Папки-передвижки

Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа «Найди и познай себя»

Наталия Бурханова
Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа «Найди и познай себя»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа

1. Пояснительная записка

Проблемы детства в наше время стоят очень остро. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире.

Педагогическим коллективом, а также научным руководителем который является - Виктор Леонтьевич Петров (Дом Творчества п. Заиграево) – занимающийся изучением культуры семейского народа РБ была проведена работа по выявлению надобности в изучении культуры семейского народа на уровне социума, т. е. семьи в форме собеседования с детьми нашего детского сада. С родителями в форме анкетирования, опроса, собеседования.

Публикация «Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа „Найди и познай себя“» размещена в разделах

Мы получили результаты, что существует проблема, сущность которой заключается в том, что родители детей нашего дошкольного учреждения (70%) хотели бы приобщить к истории культуры семейских Забайкалья и это приобщение должно быть непосредственно в системе дошкольного учреждения.

Педагогически целесообразно решать это можно именно в детском саду. Так как на уровне семьи этого не происходит, а на базе детского сада создан мини-музеи семейской избы «Родник истории» и «Бурятская юрта», в котором можно использовать наглядность, выполнять практические действия, общаться свободно с родителями и жителями села. Где будет происходить связь времен, будет выполняться педагогический процесс по сравнительному анализу – например, чем занимались семейские («Родник истории» - какой образ жизни у семейских– земледелие и чем занимались буряты, какой образ они вели – кочевой.) Отсюда следует, что основной целью является – решить эту проблему и привести в соответствие весь методический комплекс

Задачи:

- создать программу

- утвердить программу

- создать методические обеспечение для решения этой проблемы.

Актуальность этой проблемы определила название программы с точки зрения нравственно-экологического воспитания «Найди и познай себя» с учетом национально-регионального компонента.

Программа настроена на взаимодействие дошкольников с культурой семейского народа, с природой ближайшего окружения с учетом национального-регионального компонента.

Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Практическая значимость состоит в том, что дети:

- будут знать, любить и уметь играть в семейские народные игры,

- использовать в активной речи русский фольклор,

- уметь соотносить увиденное в природе в народными приметами,

- принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников,

- знать историю семейского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшения костюма

- уметь различать изделия разных народных промыслов (Хохлома, Домовая роспись) и заниматься самостоятельно народным творчеством в рамках реализации данной программы

Данная работа может представлять интерес для воспитателей, увлеченных истоками семейской культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме. Она может стать результативной, если воспитатель будет много работать над собой, создаст все необходимые условия, активизирует творческие способности детей с учетом их индивидуальных особенностей, уровня возможности до начала работы и в процессе ее, будет работать в тесном контакте с родителями.

Данный опыт может быть использован в любом дошкольном учреждении, где есть работоспособный творческий коллектив, может быть адаптирован как к младшему, так и старшему дошкольному возрасту.

Также он может быть использован в виде кружковой работы в ДОУ, школах для детей младшего возраста, фольклорных коллективах.

Иным словом - наша программа может быть востребована воспитателями дошкольных учреждений, руководителями кружков, учителями начальных классов.

Каждый человек кровно связан со своей малой родиной, своим происхождением и своими повседневными делами. Тот, кто чувствует эту связь, никогда не сделает предосудительных поступков, не встанет на путь преступления.

Вот почему изучение местной культуры и умелое внедрение ее в учебно-воспитательный процесс имеет столь важное значение в формировании личности ребенка.

2. Цель и задачи программы

Цель программы :

- зажечь искорку любви и интереса к жизни семейского народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России

- развить и закрепить нравственные представления и навыки эффективной их реализации в общении, в игре и на занятиях.

- расширить кругозор, уметь воспринимать красоту своей родины, знать историю своего края, села и своей семьи.

Задачи программы :

- формировать понятие о себе, как жителе планеты Земля, от которого зависит сохранение культуры своего народа.

