Анна Козырева
Программа по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников «Необыкновенное в обыкновенном»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого воображения посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- развивать умение использовать нетрадиционные техники рисования для создания неповторимого художественного образа.
Публикация «Программа по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников „Необыкновенное в обыкновенном“» размещена в разделах
Развивающие:
-развивать творческую активность, способность мыслить креативно в любой жизненной ситуации, находить решения в нестандартных ситуациях.
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
-поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.
-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Конечный результат программы: выставка работ
Место реализации проекта: детский сад
Возраст: 3-4 года (младшая группа)
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся один раз в месяц. Всего 10 занятий.
Социальные партнеры:
-родители
Ресурсы
Информационные:
-наглядности
-необходимая литература
Материальные:
-изобразительные средства (карандаши, гуашь, акварель, кисти, губки, пальчики и т. д)
Актуальность:
Воображение – действительно необыкновенный психический процесс человека, загадочность этого феномена, состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения.
А. Ю. Немов писал: «Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "гомосапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире».
А ведь действительно, только представьте, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишить человека фантазии и прогресс остановится!
Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но, к сожалению, массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками. Мы, как педагоги должны помогать развивать воображение детей, помогать им творчески и нестандартно мыслить. Но как мы можем воплотить желаемое в действительность?
В достижении развития воображения нам поможет изобразительная деятельность, а точнее нетрадиционные техники рисования.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского воображения не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний, выплеснуть свои мысли и эмоции.
Я уверенна, что воображение эта та сфера, которую необходимо развивать у детей дошкольного возраста, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. А это главный результат в нашей дальнейшей работе.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
-«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
-монотипия;
-рисование по мокрой бумаге;
-рисование путем разбрызгивание краски;
-оттиски штампов различных видов;
-рисование жесткой кистью/губкой (тычок).
№ Название занятия Название техники Материалы
1 «Золотая осень» Тычок жесткой кистью Бумага, жесткие кисти, гуашь
2 «Рябина красна-ягодка» Рисование пальчиками, примакивание. Гуашь красная, зеленая; бумага;кисти
3 «Осень листья разукрасила» Монотипия. Отпечатывание листьев Бумага; гуашь; губки; листья
4 «Игрушечки на ёлочку» Монотипия. Печать пробкой. Бумага; гуашь; пробки; шаблоны елок
5 «Вьюга воет» Акварель по сырому Черный картон; акварель; кисти; вода
6 «Наш пушистый друг-белый медведь» Тычок губкой Синий картон; белая гуашь; губки
7 «Ночное небо, звездочки горят» Набрызг Бумага; гуашь; кисти; вода
8 «Жар-птица» Отпечаток ладошками Бумага; гуашь; кисти
9 «Прилетела в гости к нам божья коровка» Отпечаток пальчиками Шаблоны божьих коровок; гуашь; кисти
10 «Ура! Поспели фрукты! Давайте собирать корзинку»
Итоговая коллективная работа. Акварель + восковые мелки» Шаблоны фруктов; кисти; восковые мелки
Ожидаемые результаты:
-Развитие мелкой моторики рук
-Обострение тактильного восприятия
-Конценрация внимания
-Раскрытие творческого потенциала
-Развитие творческого воображения, фантазии.
-Умение изображать нетрадиционныими средствами свои собственные впечатления.
-Создание прекрасного своими руками.
-Умение применять теоретические знания в практической деятельности.
-Умение пользоваться нетрадиционным материалом самостоятельно.
-Совместная выставка работ детей при участии их родителей
-Использовать цвета для создания различных образов;
-Создавать композиции на листах бумаги разной формы;
-Передавать настроение в творческой работе;
-Комментировать свою творческую работу;
Формы работы:
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Проведение анализов работ
Отслеживание результатов:
1. беседы с детьми
2. выставки
Вывод:
Самое главное, в программе «Необыкновенное в обыкновенном» – это учет всех условий; системное, комплексное и целесообразное использование различных средств, техник — это важные составляющие для достижения поставленных задач.