Лучший педагог года

Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа «Найди и познай себя»

Наталия Бурханова
Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа «Найди и познай себя»

Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа

1. Пояснительная записка

Проблемы детства в наше время стоят очень остро. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире.

Педагогическим коллективом, а также научным руководителем который является - Виктор Леонтьевич Петров (Дом Творчества п. Заиграево) – занимающийся изучением культуры семейского народа РБ была проведена работа по выявлению надобности в изучении культуры семейского народа на уровне социума, т. е. семьи в форме собеседования с детьми нашего детского сада. С родителями в форме анкетирования, опроса, собеседования.

Публикация «Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа „Найди и познай себя“» размещена в разделах

Мы получили результаты, что существует проблема, сущность которой заключается в том, что родители детей нашего дошкольного учреждения (70%) хотели бы приобщить к истории культуры семейских Забайкалья и это приобщение должно быть непосредственно в системе дошкольного учреждения.

Педагогически целесообразно решать это можно именно в детском саду. Так как на уровне семьи этого не происходит, а на базе детского сада создан мини-музеи семейской избы «Родник истории» и «Бурятская юрта», в котором можно использовать наглядность, выполнять практические действия, общаться свободно с родителями и жителями села. Где будет происходить связь времен, будет выполняться педагогический процесс по сравнительному анализу – например, чем занимались семейские («Родник истории» - какой образ жизни у семейских– земледелие и чем занимались буряты, какой образ они вели – кочевой.) Отсюда следует, что основной целью является – решить эту проблему и привести в соответствие весь методический комплекс

Задачи:

- создать программу

- утвердить программу

- создать методические обеспечение для решения этой проблемы.

Актуальность этой проблемы определила название программы с точки зрения нравственно-экологического воспитания «Найди и познай себя» с учетом национально-регионального компонента.

Программа настроена на взаимодействие дошкольников с культурой семейского народа, с природой ближайшего окружения с учетом национального-регионального компонента.

Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Практическая значимость состоит в том, что дети:

- будут знать, любить и уметь играть в семейские народные игры,

- использовать в активной речи русский фольклор,

- уметь соотносить увиденное в природе в народными приметами,

- принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников,

- знать историю семейского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшения костюма

- уметь различать изделия разных народных промыслов (Хохлома, Домовая роспись) и заниматься самостоятельно народным творчеством в рамках реализации данной программы

Данная работа может представлять интерес для воспитателей, увлеченных истоками семейской культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме. Она может стать результативной, если воспитатель будет много работать над собой, создаст все необходимые условия, активизирует творческие способности детей с учетом их индивидуальных особенностей, уровня возможности до начала работы и в процессе ее, будет работать в тесном контакте с родителями.

Данный опыт может быть использован в любом дошкольном учреждении, где есть работоспособный творческий коллектив, может быть адаптирован как к младшему, так и старшему дошкольному возрасту.

Также он может быть использован в виде кружковой работы в ДОУ, школах для детей младшего возраста, фольклорных коллективах.

Иным словом - наша программа может быть востребована воспитателями дошкольных учреждений, руководителями кружков, учителями начальных классов.

Каждый человек кровно связан со своей малой родиной, своим происхождением и своими повседневными делами. Тот, кто чувствует эту связь, никогда не сделает предосудительных поступков, не встанет на путь преступления.

Вот почему изучение местной культуры и умелое внедрение ее в учебно-воспитательный процесс имеет столь важное значение в формировании личности ребенка.

2. Цель и задачи программы

Цель программы :

- зажечь искорку любви и интереса к жизни семейского народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России

- развить и закрепить нравственные представления и навыки эффективной их реализации в общении, в игре и на занятиях.

- расширить кругозор, уметь воспринимать красоту своей родины, знать историю своего края, села и своей семьи.

Задачи программы :

- формировать понятие о себе, как жителе планеты Земля, от которого зависит сохранение культуры своего народа.

- развивать интерес и любовь к родному краю,

- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами

- осмысленно и активно участвовать в проведении календарно-обрядовых праздников

- знать историю семейского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов

- учить различать изделия народных помыслов – домовая роспись

- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление общаться друг с другом.

4. Содержание программы

Содержание образования по данному вопросу является одним из факторов социального прогресса общества и ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации

- формирование у дошкольников адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира

- интергацию личности в национальную культуру

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

В связи с чем содержание дополнительной программы соответствует :

- достижениям культуры, семейским традициям, культурно-национальным особенностям региона

- соответствующему уровню дошкольного образования

- направленностям дополнительных образовательных программ -художественной, туристическо-краеведческой, эколого-биологической, социально-педагогической, естественно-научной

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения индивидуальности, доступности, преемственности, результативности: формах и методах дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, экскурсиях, походах, развлечениях: методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей) : средствах обучения

Программа направлена на :

- создание условий для развития личности ребенка

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка

- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям

- профилактику асоциального поведения

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интергации в системе отечественной культуры

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка

- укрепление психического и физического здоровья детей

- взаимодействие педагога с семьей

Программа составлена на основе принципов доступности и последовательности,

учета возрастных особенностей детей при отборе содержания непосредственной деятельности, включает темы занятий, конкретные задачи, способы их решения. «Найди и познай себя» - предусматривает всестороннее развитие ребенка: эстетическое, трудовое,

экологическое ир патриотическое воспитание.

Основным содержанием работы по ознакомлению дошкольников с культурой семейского народа на практике являются:

1. Занятия («Сохраним культуру наших предков» и т. д.)

2. Дидактические игры: («Что изменилось?» и т. д.)

3. Разработка маршрутов по народной культуре : («О чем шепчет березка? и т. д.»)

