Юлия Тоскина
Программа по коррекции познавательных процессов у детей старшей и подготовительной к школе групп «Всезнайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Цель: формирование познавательной сферы старших дошкольников
Задачи:
формирование навыков произвольного поведения;
обучение детей умению выражать свои мысли;
развитие восприятия, наблюдательности;
обучение приемам мнемотехники;
развитие образного и логического мышления;
развитие крупной и мелкой моторики.
Критерии отбора детей :
Проводится психологическая диагностика, в процессе которой определяются:
Публикация «Программа по коррекции познавательных процессов у детей старшей и подготовительной к школе групп „Всезнайка“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
соотношение мышления и речи ( методики: «Найди семью», «Рыбка», «Дополнение фраз»);
возможности восприятия ( методики: «Узнай, кто это», «разрезные картинки»);
наблюдательность (попросить ребенка описать картинку, отметить, сколько деталей он увидел);
образное и логическое мышление (методика «Последовательные картинки»);
возможности памяти (методика «Заучивание» 10 слов);
воображение (методика «На что это похоже?»);
общая осведомлённость («Нелепицы», «Времена года»);
крупная и мелкая моторика (методика «Езда по дорожке»).
Критерием отбора являются показатели ниже среднего уровня по трем и более параметрам.
Этапы программы :
Развитие восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики.
Развитие логического мышления, произвольной памяти и внимания.
На каждом этапе происходит развитие произвольного поведения, и формирование умения выражать свои мысли. Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий (не ниже среднего уровня).
Организация занятий:
Групповые занятия проводятся один раз в неделю. В них участвуют 3—4 ребёнка.
Продолжительность 20—25 минут.
Количество занятий: 25
Критерии эффективности программы :
Способность детей к обучению в школе.
Занятие 1
Цель: подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.
1. Приветствие:
Игра: «Знакомство» — дети по кругу называют свои имена, знакомятся с педагогом-психологом.
2. Основная часть:
1. Игра «Внимание, флажок». Дети стоят возле психолога, который показывает им три флажка разного цвета, каждому из которых соответствует определенное действие: красный — нужно подпрыгнуть, зеленый — хлопнуть в ладоши, синий — шагать на месте. По сигналу (поднятый флажок) дети выполняют соответствующее действие.
2. Игра «Что перепутал художник» (рисунок 1). Детям предлагают рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий в изображениях.
3. Игра «Сложи картинку». Детям раздают предметные картинки, разрезанные на 6 частей. Нужно сложить их без образца и составить небольшой описательный рассказ.
4. Игра «Лабиринт» (рисунок 2). Дети заблудились в лесу. Им нужно найти домик и не встретиться с волком. Сначала ребенок ведет по лабиринту пальцем, а затем карандашом.
5. Игра «Обведи и раскрась». Детям раздают трафареты животных. Нужно по контуру обвести животное, затем дорисовать и раскрасить.
6. Релаксация: «Волшебный сон» (приложение I).
3. Прощание:
Все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение и пожелание.
Игра «Улыбнись другу».
Занятие 2
Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, персептивных действий, творческого воображения, коммуникативных способностей.
1. Приветствие: «Знакомство». Игра «Поздоровайся радостно».
2. Основная часть:
1. Игра «Назови как можно больше…». Детям предлагают назвать как можно больше предметов определенного цвета и формы, находящихся в помещении.
2. Игра «Угадай на ощупь». Детям раздают мешочки с макаронными изделиями, крупой, горохом, фасолью, пуговицами, мелкими предметами и т. д. Нужно определить, что находится в мешочке. Дети могут советоваться друг с другом.
3. Игра «Найди такой же» (рисунок 3). Дети рассматривают рисунок. Среди четырех предметов в верхнем ряду необходимо найти такой же, как изображенный внизу, и объяснить, почему именно этот.
4. Игра «Дорисуй картинку» (рисунок 4). На листе бумаги изображены схематические рисунки и линии. Нужно дорисовать их, чтобы получилась сюжетная картинка. Можно предложить детям составить небольшой рассказ.
5. Коллективное составление сюжетной картинки из кубиков.
Детям предлагают рассмотреть кубики и сложить из них сюжетную картинку.
6. Релаксация: «Волшебный сон».
3. Прощание: игра «Улыбнись другу».
Занятие 3
Цель: развитие восприятия, творческого воображения, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.
1. Приветствие: Игра «Пожелания».
2. Основная часть:
1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика).
Гномик по лесу гулял, (указательный и средний пальцы «идут» по столу)
Колпачок свой потерял, (встряхнуть кистями рук)
Колпачок был непростым, (ритмичные удары пальцев рук друг о друга)
Со звоночком золотым!
Гному кто точней подскажет, (сжимание и разжимание кистей рук)
Где искать ему пропажу? (все повторить 2—3 раза)
2. «Соедини точки»
Дети рассматривают рисунок, стараясь разгадать, кто в нем спрятался. Посоветовавшись, они делают предположение, что нужно соединить их по порядку, ориентируясь на цифры от 1 до 10. Дети соединяют точки и разукрашивают рисунок, дорисовывают его, чтобы получилась сюжетная картина «В лесу». После выполнения рисунка, детям предлагается составить рассказ.
3. Игра «Танграм».
В продолжение темы детям предлагают составить зайчика из геометрических фигур. Образцом является его силуэтное изображение. Если у ребят возникают трудности в выполнении задания, можно дать им контурное изображение предмета.
4. Релаксация: «Волшебный сон».
3. Прощание: игра «Доброе утро».
Занятие 4
Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.
1. Приветствие: Игра «Пожелания»
2. Основная часть:
1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика)
2. «Разгладим платочки»
Каждый ребенок должен в 3—4 приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги — «разгладим платочки для лесных жителей».
3. Игра «Назови как можно больше…»
Детям предлагается назвать как можно больше предметов определенного размера и формы за окном.
4. Игра «Волшебный мешочек».
Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами.
5. Игра «Найди отличия» (рисунок 5).
Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий.
6. Релаксация: «Солнечный зайчик». (Приложение 2).
3. Прощание: Игра «Улыбнись другу».
Занятие 5
Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.
1. Приветствие: Игра «Конплименты».
2. Основная часть:
1. Игра «Кто больше завяжет узелков?»
На куске веревки (ленты) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.
2. Игра «Выложи фигуру» (рисунок 6).
Психолог предлагает детям рассмотреть образец, выделить в нем составные части, сложить из палочек, а затем зарисовать и раскрасить.
3. Игра «Найди такое же колечко».
Каждому ребенку дают пирамидку. Сначала они на скорость разбирают и складывают ее. Затем психолог показывает одно из колечек и просит детей найти такое же. Упражнение повторяется 2—3 раза.
4. Игра «Танграм».
Психолог предлагает детям рассмотреть контурное изображение «Парусника» и, ориентируясь на образец, составить его из набора геометрических фигур. В процессе работы он загадывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фигуру, следует предложить детям помочь друг другу.
5. Игра «Составим все вместе».
Дети коллективно складывают сюжетную картинку из кубиков, далее сочиняют по ней сказку или интересную историю.
6. Релаксация: «Солнечный зайчик».
3. Прощание: Игра «Добрые пожелания».
Занятие 6
Цель: развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности; создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу.
1. Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу».
2. Основная часть занятия:
1. Игра «Птицы и птенчики» (пальчиковая гимнастика).
Психолог говорит: «Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Дала им по одной гусенице (большие пальцы обеих рук поочередно прижать к остальным, по две букашки (одновременно два раза прижать большой палец к остальным) и по три мошки (три раза прижать большой палец к остальным). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (поочередно большим пальцем с силой почистить11 боковые края остальных пальцев)».
2. Игра «Нарядные бусы».
Детям предлагают нанизать бусы на мягкую проволоку. Дети по сигналу психолога начинают и заканчивают нанизывать бусы. Обменявшись «бусами», считают, кто больше нанизал бусинок — тот и победитель.
3. Игра «Назови как можно больше…»
Детям предлагают назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате. Ориентироваться нужно на их количество и величину.
4. Игра «Сравни картинки» (рисунок 7).
Необходимо найти как можно больше отличий, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться. За найденное отличие психолог дает фишку. По окончании игры дети подсчитывают фишки, у кого больше — тот и победитель.
5. Игра-шутка «Воробышки».
Детям предлагают превратиться в прыгающих воробышков. Они встают в круг, взявшись за руки, закрывают глаза, помолчав 3—5 секунд, открывают глаза, улыбаются и говорят друг другу спасибо.
6. Релаксация: «Спаси птенца». (Приложение 3)
3. Прощание: Игра «Добрые пожелания».
Занятие 7
Цель: развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.
1. Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу». Игра «Комплименты».
2. Основная часть:
1. Игра «Соедини точки и раскрась».
Дети с помощью карандаша соединяют точки, ориентируясь на их чередование. Они раскрывают секрет картинки (елочка, автомобиль, зайчик, дорисовывают и закрашивают их, объединяя в общий сюжет. Затем каждый ребенок придумывает интересную историю, которая произошла с его героями. Дети выбирают понравившуюся историю.
2. Игра «Ловкие руки».
Каждому ребенку дают по коробочке, в которой находится катушка свитками и карандаш. По сигналу психолога дети наматывают нить на карандаш и по сигналу останавливаются. Затем, согласовав свои действия со сверстником, делают следующее: один ребенок держит карандаш, а другой наматывает нить на катушку, затем меняются. Потом определяют, какая пара справилась быстрее.
3. Игра «Что перепутал художник»" (рисунок 8).
Детям предлагается рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться. За правильное выполнение правила и отличие ребенок получает фишку. По окончании игры определяется победитель.
4. Игра «Разрезные картинки».
Детей разбивают на 2—3 подгруппы, каждой из которых дают конверт с частями разрезной картинки и задание быстро сложить картинку. Какая группа справится с этим лучше? Начинают работать по сигналу психолога. При составлении картинки есть определенные трудности. Психолог умышленно меняет части картинок в конвертах. Например, у одной группы не хватает одной части, а в другой дети обнаруживают лишнюю.
Выполнив задание, каждая подгруппа должна составить по своей картинке рассказ или сочинить сказку. Определяется лучший рассказ или сказка.
5. Релаксация: «Спаси птенца».
3. Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу»