Наталия Бурханова
Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа «Найди и познай себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа
1. Пояснительная записка
Проблемы детства в наше время стоят очень остро. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире.
Педагогическим коллективом, а также научным руководителем который является - Виктор Леонтьевич Петров (Дом Творчества п. Заиграево) – занимающийся изучением культуры семейского народа РБ была проведена работа по выявлению надобности в изучении культуры семейского народа на уровне социума, т. е. семьи в форме собеседования с детьми нашего детского сада. С родителями в форме анкетирования, опроса, собеседования.
Публикация «Программа по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями семейского народа „Найди и познай себя“» размещена в разделах
Мы получили результаты, что существует проблема, сущность которой заключается в том, что родители детей нашего дошкольного учреждения (70%) хотели бы приобщить к истории культуры семейских Забайкалья и это приобщение должно быть непосредственно в системе дошкольного учреждения.
Педагогически целесообразно решать это можно именно в детском саду. Так как на уровне семьи этого не происходит, а на базе детского сада создан мини-музеи семейской избы «Родник истории» и «Бурятская юрта», в котором можно использовать наглядность, выполнять практические действия, общаться свободно с родителями и жителями села. Где будет происходить связь времен, будет выполняться педагогический процесс по сравнительному анализу – например, чем занимались семейские («Родник истории» - какой образ жизни у семейских– земледелие и чем занимались буряты, какой образ они вели – кочевой.) Отсюда следует, что основной целью является – решить эту проблему и привести в соответствие весь методический комплекс
Задачи:
- создать программу
- утвердить программу
- создать методические обеспечение для решения этой проблемы.
Актуальность этой проблемы определила название программы с точки зрения нравственно-экологического воспитания «Найди и познай себя» с учетом национально-регионального компонента.
Программа настроена на взаимодействие дошкольников с культурой семейского народа, с природой ближайшего окружения с учетом национального-регионального компонента.
Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Практическая значимость состоит в том, что дети:
- будут знать, любить и уметь играть в семейские народные игры,
- использовать в активной речи русский фольклор,
- уметь соотносить увиденное в природе в народными приметами,
- принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников,
- знать историю семейского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшения костюма
- уметь различать изделия разных народных промыслов (Хохлома, Домовая роспись) и заниматься самостоятельно народным творчеством в рамках реализации данной программы
Данная работа может представлять интерес для воспитателей, увлеченных истоками семейской культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме. Она может стать результативной, если воспитатель будет много работать над собой, создаст все необходимые условия, активизирует творческие способности детей с учетом их индивидуальных особенностей, уровня возможности до начала работы и в процессе ее, будет работать в тесном контакте с родителями.
Данный опыт может быть использован в любом дошкольном учреждении, где есть работоспособный творческий коллектив, может быть адаптирован как к младшему, так и старшему дошкольному возрасту.
Также он может быть использован в виде кружковой работы в ДОУ, школах для детей младшего возраста, фольклорных коллективах.
Иным словом - наша программа может быть востребована воспитателями дошкольных учреждений, руководителями кружков, учителями начальных классов.
Каждый человек кровно связан со своей малой родиной, своим происхождением и своими повседневными делами. Тот, кто чувствует эту связь, никогда не сделает предосудительных поступков, не встанет на путь преступления.
Вот почему изучение местной культуры и умелое внедрение ее в учебно-воспитательный процесс имеет столь важное значение в формировании личности ребенка.
2. Цель и задачи программы
Цель программы :
- зажечь искорку любви и интереса к жизни семейского народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России
- развить и закрепить нравственные представления и навыки эффективной их реализации в общении, в игре и на занятиях.
- расширить кругозор, уметь воспринимать красоту своей родины, знать историю своего края, села и своей семьи.
Задачи программы :
- формировать понятие о себе, как жителе планеты Земля, от которого зависит сохранение культуры своего народа.
- развивать интерес и любовь к родному краю,
- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами
- осмысленно и активно участвовать в проведении календарно-обрядовых праздников
- знать историю семейского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов
- учить различать изделия народных помыслов – домовая роспись
- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление общаться друг с другом.
4. Содержание программы
Содержание образования по данному вопросу является одним из факторов социального прогресса общества и ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации
- формирование у дошкольников адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира
- интергацию личности в национальную культуру
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.
В связи с чем содержание дополнительной программы соответствует :
- достижениям культуры, семейским традициям, культурно-национальным особенностям региона
- соответствующему уровню дошкольного образования
- направленностям дополнительных образовательных программ -художественной, туристическо-краеведческой, эколого-биологической, социально-педагогической, естественно-научной
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения индивидуальности, доступности, преемственности, результативности: формах и методах дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, экскурсиях, походах, развлечениях: методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей) : средствах обучения
Программа направлена на :
- создание условий для развития личности ребенка
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка
- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям
- профилактику асоциального поведения
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интергации в системе отечественной культуры
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка
- укрепление психического и физического здоровья детей
- взаимодействие педагога с семьей
Программа составлена на основе принципов доступности и последовательности,
учета возрастных особенностей детей при отборе содержания непосредственной деятельности, включает темы занятий, конкретные задачи, способы их решения. «Найди и познай себя» - предусматривает всестороннее развитие ребенка: эстетическое, трудовое,
экологическое ир патриотическое воспитание.
Основным содержанием работы по ознакомлению дошкольников с культурой семейского народа на практике являются:
1. Занятия («Сохраним культуру наших предков» и т. д.)
2. Дидактические игры: («Что изменилось?» и т. д.)
3. Разработка маршрутов по народной культуре : («О чем шепчет березка? и т. д.»)
4. Наблюдения за трудом взрослых (народный промысел)
Мини-музей семейской избы «Родник истории» оформлен в трех направлениях:
- Природа нашего края (информация о животном и растительном мире Республики Бурятия и села Унэгэтэй, о достопримечательностях родного края и села)
- Семейская изба «Родник истории» (с атрибутами семейского народа – мебель, посуда и т. д.)
- Народное творчество (уголок кружковой работы по народному промыслу – вышивка, домовая роспись)
Формы педагогической работы:
- Комбинированные занятия.
- Целевые прогулки за пределы детского сада (ознакомление с жителями села – семейскими).
- развлечения,
- экскурсии, наблюдения
- народные подвижные игры
- работа с семьей
- работа с социумом (Дом Культуры МО СП «Унэгэтэйское», музей УСОШ, сельская библиотека, ТОС «Вера, Надежда, Любовь» -церковь)
Методика обследования детей
1. Задание: «Отгадай сказку»
- Дидактическая игра «Найди сказочного героя»
- «Закончи предложение»
2. Дидактическая игра «Назови героя по описанию»
- «Назови картину»
- «Кто в этой сказке живет?»
3. Дидактическая игра «Найди русский национальный костюм»
- «Найди отличия в обуви» (русская, бурятская)
4. Беседа – «За что мы любим игры?»
- «Отгадай загадки и найди отгадки» (в русской избе)
- «Назови народные праздники по временам года»
5. Практическое задание «Укрась узором предмет»
- «Найди домовую роспись и назови отличия»
- Собери картинку»
6. «Расскажи пословицу о добре»
- «Назови предметы обихода русской избы»
Коррекционная работа
Первый квартал
1. - Беседа: «Наша Родина»
- «Народные праздники»
- «Жители нашего села» - об умельцах и рукодельницах
2. Дидактические игры
- «Найди и назови»
- «Что лишнее?»
- «Найди такой же»
3. Индивидуальное задание
- «Собери узор»
- «Найди, что лишнее»
- «Найди такой же»
Второй квартал
1. Беседа: «Что такое игра и хоровод?»
- «Старинная одежда»
- «Русь деревянная»
2. Дидактические игры
- «Кто где живет?»
- «Найди и назови»
- Чтение стихов, пословиц, поговорок о природе, одежде, предметы обихода.
Третий квартал.
1. Беседа: «Пробуждение природы»
- «Край – наше богатство»
- «Кто живет в Бурятии?»
2. Сюжетно-ролевая игра
«В мире старинных вещей»
- «В гостях у Хозяйки»
3. Индивидуальное задание
-«Найди такой же»
- «Разложи элементы росписей»
- «Что изменилось?»
О Д К
Диагностическая методика
обследования детей старшей группы и их родителей
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ.
1. какие народные сказки ты знаешь? Из каких источников? (чтение взрослыми, просмотр видеокассет, телепередач)___
2. Какие детские журналы выписываете? («Миша», «Веселые картинки», «Мурзилка» и др.
3. С какими народными играми ты знаком?___
4. Какая перед тобой роспись: (домовая, хохломская)___
5. Какие пословицы, поговорки ты знаешь?
6. Что ты знаешь о масленице?
7. Отмечаете ли вы в семье календарные праздники?
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ И ИГР.
1. Общительный ли с детьми и взрослыми?
2. Умеет ли организовывать детей в игре?
3. Умеет ли дружно, без конфликтов играть с детьми?
4. Сочувствует ли другому?
5. Всегда ли старается быть вежливым?
6. Радуется ли успеху других детей?
7. Эмоциональное отношение к народному творчеству.
8. Во время игр, занятий приходит ли на помощь другим детям?
9. Всегда ли охотно и старательно выполняет поручения взрослого?
10. Доводит ли начатое дело до конца?
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ.
1. Что вы знаете о народном творчестве?
2. Знакомы ли вы с его историей?
3. Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в д/с?
4. есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?
5. Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В д/с?
6. как вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в д/с?
Критерии к диагностической карте:
Высокий уровень:
-использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения
- знает сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства
- принимает осмысленное и активное участие в семейских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что за праздник и когда он бывает
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры
знает историю семейского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)
- имеет представление о народных промыслах (Домовая роспись, хохлома, Гжель, Дымково и др.) и использует их элементы в своих работах
- имеет практические навыки в работе с тестом, тканью, в приготовлении салатов, украшении головного убора тесьмой, бусинками, изготовлении тряпичных кукол и самодельных игрушек их соломы
Средний уровень
- знает потешки, прибаутки, считалки, образные выражения и использует их в речи.
- знает народные приметы и замечает их в речи
- знает названия некоторых народных семейских праздников и принимает активное участие в них.
- знает некоторые элементы семейского народного костюма и различает головные уборы
- знает народные подвижные игры и умеет объяснять некоторые из них
- различает росписи Довой, хохломской, и т. д.
- имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень
- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи
- знает народные приметы
- знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
- знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним
- различает изделия Домовой росписи, хохломы
- имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Достаточно хорошо ли вы знаете культурно-историческое наследие села, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
___
2. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам семейской народной культуры?
___
3. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать интерес к природному и культурному наследию родного села?
___
4. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном селе?
___
5. Какой смысл вы вкладываете в понятие «духовно- нравственное, экологическое воспитание». Считаете ли возможным начинать это воспитание с дошкольного детства? Почему?