Яковлева Лена
Программа по пластилинографии для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка… 2
1.2. Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…3
1.3. Характеристика особенностей развития детей 4-5лет…7
1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы…. 9
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по художественно- эстетическому направлению развития воспитанников…. 10
2.2. Мониторинг результатов реализации программы…13
Публикация «Программа по пластилинографии для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Средняя группа
- Темочки
2.3. Работа с семьями воспитанников по реализации Программы. … …. 14
2.4. Учебно-тематический план…. 15
3. Организационный раздел. 16
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы. 20
3.2. Список литературы….24
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. (кисть, карандаш, ножницы)
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография – создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Это изобразительная деятельность c применением пластилина. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.
Основным материалом является пластилин, инструментом – рука.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядеть как мозаика. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.
Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Актуальность:
Разработка программы обусловлена :
• Развитием мелкой моторики рук ребёнка, посредством работы с пластилином;
• Развитием речи детей
1.2. Цель и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Цель:
Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Задачи программы :
• формирование навыков работы с пластилином, побуждение интереса к лепке;
• освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;
• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие усидчивости, терпения, аккуратности
• развитие силы пальцев рук детей, координации движений рук
• развитие сенсорных способностей (умение передавать цвет, форму)
• развитие воображения и смекалки
Основные принципы:
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
• Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
• Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
• Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы
Ожидаемые результаты:
• Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе
• Умение передавать форму, цвет, настроение
.Условия реализации программы :
• Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов, длительность - 20 минут,
• Сотрудничество с воспитателями, родителями
• Организация предметно – развивающей среды
• Подбор необходимого материала и технических средств обучения
Материалы для создания пластилиновой картины :
• Картон (белый и цветной)
• Набор пластилина
• Салфетки для рук
• Стеки
• Доска для лепки
• Бросовый и природный материал
• Бусины, бисер, поетки
• Зубочистки, трубочки, проволока
Работа с родителями:
• Организация выставок и мастер-классов,
• Индивидуальные беседы.
• Беседы, консультации, поручения родителям
• Дни открытых дверей
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми 4-5 лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей среднего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей 4-5 лет и определяет объем, содержание, организацию образовательной деятельности и планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы.
В программе учитываются :
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Содержание рабочей образовательной программы построено с учё том основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Образовательная деятельность с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Выполнение программных задач происходит путем использования проектного метода, проблемного обучения, интегрированного и комплексного обучения.
Игровые приемы, используемые на занятиях по дополнительному образованию.
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
-“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
1.3. Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4-5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др., постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать не сформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
• ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
• ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
• ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
• у ребенка развиты сенсорные эталоны;
• у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
• ребенок способен принимать задачу;
• ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе
• Умение передавать форму, цвет, настроение
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми художественного творчества «Лепка»
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- развитие детского конструирования;
- развитие музыкально художественной деятельности
- приобщение к музыкальному искусству.
Содержание образовательной деятельности.
Рисование.
Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчётливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передавать характерные движения и некоторые детали, соотносить предметы по величине.
Развитие умения отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Использование правильные формообразующие движения для создания изображения. Умения правильно удерживать инструменты; сохранение правильной позы при рисовании. Учить штриховать, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы. Аккуратно пользоваться материалами.
Обучение подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа. Составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую.
Аппликация.
Освоение доступных способов и приёмов вырезания и обрывной аппликации; из полос и вырезанных форм составления изображения разных предметов. Умения правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали; умения использовать изобразительные материалы для создания выразительного образа.
Лепка.
Развитие умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка. Знакомство с конструктивным и комбинированным способом создания изображения. Освоение некоторых приё мов лепки: оттягивание из целого куска, прищипывание и т. д.
Формировать умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера. Умения выполнять простые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности.
Освоение обобщё нных способов складывания различных поделок: складывание квадрата, приклеивание к основной форме деталей.
Развивать умения видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин. Составление простых коллажей из готовых элементов, изготовление несложных сувениров в технике коллажа.
Формы работы:
Использование ИКТ, электронные дидактические игры, настольные игры, индивидуальные задания
словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы
Методы и приемы работы
Игровые:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковая гимнастика, физминутки;
Наглядные:
- показ способов действия с инструментами и материалами;
- предъявление наглядных пособий;
Словесные:
- загадки, стихи;
- анализ выполненных работ;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
Практические:
- обучение способам лепки (конструктивным, комбинированным, пластическим) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание);
2.2. Мониторинг результатов реализации программы
Система мониторинга по пластилинографии.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.
1. Творческая активность
а) Повышенный интерес,творческая активность – высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
2.3. Работа с семьями воспитанников по реализации Программы.
В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
анкетирование опрос родителей.
• Беседы
• Консультации
• Мастер-класс
• Организация выставок работ
• Оказания помощи в укрепление технической базы группы
Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста.
2.3. Учебно-тематический план
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
1. Плотный цветной картон
2. Цветной пластилин
3. Доска для лепки, стека
4. Салфетка для рук
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.
6. Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т. д.
3.3. Список литературы
1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М. : Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1997.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М. : Издательство 2007.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : Аст; СПб: Сова, 2006.