобщё нных способов складывания различных поделок: складывание квадрата, приклеивание к основной форме деталей.

Развивать умения видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин. Составление простых коллажей из готовых элементов, изготовление несложных сувениров в технике коллажа.

Формы работы:

Использование ИКТ, электронные дидактические игры, настольные игры, индивидуальные задания

словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы

Методы и приемы работы

Игровые:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковая гимнастика, физминутки;

Наглядные:

- показ способов действия с инструментами и материалами;

- предъявление наглядных пособий;

Словесные:

- загадки, стихи;

- анализ выполненных работ;

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

Практические:

- обучение способам лепки (конструктивным, комбинированным, пластическим) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание);

2.2. Мониторинг результатов реализации программы

Система мониторинга по пластилинографии.

Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.

1. Творческая активность

а) Повышенный интерес,творческая активность – высокий уровень

б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень

в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень

2. Сенсорные способности

а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень

б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень

В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень

3. Композиция

а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень

б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень

в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень

4. Общая ручная умелость

а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень

б) Ручная умелость развита - средний уровень

в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень

5. Самостоятельность

а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень

б) Требует незначительная помощь - средний уровень

в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень

6. Показатели технических навыков

- раскатывание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

-сплющивание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

- размазывание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

2.3. Работа с семьями воспитанников по реализации Программы.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

анкетирование опрос родителей.

• Беседы

• Консультации

• Мастер-класс

• Организация выставок работ

• Оказания помощи в укрепление технической базы группы

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста.

2.3. Учебно-тематический план

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

1. Плотный цветной картон

2. Цветной пластилин

3. Доска для лепки, стека

4. Салфетка для рук

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.

6. Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т. д.

3.3. Список литературы

1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М. : Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1997.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М. : Издательство 2007.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : Аст; СПб: Сова, 2006.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по пластилинографии «Листопад» для детей 2–3 летКонспект интегрированной НОД по пластилинографии «Листопад» для детей 2–3 лет Возрастная группа: 1 младшая, дети 2-3 года. Занятие соответствует ФГОС. Коллективная работа, выполненная в технике пластилинография. «Листопад,.

Конспект интегрированной ОД по пластилинографии «Весёлая рыбка» для детей 3–4 лет Цель: познакомить детей с нетрадиционным видом лепки – вдавливанием бусинок в пластилиновый рельеф. Задачи занятия. Образовательные 1. Познакомить.

Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники пластилинографии «Мухомор» для детей 3–4 лет Тема: «Мухомор». Программное содержание: - учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром.

Занятие по пластилинографии «Ягодки» для детей 5–6 летЗанятие по пластилинографии «Ягодки» для детей 5–6 лет Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию наши работы в технике пластилинография-ягодки. Задачи: -способствовать развитию.

Программа ГПД для детей 6–7 лет РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 35 г. Ставрополя Утверждаю Директор МБОУ лицея № 35.

Программа кружка по бумагопластике для детей 5–7 лет Программа кружка художественно-эстетической направленности «Бумагопластика» для детей 5-7 лет СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2.

Программа развивающих занятий для детей 2–3 лет Возраст 2-3 лет – время активного развития сенсорной сферы ребенка: зрительного, тактильного и слухового восприятия. Наряду с этими процессами.

Рабочая программа по ФЭМП для детей 3–4 лет ПРИНЯТО педагогическим советом МАДОУ №272 протокол № __от ___ УТВЕРЖДАЮ заведующий МАДОУ № 272 ___ Берлизова Г. А. приказ №.

Рабочая программа по ФЗК для детей 3–4 лет 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: • Федеральный закон «Об образовании в.

Развлекательная игровая программа для детей с элементами логоритмики «Лесные кудесы» для детей 4–7 лет Цель: формировать представление о природе родного края. Задачи: 1) формировать представление о флоре и фауне природы родного края. 2) развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по пластилинографии для детей 4–5 лет
Опубликовано: 29 января 2019 в 15:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по пластилинографии для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Яковлева Лена (УИ 1813219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД