Ольга ---
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные читатели» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юные читатели»
для детей 5-6 лет
Срок реализации программы - 72 часа
Автор: учитель-логопед Кондрашина Ольга Евгеньевна
Содержание
№ п/п Страницы
1 Пояснительная записка 2
2 Учебный план 6
3 Календарно-учебный график 6
4 Содержание программы 6
4.1 Содержание курса «Юные читатели» 9
5. Планируемые результаты 12
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Юные читатели“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
5.3. Форма проведения итогов реализации программы 13
6 Оценочные и методические материалы 13
7 Организационно-педагогические условия 13
8 Методическая литература 14
Рабочая программа учебного курса «Юные читатели» 15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Уставом ДОУ № 6 г. Липецка.
Программа предназначена для воспитанников5-6 лет и направлена на обучение детей чтению.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в жизни.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка
Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 6 лет.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы :
• Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
• Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
• Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
• Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
• Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные читатели» предназначена для детей старшего возраста (5-6 лет).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (8 занятий в месяц).
Длительность занятия 25 минут.
Форма обучения – очная.
2. Учебный план
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные читатели» рассчитана на 72 учебных часа.
№ Наименование курса Количество часов
Формы аттестации
1. «Юные читатели» 72 Заключительное занятие
3. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса 1 год обучения
«Юные читатели»
Начало учебных занятий 18 сентября
Окончание учебных занятий 31 мая
Возраст учащихся 5-6 лет
Количество занятий в неделю 2
Количество часов в год 72
Продолжительность учебных занятий 25 минут
Режим учебных занятий вторая половина дня, 15.15-15.40
Сроки аттестации на последнем занятии по курсу
Форма организации групповая
4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Юные читатели»
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Работа со звуком и буквой
Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.
Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.
Последовательность элементов занятия:
1. Чтение загадки, рассматривание иллюстраций.
2. Выполнение упражнений для губ или язычка (элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.
4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают, а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
Для того чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.
- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении, а затем произнесите мягкий звук [Ф’] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква. Используется стихотворение про букву.
7. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
- игра «Волшебный мешочек» : педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.
8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.
Формы, методы и приемы реализации Программы
Методы и приемы, используемые на занятиях:
- словесные методы обучения: устное изложение; беседа;
- наглядные методы обучения: показ способа действия; работа по образцу.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
- объяснительно-иллюстративные методы обучения (при таком методе дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные методы обучения (в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске);
- проблемные ситуации.
4.1. Содержание курса «Юные читатели» (5-6 лет)
Тема занятия Формирование звукового анализа и синтеза Навыки чтения
«Знакомство со звуками и буквами»
«Звук и буква «А»
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков.
Понятие гласный звук. Знакомство дошкольников со звуком и буквой «А».
Определение позиции зв. [а] в словах (начало, середина конец, закрепление зрительного образа буквы «А»
Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям.
Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции звука.
«Звук и буква «У» Закрепление понятия «гласный звук». Знакомство со звуком [у]. Определение позиции зв. [у] в словах, закрепление зрительного образа буквы «У» Чтение сочетания «АУ», звуковой анализ сочетания
«Звук и буква «О» Закрепление понятия «гласный звук». Знакомство со звуком [о]. Определение позиции зв. [о] в словах, закрепление зрительного образа буквы «О» Развитие фонематических представлений. Чтение сочетания «АО», «АУО», «АОУ» звуковой анализ сочетаний.
«Звук и буква «И» Знакомство со звуком [и]. Определение позиции зв. [и] в словах, закрепление зрительного образа буквы «И» Развитие фонематических представлений. Чтение сочетаний пройденных гласных звуков.
«Звуки [м] и [м’], буква «М» Знакомство с понятием «согласный звонкий звук». учить дошкольников правильному произношению звуков [м] и [м’], закрепление зрительного образа буквы «М» Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм
Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му
«Звуки [к] и [к’], буква «К» Знакомство с понятием «согласный глухой звук» учить дошкольников правильному произношению звуков [к] и [к’], закрепление зрительного образа буквы К Чтение слогов: ак, ук, ок, ик, ка, ку, ко, ки.
Чтение слов: мука, Кама, кума, маки
«Звук и буква «Ы» Знакомство со звуком [ы], буквой Ы, определение 2позиции звука [ы]. Учить п2равильному произношению звука [ы], закрепление зрительного образа буквы Ы Чтение слогов: ым, ык, мы, кы
«Звуки [п] и [п’], буква «П» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звуков [п] и [п’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы П Чтение слогов и слов с известными звуками:
па, по, пу, пы, пи, ап, оп, уп, ып, ип, слов папа, пума, капа,и т. д.
«Звуки [т] и [т’], буква «Т» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звуков [т] и [т’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Т. Чтение слогов и слов: та, то, ту, ты, ти, ат, от, ыт, ут, ит; Тима, пита, катит, и т. д.
«Звуки [н] и [н’], буква «Н» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звуков [н] и [н’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Н. Чтение слогов и слов: на, но, ну, ны, ни, ан, он, ун, ин, ын; Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман
«Звуки [л] и [л’], буква «Л» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звуков [л] и [л’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Л. Чтение слогов и слов: ла, ло, лу, ли, лы, ал, ол, ул, ыл, ил, Лина, луна, Тула, малина и т. д.
«Звуки [в] и [в’], буква «В» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звуков [в] и [в’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы В. Чтение слогов и слов: ва, во, ву, вы, ви, ав, ов, ув, ыв, ив; вот, лов, вата, нива, мотив и т. д.
«Звуки [ф] и [ф’], буква «Ф» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звуков [ф] и [ф’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Ф. Чтение слогов и слов: фа, фо, фу, фы, фи, аф, оф, уф, ыф, иф; Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы
«Звуки [б] и [б’], буква «Б» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звуков [б] и [б’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Б. Чтение слогов и слов: ба, бо. бу,, бы, би, аб, об, уб, иб, ыб; бум, бом, бам, бим, банка, булка, бублик и т. д.
«Звуки [с] и [с’], буква «С» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звуков [с] и [с’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы С. Синтез слогов: са, со, су, сы, си…
Чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси
«Звуки [д] и [д’], буква «Д» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звуков [д] и [д’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Д. Чтение слогов: да, до, ду, ды, ди…
Чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди и т. д.
«Звуки [з] и [з’], буква «З» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звуков [з] и [з’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы З. Чтение слогов: за, зу зо, зы, зи…
Чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина и т. д.
«Звук [ш], буква «Ш» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звуков [ш], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Ш. Синтез слогов: ша, шу, шо, ши
Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши и т. д.
«Звук [ж], буква «Ж» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звуков [ж], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Ж. Чтение слогов: жа, жу, жо, жи, …
Синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди и т. д.
«Звуки [х] и [х’], буква «Х» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звуков [х] и [х’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Х. Чтение слогов: ах, ох, ух, ых, их…
Чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот и т. д.
«Звуки [г] и [г’], буква «Г» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звуков [г] и [г’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Г. Синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги…
Синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам и т. д.
«Звуки [р] и [р’], буква «Р» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звуков [р] и [р’], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Р. Синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри
Синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск и т. д.
«Звук [э] буква «Э» Закрепление понятия «гласный звук». Знакомство со звуком [э]. Определение позиции зв. [э] в словах, закрепление зрительного образа буквы Э. Синтез слогов: эр, эм, эн, мэ, нэ и т. д., слов эхо, мэр, сэр и т. д.
«Звуки [ц], буква «Ц» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звука [ц], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Ц. Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц
Синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица и т. д.
«Звук [ч], буква «Ч» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звука [ч], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Ч. Чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич
Чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок и т. д.
«Звук [щ], буква «Щ» Закрепление понятия «согласный глухой звук» учить правильному произношению звука [щ], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Щ. Чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ
Чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу и т. д.
«Звук [й], буква «Й» Закрепление понятия «согласный звонкий звук» учить правильному произношению звука [й], определение позиции звуков в словах, закрепление зрительного образа буквы Й. Чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий
Чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка и т. д.
Разделительный Ь, Ъ сформировать стойкие представления у дошкольников о букве [Ь] Слова для чтения (с «ь») : пень, мать, боль, топь, рысь
Разделительный Ъ сформировать стойкие представления у дошкольников о букве [Ъ] Слова для чтения (с «ъ») : съел, въехал, подъехал, объехал, съела
Буква Е Знакомство с буквой Е, объяснение о составе буквы, закрепление зрительного образа буквы Е Буква для чтения: «Е»
Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес и т. д.