- развивать интерес и любовь к родному краю,

- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами

- осмысленно и активно участвовать в проведении календарно-обрядовых праздников

- знать историю семейского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов

- учить различать изделия народных помыслов – домовая роспись

- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление общаться друг с другом.

4. Содержание программы

Содержание образования по данному вопросу является одним из факторов социального прогресса общества и ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации

- формирование у дошкольников адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира

- интергацию личности в национальную культуру

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

В связи с чем содержание дополнительной программы соответствует :

- достижениям культуры, семейским традициям, культурно-национальным особенностям региона

- соответствующему уровню дошкольного образования

- направленностям дополнительных образовательных программ -художественной, туристическо-краеведческой, эколого-биологической, социально-педагогической, естественно-научной

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения индивидуальности, доступности, преемственности, результативности: формах и методах дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, экскурсиях, походах, развлечениях: методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей) : средствах обучения

Программа направлена на :

- создание условий для развития личности ребенка

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка

- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям

- профилактику асоциального поведения

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интергации в системе отечественной культуры

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка

- укрепление психического и физического здоровья детей

- взаимодействие педагога с семьей

Программа составлена на основе принципов доступности и последовательности,

учета возрастных особенностей детей при отборе содержания непосредственной деятельности, включает темы занятий, конкретные задачи, способы их решения. «Найди и познай себя» - предусматривает всестороннее развитие ребенка: эстетическое, трудовое,

экологическое ир патриотическое воспитание.

Основным содержанием работы по ознакомлению дошкольников с культурой семейского народа на практике являются:

1. Занятия («Сохраним культуру наших предков» и т. д.)

2. Дидактические игры: («Что изменилось?» и т. д.)

3. Разработка маршрутов по народной культуре : («О чем шепчет березка? и т. д.»)

4. Наблюдения за трудом взрослых (народный промысел)

Мини-музей семейской избы «Родник истории» оформлен в трех направлениях:

- Природа нашего края (информация о животном и растительном мире Республики Бурятия и села Унэгэтэй, о достопримечательностях родного края и села)

- Семейская изба «Родник истории» (с атрибутами семейского народа – мебель, посуда и т. д.)

- Народное творчество (уголок кружковой работы по народному промыслу – вышивка, домовая роспись)

Формы педагогической работы:

- Комбинированные занятия.

- Целевые прогулки за пределы детского сада (ознакомление с жителями села – семейскими).

- развлечения,

- экскурсии, наблюдения

- народные подвижные игры

- работа с семьей

- работа с социумом (Дом Культуры МО СП «Унэгэтэйское», музей УСОШ, сельская библиотека, ТОС «Вера, Надежда, Любовь» -церковь)

Методика обследования детей

1. Задание: «Отгадай сказку»

- Дидактическая игра «Найди сказочного героя»

- «Закончи предложение»

2. Дидактическая игра «Назови героя по описанию»

- «Назови картину»

- «Кто в этой сказке живет?»

3. Дидактическая игра «Найди русский национальный костюм»

- «Найди отличия в обуви» (русская, бурятская)

4. Беседа – «За что мы любим игры?»

- «Отгадай загадки и найди отгадки» (в русской избе)

- «Назови народные праздники по временам года»

5. Практическое задание «Укрась узором предмет»

- «Найди домовую роспись и назови отличия»

- Собери картинку»

6. «Расскажи пословицу о добре»

- «Назови предметы обихода русской избы»

Коррекционная работа

Первый квартал

1. - Беседа: «Наша Родина»

- «Народные праздники»

- «Жители нашего села» - об умельцах и рукодельницах

2. Дидактические игры

- «Найди и назови»

- «Что лишнее?»

- «Найди такой же»

3. Индивидуальное задание

- «Собери узор»

- «Найди, что лишнее»

- «Найди такой же»

Второй квартал

1. Беседа: «Что такое игра и хоровод?»

