Гаврюшкина Людмила Николаевна
Консультация для родителей «Нейропсихология в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается значительное увеличение числа детей с расстройствами развития нервной системы. Одной из наиболее распространенных причин таких проблем является повреждение центральной нервной системы (ЦНС) как во время беременности, так и в процессе родов. В этой связи нейропсихологическая коррекция становится все более популярным методом работы с малышами.
Как выявить возможные проблемы у ребенка:
• Гиперактивность или пассивность: Ребенок может проявлять гиперактивность, не реагируя на замечания взрослых, или, наоборот, быть чрезмерно медлительным и пассивным.
• Трудности в учебе: Наблюдаются затруднения в усвоении учебной программы; домашние задания выполняются долго, а на уроках ребенок часто отвлекается.
• Эмоциональная нестабильность: Резкие перепады настроения и проявления эмоциональной нестабильности.
• Синдром дефицита внимания: Признаки, указывающие на наличие синдрома дефицита внимания.
• Проблемы с пространственной ориентацией: Ребенок может плохо ориентироваться в пространстве и испытывать трудности в координации движений.
• Переключение между задачами: Быстрая смена действий может быть признаком недостаточной концентрации.
• Навязчивые движения: Присутствие навязчивых двигательных проявлений, таких как частое почёсывание, рисование или письмо с высунутым языком, грызение ногтей и другие.
• Утомляемость и трудности с вниманием: Быстрая усталость, сложности с концентрацией на заданиях, затруднения в освоении чтения, письма и счета.
• Проблемы с речью: Сложности разного рода в речевом развитии.
• Слабая познавательная деятельность: Наблюдается пониженный уровень познавательной активности и недостаточное развитие мелкой и общей моторики.
Часто родители, замечая эти проблемы, обращаются за помощью к репетиторам, полагая, что ребенок не усваивает предмет в школе. Однако причина неусидчивости и низкой успеваемости может заключаться в нарушении работы полушарий мозга. В таких случаях целесообразнее обратиться к нейропсихологу. Специалист проведет диагностику и разработает индивидуальную программу коррекции, которая поможет ребенку эффективно справиться с трудностями.
Чтобы минимизировать риск возникновения проблем у детей, родителям важно уделять серьезное внимание физическому развитию своих детей, особенно в дошкольный период.
Для маленьких детей движение играет ключевую роль. В возрасте от рождения до начала эсколарного обучения происходит созревание сенсорных систем — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для их оптимального развития необходимо, чтобы мозг правильно обрабатывал всю поступающую информацию. При этом важно понимать, что ребенок познает мир не только через взаимодействие с родителями, как может показаться, но и, прежде всего, через активные движения.
Стремление к тому, чтобы дети были всегда послушными, является ошибочным. Если у малыша недостаточная активная деятельность, это может негативно сказаться и на его речевом развитии, что свидетельствует о возможных нарушениях в работе мозга. В идеале ребенок должен быть чуть спокойнее, чем хулиганы из мультипликационного сериала «Осторожно, обезьянки»: мама может быть и утомлена, но в это время в головах ее непоседливых малышей формируются новые нейронные связи. Это происходит именно благодаря выполнению различных физических действий, которые способствуют повышению способности к обучению.
В этом отношении нейропсихологические упражнения могут оказать значительную помощь. Многие из них просты и доступны любой маме, что позволяет легко интегрировать их в ежедневную практику.
Нейропсихологические упражнения
1. Весёлый мяч
Игры с мячом могут принимать множество форм: броски, подбрасывания, ловля, перекидывание друг другу, сбивание мишени, катание по полу, игра в футбол или забрасывание мяча в игрушечное кольцо и другие активности.
2. Балансир
Балансир — это специальный тренажер в форме полусферы. Задача ребенка — удержаться на доске. Важно поддерживать малыша за руку, помогая ему сохранять равновесие. Упражнение можно сопровождать потешками или музыкой, что способствует концентрации и улучшает координацию.
3. Полоса препятствий
Сложность полосы препятствий может варьироваться, что открывает простор для фантазии родителей. Полосу можно создать из стульев, подушек, ортопедических ковриков, обручей и кубиков. Ребенок должен оценить полосу и выбрать подходящую траекторию движения для успешного преодоления препятствий.
4. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры особенно важны для детей с речевыми патологиями, такими как задержка речевого развития или общее недоразвитие речи. У таких детей часто наблюдается слабое развитие мелкой моторики, что затрудняет выполнение простых фигур, например, «козы» или «зайца». Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогают повысить гибкость кистей. Эти игры можно сопровождать потешками и стихами
5. Су-Джок
Су-Джок — это мячики с колючками и металлическими колечками внутри. На руках имеются многочисленные биологически активные точки, и прокатывание этих мячиков между ладонями стимулирует их. Металлические колечки надеваются на пальцы, и ребенок может самостоятельно выполнять такой массаж под присмотром взрослого. Ошибиться здесь невозможно: любое взаимодействие с «ежиками» принесет пользу.
6. Дыхательная гимнастика
Эффективный речевой выдох является важным условием для успешной коррекции звукопроизношения. Дыхательная гимнастика также повышает тонус мозга. Вот несколько предложений для занятий:
• Пускание мыльных пузырей;
• Дуновение через соломинку;
• Дуть на игрушечный флюгер или ветродув;
• Задувание свечей;
• Сдувание ваты со стола;
• Дуновение на бумажные кораблики в воде;
• Изготовление бумажных фигур (бабочки, пчёлки, листика) и попросить ребенка подуть на них;
• Создание мыльных пузырей в воде через соломинку.
7. Тоннель
Сконструируйте тоннель из подручных материалов, например, стульев, или используйте приобретенный. Смысл в том, чтобы побудить ребенка проползти на четвереньках. Также можно стать тоннелем, опершись на руки и ноги, и предложить малышу проползти под вами.
8. Межполушарное рисование
Когда полушария мозга работают несогласованно, детям может быть трудно учиться, поскольку не происходит полноценного обмена информацией между ними. Межполушарное рисование помогает улучшить эти связи. Предложите ребенку одновременно нарисовать какую-либо фигуру двумя руками.
9. Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения активизируют и тонизируют, способствуя развитию нейронных связей и улучшая общую координацию. Их можно выполнять вместе с детьми, что также поможет взрослым. Вот несколько примеров:
• Упражнение «Кулак – ладонь»: Положите руки на стол — одна сжата в кулак, другая лежит. Одновременно меняйте положение рук, постепенно увеличивая скорость.
• Упражнение «Ухо – нос»: Левой рукой коснитесь кончика носа, правой — левого уха. Поменяйте руки, правой коснитесь носа, а левой — правого уха. Повторите несколько раз.
• Упражнение «Класс – заяц»: Левой рукой покажите «класс», правой — «зайца». Поменяйте руки и постепенно увеличивайте скорость.
Эти простые игры помогут скорректировать работу обоих полушарий и снизить риск развития проблем у детей.
Желаю успехов!