Светлана Краснова
Программа кружка по бумагопластике для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
кружка
художественно-эстетической
направленности
«Бумагопластика»
для детей 5-7 лет
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание изучаемого курса
3. Методическое обеспечение программы
4. Учебно – тематический план
5. Список литературы
Пояснительная записка.
Публикация «Программа кружка по бумагопластике для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры, уровень эстетических понятий, представлений, эстетических потребностей и интересов.
Современных детей трудно чем-то задеть за живое. Они могут никогда не испытать радости, удивления и восхищения перед умом и трудом человеческим, великолепные материальные ценности, произведения искусства, делающим научные открытия.
Способность удивляться и восхищаться – ценнейшая из способностей человека лежит у основания глубокого акта познания, нередко знаменует собой научные открытия и изобретения, поиски и находки в сфере искусств, содержит возможность активного, творческого, познавательного отношения к миру. Если ребёнок не удивляется, нас это должно волновать и тревожить – значит, у него нет вкуса к познанию, ему недоступна жизнь, наполненная чудесными явлениями, перед ним нет интересных задач, в решении которых он может включиться по собственному желанию.
Эстетическое воспитание должно осуществляться на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадёт в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. На этой основе формируется и развивается способность к восприятию и переживанию, формируется вкус и представление об идеале.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Полагаясь на практику воспитательной работы, обычно выделяются следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
воспитание творческих потребностей и способностей.
Важное место в занятиях кружка занимают коллективные работы и работы по группам.
Целью кружкового занятия является расширение знаний об истории народного и профессионального декоративно-прикладного искусства; способствовать формированию художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, художественно- творческой активности; выявить творческие способности детей; организовать их досуг.
Данный курс содержит:
предварительное планирование- обдумывание устройства изделия, разметка деталей с проведением простейших измерений и расчётов
исполнительские умения- обработка материалов, владение инструментами, способами соединения и скрепления частей изделия
культура организации труда- индивидуальная и коллективная работа, умение соблюдать правила гигиены и техники безопасности; развивает коммуникативные способности; основывается на распределении сил и способностей
курс краеведения- знакомство с творчеством соотечественников, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладным народным творчеством
расширение технического кругозора- приобретение сведений о свойствах различных материалов, действии инструментов
здоровье сберегающие технологии- развитие координации, мелкой моторики, гигиены и т. д.
развитие пространственного воображения- умение создавать произвольные образы в уме, а в последствии использовать на практике.
Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Овладение детьми бумагопластикой поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка. Таким образом, овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Программа составлена с учё том интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, социализация, музыка.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип –строится на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении, формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для всех детей, признание значимости и ценности каждого ребёнка (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Выполнение задания в группе кружковцев обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому, необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справляется с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнить ту или иную работу.
Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т. к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить ее качество. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Кружковцы должны знать, что задание нужно выполнять, по возможности, самостоятельно, с выдумкой, или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Что такое бумагопластика?
Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок.
Структура и содержание программы
Программа состоит из перспективного планирования.
Предлагаемый курс совместной деятельности педагога и детей по бумагопластике рассчитан на 1 год. Программа составлена для детей 5 – 7 лет, проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Для детей старшей группы занятия планируется на 20-25 минут, подготовительной группы-25-30 минут. Занятия проводятся с октября по апрель, форма работы - кружковая (занятия по подгруппам).
Количество детей на занятии не должно превышать 10 человек. Это способствует индивидуализации процесса обучения и воспитания.
Работа по программе предусматривает как индивидуальные формы работы с детьми, так и небольшими группами.
Эффективной методикой организации обучения детей 5-7 лет является обучение посредством игровой деятельности. Необходимо использовать комплексные, интегрированные, познавательные и творческие занятия, а также проектную деятельность.
Результативность программы оценивается методом наблюдения и оценки продуктов детской деятельности в начале (октябрь) и конце учебного года (апрель).
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Цели будут достигнуты при условии
«Я хочу это сделать сам».
Девизом обучения является китайская мудрость:
«Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины, демонстрационные (макеты, муляжи, модели) .
Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ) .
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками оригами, аппликации, мозаики.
Место проведения: помещение группы.
Используемый материал:
Рисование: различные предметы для рисования (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.
Аппликация, мозаика: клей, кисти, клеенки, дырокол, ножницы, бумага разной текстуры и размера.
Оригами: клеенка, ножницы, бумага для оригами
Задачи:
Развивающие:
-формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
-развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать мотивацию к конструированию из бумаги;
-обучать конкретным приёмам художественного творчества;
-знакомить с различными техниками работы с бумагой;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Ожидаемый результат:
К концу года дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой; познакомятся с искусством бумагокручения;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание ребёнка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т. д. ,
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Время работы кружка :
вторник- 16.00- 16.30
четверг - 16.00- 16.30
Структура занятия
1. Приветствие. Введение детей в сюжет занятия. 2 мин.
2. Пальчиковая гимнастика 2 мин.
3. Объяснение материала 5 мин.
4. Трудовая деятельность 10-15 мин
5. Подведение итогов занятия. 1 мин.
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата Тема Основные задачи материалы
октябрь Осень в гости к нам пришла.
1. История возникновения бумаги.
2. Свойства бумаги (складывание, скручивание, сминание0
3. Складывание простых форм.
4. Рыбка
5. Мотылек.
6. Лягушонок
7. Королева линия
8. Дорисуй рисунок. Знакомство с различными видами бумаги (картон, цветная бумага, калька, тетрадный лист и т. д.)
Познакомить детей с историей возникновения бумаги и её свойствами, путем проведения эксперимента.
Цветная бумага, бумага для оригами, писчая бумага.
Веер с различными видами бумаги.
Простой карандаш, линейка.
ноябрь Мой город.
1. Знакомство с геометрическими телами (куб, пирамида, шар, цилиндр)
2. Склеивание кубика
3. Домики.
4. Знакомство с техникой папье- маше.
5. Водонапорная башня (обработка макета)
6. Водонапорная башня (раскрашивание макета)
7. Макет церкви.
8. Деревья. Создание мини- музея. Развитие коммуникативных способностей и навыки работы в коллективе.
Картон, коробочки, клейстер, гуашь, кисти, клей-карандаш.
декабрь Зимушка-зима
1. Упражнение «дорисуй рисунок»
2. Снежинка в объеме.
3. Ангел.
4. Объемная снежинка.
5. Новогодняя елочка.
6. Новогодний хоровод. Знакомство с историей праздника и его традициями. Картон, гуашь, кисти, клей-карандаш, фломастеры.
январь Мой дом.
1. Домик из геометрических фигур.
2. Мебель для куклы.
3. Коврик.
4. Зайчик.
5. Мышонок.
6. Домашний театр.
Развитие пространственного воображения, активного интереса к миру предметов и вещей, созданных людьми Картон, гуашь, кисти, клей-карандаш, фломастеры, ножницы, скотч.
февраль Праздник в каждый дом.
1. Печка.
2. Дымковская игрушка.
3. Валентинки - мышки.
4. Открытка для папы.
5. Городецкая роспись. Тарелочка.
6. Городецкая роспись. Тарелочка.
7. Цветы из бумаги.
Знакомство с историей народного творчества, обучение конкретным приёмам художественного творчества. Картон, гуашь, кисти, клей-карандаш, фломастеры, заготовки фигурок дымковской игрушки, одноразовые картонные тарелочки.
март Мамин праздник.
1. Кокошник.
2. Открытка для мамы.
3. Мартинички
4. Птички.
5. Сборка мобайла.
6. Лебедь
7. Бабочки
8. Стрекоза Обучать конкретным приёмам художественного творчества Картон, гуашь, кисти, клей-карандаш, фломастеры, леска.
апрель Весна –красна
1. Цветок. Весенняя веточка.
2. Веточка с цветами
3. Утка из коробки
4. Утка (роспись)
5. Пасхальный зайчик
6. Пасхальное яйцо
7. Пасхальное яйцо
8. цыпленок Знакомство с историей праздника Пасхи и его традициями. Картон, гуашь, кисти, клей-карандаш, фломастеры, коробочки из под чая.
май Я помню, я горжусь.
1. Голубь.
2. Открытка к Дню Победы.
Список литературы.
1. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» серия «Диамант» «Валери СПб» Санкт-Петербург 1997 год
2. «Делаем сами» серия журналов
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» Москва Астрель 2007 год (серия)
4. Тарабарина Т. И. - Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов.
5. «Оригами в детском саду» Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В.