- «Старинная одежда»

- «Русь деревянная»

2. Дидактические игры

- «Кто где живет?»

- «Найди и назови»

- Чтение стихов, пословиц, поговорок о природе, одежде, предметы обихода.

Третий квартал.

1. Беседа: «Пробуждение природы»

- «Край – наше богатство»

- «Кто живет в Бурятии?»

2. Сюжетно-ролевая игра

«В мире старинных вещей»

- «В гостях у Хозяйки»

3. Индивидуальное задание

-«Найди такой же»

- «Разложи элементы росписей»

- «Что изменилось?»

О Д К

Диагностическая методика

обследования детей старшей группы и их родителей

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ.

1. какие народные сказки ты знаешь? Из каких источников? (чтение взрослыми, просмотр видеокассет, телепередач)___

2. Какие детские журналы выписываете? («Миша», «Веселые картинки», «Мурзилка» и др.

3. С какими народными играми ты знаком?___

4. Какая перед тобой роспись: (домовая, хохломская)___

5. Какие пословицы, поговорки ты знаешь?

6. Что ты знаешь о масленице?

7. Отмечаете ли вы в семье календарные праздники?

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ И ИГР.

1. Общительный ли с детьми и взрослыми?

2. Умеет ли организовывать детей в игре?

3. Умеет ли дружно, без конфликтов играть с детьми?

4. Сочувствует ли другому?

5. Всегда ли старается быть вежливым?

6. Радуется ли успеху других детей?

7. Эмоциональное отношение к народному творчеству.

8. Во время игр, занятий приходит ли на помощь другим детям?

9. Всегда ли охотно и старательно выполняет поручения взрослого?

10. Доводит ли начатое дело до конца?

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Что вы знаете о народном творчестве?

2. Знакомы ли вы с его историей?

3. Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в д/с?

4. есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?

5. Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В д/с?

6. как вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в д/с?

Критерии к диагностической карте:

Высокий уровень:

-использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения

- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения

- знает сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства

- принимает осмысленное и активное участие в семейских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что за праздник и когда он бывает

- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры

знает историю семейского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

- имеет представление о народных промыслах (Домовая роспись, хохлома, Гжель, Дымково и др.) и использует их элементы в своих работах

- имеет практические навыки в работе с тестом, тканью, в приготовлении салатов, украшении головного убора тесьмой, бусинками, изготовлении тряпичных кукол и самодельных игрушек их соломы

Средний уровень

- знает потешки, прибаутки, считалки, образные выражения и использует их в речи.

- знает народные приметы и замечает их в речи

- знает названия некоторых народных семейских праздников и принимает активное участие в них.

- знает некоторые элементы семейского народного костюма и различает головные уборы

- знает народные подвижные игры и умеет объяснять некоторые из них

- различает росписи Довой, хохломской, и т. д.

- имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.

Низкий уровень

- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи

- знает народные приметы

- знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

- знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним

- различает изделия Домовой росписи, хохломы

- имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Достаточно хорошо ли вы знаете культурно-историческое наследие села, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?

___

2. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам семейской народной культуры?

___

3. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать интерес к природному и культурному наследию родного села?

___

4. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном селе?

___

5. Какой смысл вы вкладываете в понятие «духовно- нравственное, экологическое воспитание». Считаете ли возможным начинать это воспитание с дошкольного детства? Почему?

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД «Познай себя» познавательного цикла для детей 3–4 лет ЦЕЛЬ: Формировать у ребенка интерес к познанию самого себя, дать представление о теле человека, о его органах. Ознакомить детей с внутренним.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Тренинг общения «Познай себя» Тренинг общения «Познай себя» Цели тренинга: - правильно общаться друг с другом; - наладить обратную связь; - развивать чувство открытости.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа «Найди и познай себя»
Опубликовано: 3 мая 2021 в 04:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа «Найди и познай себя»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бурханова (УИ 1971411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД