Любовь Захарова
Методическое пособие для детей средней и подготовительной групп «Дидактическая игра «Всезнайка — угадайка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ЯСЛИ-САД №352 Г. ДОНЕЦКА"
Методическое пособие для детей средней - подготовительной групп
«Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка!»
АВТОР
Захарова Любовь Владимировна, воспитатель, МДОУ «Ясли-сад № 352 города Донецка»
Актуальность:
Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает.
Никола Буало
Публикация «Методическое пособие для детей средней и подготовительной групп „Дидактическая игра „Всезнайка — угадайка“» размещена в разделах
Современные дошкольники, какие они? Этим вопросом задаются как родители и педагоги, так и ученые. Развитие технического прогресса, многочисленные изменения в обществе привели к тому, что современные дети разительно отличаются от ровесников из предыдущих поколений. Они уверены в себе, эмоциональны, хорошо информированы. Вместе с тем, им присущи тревожность, возбудимость, агрессивность, гиперактивность, неумение концентрироваться на каком- либо занятии. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Их называют «экранные дети». Замена общения между членами семьи на приобретение всевозможных гаджетов, просмотр телевизионных передач, прежде всего, влияет на психическое и речевое развитие дошкольников. В настоящее время наблюдается увеличение количества речевых патологий во всех возрастных группах, что отображается и на всестороннем развитии детей. Учитывая актуальность данной проблемы, опираясь на Типовую образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» и воспитательно-образовательную программу «Донбасс – мой край родной», нами была разработана дидактическая игра «Всезнайка – угадайка!» Данная разработка способствует развитию, как мышления, так и речи в неразрывной связи.
Цель: изучение, обобщение и закрепление программного материала, используя фронтальную форму организации обучения, организацию самостоятельной детской деятельности, работу в паре, в малых группах, посредствам использования методического пособия «Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка!». Подготовка детей к школе.
Задачи: развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативности, мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, умения из потока информации выбирать нужное; речи (активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли); формирование умения разгадывать загадки, читать предметно-схематические модели, символы, расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных качеств у предметов по их знаково – символическим обозначениям, заниматься кодировкой и декодировкой; воспитание коммуникативных способностей : выдержки, соблюдение правила во время игры, умения договариваться со сверстниками.
Описание особенностей, новизны.
Особенность этой разработки в том, что в игре применяются графические изображения - символы. Изображения объектов (предметов) используются по необходимости (как, например, служат ответами в дидактической игре «Памятники города Донецка»). Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов так, как символы максимально приближены к речевому материалу. Представленное пособие позволяет в игровой форме, расширить знания детей об окружающем мире, явлениях природы. В ходе игры происходит накопление материала по всем лексическим темам. Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка!» развивает фонематический слух, воспитывает звуковую культуру речи, способствует общеречевому развитию дошкольников; нацелена на развитие мышления детей, подготовки их к обучению в школе. Пособие универсально. Содержание игры может меняться и обновляться в зависимости от темы образовательной деятельности. Игроки - дети могут самостоятельно придумывать и изображать символы объектов, символы отрицания на карточках, что положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников. Данная игра используется как на занятиях, так и в индивидуальной, самостоятельной деятельности детей. Пособие «Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка!» способствует закреплению изученного программного материала в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» и воспитательно-образовательной программой «Донбасс – мой край родной».
Теоретическая часть:
Методическое пособие «Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка!» - авторская разработка. Игровой процесс способствует развитию навыков коммуникации в детском коллективе. Воспитатель, в зависимости от поставленных задач, выступает в роли организатора, партнера - организатора, партнера. Систематическое использование пособия с поэтапным усложнением позволит решить поставленные задачи и достичь одной из главных целей – развитие мышления и речи в неразрывной связи.
Практическая часть
Все представленные игры могут трансформироваться в зависимости от лексической темы за счет набора символов. В среднем возрасте в наборе 3 карточки – символы (помимо карточки - ответа, так как дети могут выделять 2-3 признака предметов. Старшие дошкольники оперируют сразу несколькими свойствами предмета, поэтому в наборе может быть 4-6 карточки – символы, а в подготовительной - до 7- 8 (включая карточки отрицания, двойные карточки - с 2 графическими изображениями свойств предмета, например: графические изображения книги и мифического персонажа - книга сказок; графические изображения животного, но не домашнего (перечеркнутое изображение дома) и т. д. В случае если, по мнению ребенка, существует дополнительный ответ, а отсутствует карточка, которая бы его символизировала, то он озвучивает свое мнение и, по желанию, изображает объект графически на пустой карточке.
На первоначальном этапе, педагог знакомит детей с символами, отбирает карточки для игры, предлагает карточку с заполненными секторами, исполняет роль ведущего. Когда дети овладевают правилами игры и имеют достаточный опыт, то отбором необходимого комплекта занимаются самостоятельно и могут на себя брать роль ведущего.
Выкладывание карточек может происходить не только на игровом поле, но и на доске, фланелеграфе, на столе перед игроками.
В подготовительной группе дети могут делать выводы и называть загадываемый объект без опоры на графические изображения. Важно, чтобы вопрос задавался четко и конкретно.
Важно: символы - отрицания вводятся со среднего дошкольного возраста, начиная с1символа. В подготовительной группе их может быть до 3-4.
Заключительная часть
Апробация представленного методического пособия «Дидактическая игра «Всезнайка – угадайка!» проходила в группе №3 МДОУ «Ясли - сад №352 г. Донецка», начиная со старшего дошкольного возраста, и носила долгосрочный характер. Использовалась она как игра для изучения, обобщения и закрепления программного материала. Поэтапно, у детей сформировались навыки расшифровки графической информации. Они стали более самостоятельны, организованы, повысилась инициативность, познавательная активность. Воспитанники стали выражать свои мысли более четко и правильно. Игра способствовала созданию дружелюбной, дружеской атмосферы в детском коллективе. Считаю, что поставленные цели - достигнуты, задачи - выполнены.
Список литературы
Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013.
Донбасс – мой край родной: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5–7 лет / Сост. Л. Н. Котова, Н. В. Губанова, Г. Ф. Бридько и др. – Донецк : Истоки, 2017.
От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Котова Л. Н., Невольник Н. И., Голяева Т. В., Горбачева Л. В., Липанова Е. И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.
Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (https://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.
Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21