4. Наблюдения за трудом взрослых (народный промысел)

Мини-музей семейской избы «Родник истории» оформлен в трех направлениях:

- Природа нашего края (информация о животном и растительном мире Республики Бурятия и села Унэгэтэй, о достопримечательностях родного края и села)

- Семейская изба «Родник истории» (с атрибутами семейского народа – мебель, посуда и т. д.)

- Народное творчество (уголок кружковой работы по народному промыслу – вышивка, домовая роспись)

Формы педагогической работы:

- Комбинированные занятия.

- Целевые прогулки за пределы детского сада (ознакомление с жителями села – семейскими).

- развлечения,

- экскурсии, наблюдения

- народные подвижные игры

- работа с семьей

- работа с социумом (Дом Культуры МО СП «Унэгэтэйское», музей УСОШ, сельская библиотека, ТОС «Вера, Надежда, Любовь» -церковь)

Методика обследования детей

1. Задание: «Отгадай сказку»

- Дидактическая игра «Найди сказочного героя»

- «Закончи предложение»

2. Дидактическая игра «Назови героя по описанию»

- «Назови картину»

- «Кто в этой сказке живет?»

3. Дидактическая игра «Найди русский национальный костюм»

- «Найди отличия в обуви» (русская, бурятская)

4. Беседа – «За что мы любим игры?»

- «Отгадай загадки и найди отгадки» (в русской избе)

- «Назови народные праздники по временам года»

5. Практическое задание «Укрась узором предмет»

- «Найди домовую роспись и назови отличия»

- Собери картинку»

6. «Расскажи пословицу о добре»

- «Назови предметы обихода русской избы»

Коррекционная работа

Первый квартал

1. - Беседа: «Наша Родина»

- «Народные праздники»

- «Жители нашего села» - об умельцах и рукодельницах

2. Дидактические игры

- «Найди и назови»

- «Что лишнее?»

- «Найди такой же»

3. Индивидуальное задание

- «Собери узор»

- «Найди, что лишнее»

- «Найди такой же»

Второй квартал

1. Беседа: «Что такое игра и хоровод?»

- «Старинная одежда»

- «Русь деревянная»

2. Дидактические игры

- «Кто где живет?»

- «Найди и назови»

- Чтение стихов, пословиц, поговорок о природе, одежде, предметы обихода.

Третий квартал.

1. Беседа: «Пробуждение природы»

- «Край – наше богатство»

- «Кто живет в Бурятии?»

2. Сюжетно-ролевая игра

«В мире старинных вещей»

- «В гостях у Хозяйки»

3. Индивидуальное задание

-«Найди такой же»

- «Разложи элементы росписей»

- «Что изменилось?»

О Д К

Диагностическая методика

обследования детей старшей группы и их родителей

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ.

1. какие народные сказки ты знаешь? Из каких источников? (чтение взрослыми, просмотр видеокассет, телепередач)___

2. Какие детские журналы выписываете? («Миша», «Веселые картинки», «Мурзилка» и др.

3. С какими народными играми ты знаком?___

4. Какая перед тобой роспись: (домовая, хохломская)___

5. Какие пословицы, поговорки ты знаешь?

6. Что ты знаешь о масленице?

7. Отмечаете ли вы в семье календарные праздники?

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ И ИГР.

1. Общительный ли с детьми и взрослыми?

2. Умеет ли организовывать детей в игре?

3. Умеет ли дружно, без конфликтов играть с детьми?

4. Сочувствует ли другому?

5. Всегда ли старается быть вежливым?

6. Радуется ли успеху других детей?

7. Эмоциональное отношение к народному творчеству.

8. Во время игр, занятий приходит ли на помощь другим детям?

9. Всегда ли охотно и старательно выполняет поручения взрослого?

10. Доводит ли начатое дело до конца?

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Что вы знаете о народном творчестве?

2. Знакомы ли вы с его историей?

3. Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в д/с?

4. есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?

5. Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В д/с?

6. как вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в д/с?

Критерии к диагностической карте:

Высокий уровень:

-использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения

- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения

- знает сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства

- принимает осмысленное и активное участие в семейских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что за праздник и когда он бывает

- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры

знает историю семейского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

- имеет представление о народных промыслах (Домовая роспись, хохлома, Гжель, Дымково и др.) и использует их элементы в своих работах

- имеет практические навыки в работе с тестом, тканью, в приготовлении салатов, украшении головного убора тесьмой, бусинками, изготовлении тряпичных кукол и самодельных игрушек их соломы

Средний уровень

- знает потешки, прибаутки, считалки, образные выражения и использует их в речи.

- знает народные приметы и замечает их в речи

- знает названия некоторых народных семейских праздников и принимает активное участие в них.

- знает некоторые элементы семейского народного костюма и различает головные уборы

- знает народные подвижные игры и умеет объяснять некоторые из них

- различает росписи Довой, хохломской, и т. д.

- имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.

Низкий уровень

- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи

- знает народные приметы

- знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

- знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним

- различает изделия Домовой росписи, хохломы

- имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Достаточно хорошо ли вы знаете культурно-историческое наследие села, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?

___

2. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам семейской народной культуры?

___

3. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать интерес к природному и культурному наследию родного села?

___

4. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном селе?

___

5. Какой смысл вы вкладываете в понятие «духовно- нравственное, экологическое воспитание». Считаете ли возможным начинать это воспитание с дошкольного детства? Почему?

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД «Познай себя» познавательного цикла для детей 3–4 лет ЦЕЛЬ: Формировать у ребенка интерес к познанию самого себя, дать представление о теле человека, о его органах. Ознакомить детей с внутренним.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Тренинг общения «Познай себя» Тренинг общения «Познай себя» Цели тренинга: - правильно общаться друг с другом; - наладить обратную связь; - развивать чувство открытости.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа «Найди и познай себя»
Опубликовано: 3 мая 2021 в 04:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД