Гутарева Елена Владимировна
Программа по организации летнего отдыха и занятости детей «Наша Родина — Россия!»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша Родина — Россия!
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Лондоко-завод»
ПРОГРАММА
организации летнего отдыха и занятости детей
дошкольного возраста
от 4 до 7 лет
«Наша Родина – Россия!»
п. Лондоко-завод
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность программы….….3
Цели и задачи программы….…. 3
Этапы и сроки реализации программы…. ….4
Ожидаемый результат…. ….….…. 4
Критерии результативности программы…. …. 5
Публикация «Программа по организации летнего отдыха и занятости детей „Наша Родина — Россия!“» размещена в разделах
Принципы реализации программы…. 5
Основные технологии, используемые при реализации программы…. 6
Механизм реализации программы….…. 6
Содержание программы…. …6
План проведения итоговых мероприятий…8
План взаимодействия с родителями….9
Методическое обеспечение программы…. …. 10
Приложения к летней программе…. 11
Актуальность
«Ты вспоминаешь не страну
большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
которую ты в детстве увидал»
Е. Симоновов
Краеведение одно из самых эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних представлений о жизни страны, региона или поселка, но и широкой сферой для применения полученных представлений на практике. Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Для воспитания чувства патриотизма детям нужно знать историю своей Родины, дома, улицы, района, уметь видеть красивое и прекрасное в родном посёлке, гордиться успехами и достижениями его жителей.
Летняя пора благоприятна для приобщения детей к социокультурным и нравственным ценностям, воспитания чувства патриотизма.
Мы разработали летнюю комплексную программу «Наша Родина – Россия!» краеведческого направления, реализация которой возможна в дистанционной форме с использованием электронных информационных ресурсов.
Срок реализации: июнь - август 2020 года (3 месяца).
Направленность: краеведческая
Новизна программы заключается в следующем:
1. Участники образовательного процесса имеют возможность реализовать задачи программы в дистанционной форме.
2. Познавательная деятельность включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе.
Участники: дети разновозрастной группы от 4 до 7 лет, родители, воспитатели, младший воспитатель, медицинская сестра.
Цель программы : создание условий для всестороннего развития личности старшего дошкольника на основе личностно-ориентированной краеведческой деятельности с учетом возможности реализации программы в дистанционной форме.
Задачи:
1. Формировать основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, навыки экологически грамотного нравственного поведения в природе.
2. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
3. Познакомить детей с природоохранными документами: «Красной книгой» ЕАО, России.
4. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
6. Передать детям доступные знания о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры.
7. Пробудить у юных граждан чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и обычаям.
8. Развивать первоначальные исторические и географические понятия и представления о нашем поселке, области, стране.
9. Воспитать уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему общечеловеческих ценностей.
Этапы и сроки реализации программы :
1. Подготовительный этап (01.05.2020г. - 01.06.2020г)
- Подбор материала для ознакомления детей с природой, историей родного поселка, района, страны.
- Подбор консультаций, рекомендаций для педагогов и родителей.
- Разработка картотеки бесед, дидактических, сюжетных игр по краеведению.
- Подбор упражнений, сюжетных и подвижных игр, эстафет.
- Размещение на сайте ДОУ программы «Наша Родина – Россия!» с указанием электронных информационных ресурсов.
2. Основной этап (01.06.2020г. – 24.08.2020г.)
-Работа с детьми и с родителями (план-сетка реализации программы);
-Коллективная и индивидуальная исследовательская деятельность.
-Работа с родителями (консультации, памятки, фотоотчёты, анкетирование, участие в конкурсах, выставках, акциях).
3. Заключительный этап (24.08.2020г. – 31.08.2020г.)
(Анализ результатов реализации программы, подведение итогов)
- Выставка рисунков «Наша Родина-Россия!».
- Праздник «До свидания, лето!»
- Создание презентации-отчета по реализации программы «Наша родина-Россия!».
- Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы.
- Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.
- Трансляция опыта учреждения в сети Интернет.
Ожидаемый результат
Для воспитанников:
1. Приобретение новых знаний и впечатлений об истории своего поселка, области, страны, уважение к его традициям и обычаям.
2. Повышение уровня знаний у детей об экологии родного поселка, страны, охране природы, необходимости ее сбережения.
3. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, коммуникативных навыков.
4. Формирование навыков исследовательской деятельности, умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоци-ативного мышления.
5. Приобщение детей к культуре своего народа.
Для родителей :
1. Углубление знаний родителей о природном мире, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к природе, повышение уровня их компетенции.
2. Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Для педагога:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов, личностный и профессиональный рост.
2. Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме краеведческого воспитания детей путем внедрения дистанционных технологий.
3. Создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность работы по краеведческому воспитанию детей.
Критерии результативности программы :
• Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летней работы по краеведческому воспитанию (по результатам анкетирования).
• Отсутствие обоснованных (зарегистрированных) жалоб в вышестоящие органы от родителей.
• Повышение у дошкольников уровня экологических знаний и их применение;
• Потребность воспитанников к знаниям об окружающей их природе; истории своей родины, страны;
• Рост количества воспитанников – победителей, призёров олимпиад и конкурсов по краеведению.
• Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.
• Отсутствие фактов травматизма детей.
Принципы реализации программы
Принцип разностороннего развития личности
Принцип цикличности и систематичности
Оздоровительный принцип
Принцип индивидуальности
Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
Принцип общечеловеческого развития на основе местных традиций.
Принцип интеграции.
Принцип гуманизма
Принцип информативности.
Принцип взаимосвязи с семьей
Основные технологии
Дистанционные образовательные технологии;
Здоровье сберегающие технологии;
Развивающие технологии;
Личностно-ориентированные технологии;
Технология «ТРИЗ»;
Игровые технологии;
Технология исследовательской деятельности;
Технология портфолио дошкольника и воспитателя;
Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы реализации программы
Акции, челлендж;
Сюжетно-ролевые игры экологической направленности, спортивные игры;
Наблюдения за живой и неживой природой, практическая деятельность в природе;
Беседы, познавательное чтение, викторины и многое другое;
Опыты исследовательской деятельности;
Взаимодействие со службами и ведомствами:
Филиал МБОУ «СОШ №18» в п. Лондоко-завод (проведение совместных мероприятий);
ОГБУЗ «Теплоозерская ЦРБ» (прививки, наблюдение за здоровьем детей, витаминизация);
МКУК «Информационный культурно-досуговый центр п. Лондоко-завод»
Библиотека
Содержание программы
Программа «Наша Родина - Росссия!» краеведческого направления реализуется в течение всего летнего периода (с 1.06.20020 по 31.08.2020г) по блокам. Каждый блок имеет свои разделы, мероприятия каждого раздела предполагают постепенное изучение дошкольниками своего поселка, области, страны.
1 БЛОК: «Моя малая родина»
«Я и моя семья»
«Предприятия моего поселка»
«Природа – наш дом!»
«Мы гордимся!»
Задачи:
• Способствовать формированию у детей интереса к истории возникновения их семьи.
• Познакомить детей с предприятиями, находящимися на территории поселка, профессиями людей, работающих на этих предприятиях, воспитывать чувство уважения к трудящемуся человеку.
• Воспитание у детей чувства патриотизма, чувства уважения к памяти павших героев в ВОВ, чувства гордости и восхищения родным поселком и его соотечественниками.
• Формировать у детей интерес к семейным традициям, желанию их поддерживать и сохранять.
• Прививать любовь к природе, учить беречь и охранять ее.
2 БЛОК: «Я живу в ЕАО»
«Символика ЕАО»
«Города нашей области»
«Флора и фауна ЕАО»
«7 чудес ЕАО»
«Предприятия ЕАО»
Задачи:
• Познакомить детей с символами Еврейской автономной области.
• Познакомить детей с городами, находящимися на территории нашей области, их достопримечательностями.
• Познакомить детей с растениями и животными нашей области.
• Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
• Познакомить детей с «чудесами Еврейской автономной области».
• Расширить представления детей о предприятиях нашей области.
3 БЛОК: «Наша Родина – Россия!»
«Путешествие в прошлое и настоящее России»
«Путешествие по золотому кольцу России»
«Официальные и неофициальные символы России»
«Праздники России»
Задачи:
• Формировать знания об истории возникновения России.
• Познакомить дошкольников с особенностями жизни славян, их укладом, обычаями и традициями, с ремёслами древних мастеров.
• Формирование представлений у дошкольников о истории и культуре древних городов, вошедших в Золотое кольцо России
• Формировать представление о столице нашей Родины
• Познакомить с официальными и неофициальными символами России (герб, флаг, гимн, русская матрешка, самовар и т. д.).
• Познакомить с основными достопримечательностями городов России.
• Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дата проведения Тема недели Итоговое мероприятие
Понедельник 01.06 «Я и моя семья» Челлендж «Шариковый Бум»
Пятница 05.06. Выставка рисунков «Моя семья»
Четверг 11.06 «Предприятия моего поселка»
Онлайн - экскурсия «Особый вклад (Теплоозерский цементный завод)» https://www.youtube.com/watch?time_continue=88&v=nXZ6o2jv3GE&feature=emb_logo
Пятница 19.06. «Природа – наш дом!» Экологическая акция «Мусор Земле не к лицу!»
Пятница 26.06 «Мы гордимся!» Выставка рисунков «Военная техника ВОВ»
Пятница 03.07 «Символика ЕАО» Онлайн-презентация «Символы ЕАО» https://ppt-online.org/382325
Пятница 10.07
«Города нашей области»
Просмотр видео «Биробиджан и его достопримечательности»
https://www.youtube.com/watch?v=mgBWVYtEc3o&feature=emb_logo,
«Город Облучье» https://www.russia-open.com/regions/eastern/evrei/TurMar/Obluche/index.phtml
Пятница 17.07 «Флора и фауна ЕАО» Оформление альбома «Флора и фауна ЕАО»
Пятница 24.07 «7 чудес ЕАО»
Видео-презентация «Чудеса ЕАО» https://yadi.sk/i/nvN8WtN3bRHoa
Пятница 31.07 «Предприятия ЕАО» Конкурс рисунков «Профессии членов моей семьи»
Пятница 05.08 «Путешествие в прошлое и настоящее России» Викторина «Я люблю свою Россию»
Пятница 14.08 «Путешествие по золотому кольцу России» Оформление альбома «Золотое кольцо России – глазами дошкольника»
Пятница 21.08 «Официальные и неофициальные символы России» Конкурс чтецов "Воспеваю Родину свою. "
Пятница 29.08 «Праздники России» Выставка рисунков «Наша Родина-Россия!».
Праздник «До свидания, лето!»
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц Мероприятие Ссылки на электронные информационные ресурсы
июнь Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Консультация для родителей «Я и моя семья. Всё начинается с семьи"
Экологическая акция «Мусор Земле не к лицу!»;
Челлендж «Шариковый Бум»
Буклет для родителей «Умеем ли мы беречь природу?»
Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с родным поселком» https://www.maam.ru/detskijsad/-ja-i-moja-semja-vse-nachinaetsja-s-semi.html
группа WhatsApp,
https://mega-talant.com/biblioteka/buklet-umeem-li-my-berech-prirodu-84408.htmlhttps://www.youtube.com/watch?v=h09OhPKnpzw
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-poznakomte-rebenka-s-rodnim-poselkom-897895.html;
июль Консультация
«Научим детей любить живую природу!»;
«Здоровье всему голова»;
Конкурс совместного творчества с детьми «Профессии членов моей семьи» https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-nauchim-detei-lyubit-zhivuyu-prirodu.html;
https://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-zdorov-ie-vsiemu-g.html; группа WhatsApp, www.londoko-sad.ucoz.ru
август -Буклет для родителей : «Земля наш общий дом, природу вместе мы спасем!»;
Памятка для родителей «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине»
Праздник «До свидания, лето!»
-Консультация: «Не забывайте народные игры»;
Выставка рисунков «Наша Родина-Россия!»
- Фотоотчет «Наша Родина - Россия!»
Анкетирование «Удовлетворенность работой ДОУ в летний период» группа WhatsApp, www.londoko-sad.ucoz.ru
https://www.maam.ru/detskijsad/-ruskie-narodnye-tradici-kak-sredstvo-vospitanija-v-detjah-chuvstva-patriotizma-i-lyubvi-k-rodine-pamjatka-dlja-roditelei.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/06/11/konsultatsiya-dlya-roditele-ne-zabyvayte-narodnye
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
2. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет – СПб. :Издательство «Союз», 2009. – 336 с. – (Азбука развлечений).»
3. Возлинский, Г. М. Патриотизм есть чувство любви к Родине / Г. М
4. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» /под редакцией Виноградовой А. М. /, М., 1980
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России»
6. Лакоценин С. С. «Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика». Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ИП, 2012 – 288 с.
7. Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», М., 2005
8. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» : тематическое планирование, рекомендации/ – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
9. Мазнин И. А. «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей»
10. Мерзлякова С. И., Кондрыкинская Л. А «Дошкольникам о Москве», М., 2004
11. Нищева Н. В. «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ»
12. Осипова Л. Е., Зеленова Н. Г. «Мы живем в России», М., 2011
13. Окладника В. Н. ; Ил. Борисова Б. А., Гилярова А. В., Горячева В. А., Корнилова Л. В., Сичкарь А. Н «Большая энциклопедия животного мира: Науч. – поп. Издание для детей/. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 303 с.
14. Посашкова И. П., «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет» : информационно-методические материалы/ 2011. – 222с.
15. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду»
16. «Трудом преображенная земля: Еврейской автономной области – 75 лет.» – Хабаровск : Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009. – 160 с. : ил.
17. «Читаем в детском саду» Издательский Дом «Нева», М. : «ОЛМА ПРЕСС Образование», 2012, - 160 с.
18. Электронные ресурсы: https://infourok.ru/?emFyaXBvdmEtZWthdGVyaW5hLWN0dXR0ZHlm
https://www.maam.ru
https://pedportal.net
https://skazkoved.ru/
https://nsportal.ru/detskiy-sad
https://multiurok.ru/files
https://www.maam.ru
https://mega-talant.com
https://www.youtube.com
https://ppt-online.org
https://www.russia-open.com
https://yadi.sk