Виктория Казакова
Программа по ознакомлению с Санкт-Петербургом в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Согласовано»
___
(указание название коллегиального органа ОУ)
Протокол от___№___ «Утверждаю»
Приказ от___ № ___
___
(подпись руководителя ОУ)
Программа по ознакомлению с Санкт-Петербургом
Воспитателей
Казаковой Виктории Вадимовны,
Хаустовой Юлии Александровны
Группа : старшая №8
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 8
Выборгского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2017 год
Пояснительная записка.
Публикация «Программа по ознакомлению с Санкт-Петербургом в старшей группе» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
1. Обоснование необходимости программы
Образовательная программа разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ.
Нормативно-правовой и документальной основой программы кружка являются :
* Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
* СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
При планировании работы используются методические пособия автора Т. Ю. Толкачевой и международных исследований в образовании:
1. С. П. Заварихин «Явление СанктЪ-ПитерЪ-Бухра». Санкт-Петербург : Стройиздат СПб, 1996г.
2. Ю. М. Овсянников, «Великие Зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.». Санкт-Петербург : «Искусство-СПб» – «Северо-Запад», 1996г.
3. В. Ф. Помарнацкий, «Узнай и полюби Санкт-Петербург : Пособие по историческому краеведению». СПб. : Лениздат, 1997г.
4. Б. К. Пукинский, «Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов». СПб. : «НОРИНТ», 2001г.
5. Н. А. Синдаловский, «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах». СПб. : «НОРИНТ», 1997г.
6. А. М. Платунов, «Так строился Петербург». СПб. : «Специальная Литература», 1997г.
7. В. Н. Авсеенко, «История города С. -Петербурга в лицах и картинках 1703-1903». СПб. : «СОТИС», 1993г.
8. П. Я. Канн, «Прогулки по Петербургу». – СПб. : «Палитра», 1994г.
9. Е. В. Дмитриева, «Санкт-Петербург пособие по истории города». – СПб. : «КОРОНА принт», 2000г.
10. И. И. Георгиев, И. Н. Иванова, В. Г. Исаченко, «Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы». СПб. : Издательство «Паритет», 2000г.
11. Л. К. Ермолаева, «Чудесный город». Программа пропедевтического краеведческого курса, СПб. : «ИНСТИТУТ ПЕТЕРБУРГА», 1995г.
12. Г. Т. Алифанова, «Первые шаги». (воспитание петербуржца-дошкольника). Методическая разработка, Санкт-Петербург 2000, «Петербургская Новая школа».
Содержание образовательной программы направлено
• на создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
• укрепление психического и физического здоровья;
• взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.
Учитывая, что основным видом деятельности дошкольников является игра, программа строится на использовании большого количества авторских игр и дидактических пособий, позволяющих в игровой, увлекательной форме вводить тему родного города в повседневную игровую и учебную деятельность детей, что способствует развитию памяти, внимания, логического и творческого мышления, помогает детям осваивать навыки учебной деятельности.
Структура программы учитывает минимальное количество специальных занятий. Основные вопросы содержания каждой темы подкрепляются описанием видов деятельности, в которых они закрепляются: это изобразительная деятельность, автобусные экскурсии, посещение музеев.
В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия) по следующим темам: «Осенний Петербург», «День снятия Блокады Ленинграда» и «День рождения Города», а также по четыре выездные экскурсии.
Цель:
Формирование духовнобогатой и высоконравственной личности, проявляющей познавательный интерес к истории и культуре родного города.
Задачи:
I. Образовательные
- Познакомить детей со спецификой города как средой обитания;
- Начать формировать представления об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
- Познакомить с центральными ансамблями Невских берегов;
- Начать знакомство с Василеостровским районом;
- Познакомить детей с историей рождения города, историей его строительства и с историей героической защиты города в годы Блокады.
II. Развивающие
- Развивать познавательную активность ребенка, образное и пространственное мышление ребенка, художественно-эстетическое восприятие;
- Способствовать развитию внимания, памяти, воображения и логического мышления, развитию речи детей;
- Учить детей соблюдать правила поведения горожанина-петербуржца;
- Начать учить детей «читать» адаптированную карту-схему нашего города, ориентироваться в своем районе и в городе, узнавать и описывать памятники;
- Через игры краеведческого содержания привить детям навыки учебной деятельности.
III. Воспитательные
- Формировать уважение к людям, которые построили этот чудесный город, чувство гордости за ленинградцев, защитивших наш город в годы войны.
IV. Коррекционные
- Способствовать формированию адекватных зрительных образов и представлений достопримечательностей города;
- Учить узнавать памятники культуры в изображениях различной модальности (объемное, плоскостное, цветное, контурное, силуэтное);
- Способствовать развитию мелкой моторики.
Условия реализации программы.
Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 6 лет.
Формы проведения образовательной деятельности с детьми:
- подгрупповая
- индивидуальная
- экскурсии
- викторины
- праздники
Описание форм и методов работы:
1. Словесные методы
2. - Устное изложение;
- Беседа;
3. Наглядные методы
- Показ иллюстраций;
- Работа по образу.
4. Практические методы
- Конструирование зданий;
- Работы с учебными листами;
- Обыгрывание поз скульптур;
- Объяснительно-иллюстративный метод;
- Частично-поисковый метод.
Принципы, лежащие в основе программы :
1. Доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
2. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
3. Научности (обоснованность, наличие теоретической основы);
4. Постепенности (от простого к сложному).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей и их возможностей. Программа позволяет индивидуализировать степень сложности заданий, сохраняя при этом обучающий и развивающий смысл работы, сознательно сочетая в одном занятии различные виды деятельности.