Буква Ё Знакомство с буквой Ё, объяснение о составе буквы, закрепление зрительного образа буквы Ё Буква для чтения: «Ё»
Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.
Буква Я Знакомство с буквой Я, объяснение о составе буквы, закрепление зрительного образа буквы Я Буква: «Я»
Чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,
няня, ястреб.
Буква Ю Знакомство с буквой Ю, объяснение о составе буквы, закрепление зрительного образа буквы Ю Буква для чтения: «Ю»
Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.
Повторение Чтение слогов, слов, предложений. Задания на понимание прочитанного. Совершенствование фонематического слуха.
Повторение Чтение слогов, слов, предложений. Задания на понимание прочитанного. Совершенствование фонематического слуха.
Повторение Чтение слогов, слов, предложений. Задания на понимание прочитанного. Совершенствование фонематического слуха.
5. Планируемые результаты освоения Программы
Воспитанники должны знать и умет:
• различать понятия «звук», «буква»;
• алфавит;
• определять наличие и место заданного звука в слове;
• уметь составлять слова из слогов;
• иметь представление о предложении;
• уметь выделять последовательность звуков в простых слова;
• плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов;
• уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
• уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
5.1. Формы подведения итогов реализации программы
В ходе реализации Программы используются следующие формы подведения итогов: викторины, праздники, заключительное занятие.
6. Оценочные и методические материалы
Для определения результативности усвоения воспитанниками дополнительной общеразвивающей программы «Юные читатели» используются следующие формы промежуточной аттестации:
педагогическая диагностика, основанная на наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций, которые можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах (6-8 человек) (Приложение №1)
Педагог оценивает:
• ребенок различает понятия «звук» и «буква»;
• ребенок понимает гласный и согласный звук, умеет характеризовать звук (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой);
• ребенок умеет различать на слух различные звуки,
• ребенок умеет читать слоги, слова, предложения из2-3слов;
• ребенок умеет называть слова с определенным звуком.
7. Организационно-педагогические условия
Кадровые условия
Педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеразвивающую программу «Юные читатели», имеет высшее педагогическое образование, систематически повышает уровень квалификации (не реже одного раза в три года).
Материально – техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия организации работы кружка «Юные читатели» соответствует государственным и местным требованиям и нормам.
Технические средства обучения:
• магнитофон;
• видео и аудиоматериал;
• по необходимости используется проектор;
• переносной экран;
• ламинатор.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программа методически обеспечена пособиями с подробным описанием вариантов проведения каждого занятия, дидактическими материалами для детей и педагога, обеспечивающими возможность организации на занятиях предметных действий детей.
Учебно-методический комплект включает в себя:
1. Рабочие тетради для ребенка:
О. И. Крупенчук «Учим буквы». – СПб. : Издательский дом «Литера», 2018. – 64с.
2. Демонстрационный материал:
Н. Е. Арабекова Слова в картинках. Демонстрационные карточки для обучения детей грамоте. Выпуск 1. – Изд-во Гном, 2018
Н. Е. Арабекова Слова в картинках. Демонстрационные карточки для обучения детей грамоте. Выпуск 2. – Изд-во Гном, 2018
Н. Е. Арабекова Слова в картинках. Демонстрационные карточки для обучения детей грамоте. Выпуск 3. – Изд-во Гном, 2018
Н. Е. Арабекова Слова в картинках. Демонстрационные карточки для обучения детей грамоте. Выпуск 4. – Изд-во Гном, 2018
Н. Е. Арабекова Слова в картинках. Демонстрационные карточки для обучения детей грамоте. Выпуск 5. – Изд-во Гном, 2018
Н. Е. Арабекова Слова в картинках. Демонстрационные карточки для обучения детей грамоте. Выпуск 6. – Изд-во Гном, 2018
Н. Е. Арабекова Слова в картинках. Демонстрационные карточки для обучения детей грамоте. Выпуск 7. – Изд-во Гном, 2018
С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения.
3. Раздаточный материал:
Символы звуков
Методическая литература
Белоусова Л. Е. Ура, я научился! СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Буквы едут в гости к нам. (Азбука). – Москва «АСТ-Пресс», 1996 г.
Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.
Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : «Гном и Д», 2000.
Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : «Гном и Д», 2000.
Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М. : «Гном и Д», 2000.
Узорова О. В., Е. А. Нефедова. Учебное пособие «Учимся читать». ООО «Издательство АСТ», 2015 г.