Алена Ситникова
Программа по дополнительному образованию «Занимательная сенсорика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Турунтаевский детский сад «Росинка»
Программа по дополнительному образованию
«Занимательная сенсорика»
Средняя группа
2019-2020 год
Ст. воспитатель Ситникова А. А.
С. Турунтаево
2019
План кружковой работы
«Занимательная сенсорика»в средней группе
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Занимательная сенсорика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно, один раз в неделю – четверг. План кружка рассчитан на год. Возраст детей от 4 до 5 лет.
Пояснительная записка.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Цель кружковой работы:
Развитие умственных способностей у детей среднего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
• Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
• Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
• Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
• Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
Участники: Педагоги – воспитатель, дети (все дети группы, родители.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю (среда – 16.30) в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Ожидаемый результат:
• обогащение активного и пассивного словаря детей;
• познавательный интерес к НОД кружка;
• подготовка атрибутов для игр, НОД.
Подготовительный этап:
1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе
Заключительный этап:
1. Диагностика детей по сенсорному развитию в средней группе на окончание учебного года 2018-2019г.
3. Подведение итогов проекта (работы кружка).
Приложения:
1. Перспективное планирование.
2. Календарное планирование.
Приложение 1.
Перспективное планирование кружковой работы на (2019-2020г.)
Сентябрь.
1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
4. Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».
Октябрь.
1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.
2. «Кто где спит» - форма.
3. «Игра с мячами» - величина.
4. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.
Ноябрь.
1. Окраска воды – цвет.
2. Какой формы предметы в нашей группе.
3. Построим башню.
4. Лото «цвет и форма».
Декабрь.
1. «Украшение для ёлочки» - цвет.
2. «Новогодние елочки» - величина.
3. «Составные картинки» – форма.
Январь.
1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
2. Дидактическая игра «Магазин» - форма.
3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.
Февраль.
1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.
2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.
3. «Построим башню» - величина.
4. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.
Март.
1. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
2. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.
3. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.
Апрель
1. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
2. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.
3. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».
4. Игровые поручения – цвет и величина
Май.
1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.
2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.
4.
Приложение 2.
Календарное планирование кружковой работы.
Сентябрь
Занятие 1. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
Цель: Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета.
Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см, посередине белый квадрат (8/8см, на котором нарисована мышка (Мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см, игрушка – кошка.
Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10/8см, белые квадраты на них (5/5см, цветные квадраты (6/6см); по три домика и шесть «дверей» на каждого ребенка.
Ход занятия:
(Дети сидят кругом за столом вместе с педагогом).
Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры: «Знакомьтесь ребята – к нам мышки в гости пришли, у каждой есть свой домик. Давайте, назовем какого цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый). Мышки очень боятся кошки, и прячутся за дверцами, как только её увидят. У каждой своя дверь, вот видите у мышки в красном домике, красная дверь. У мышки в синим домике, синяя дверь. Давайте вместе подберет всем мышка их дверцы».
Дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.
Занятие 2. Дидактическая игра «Птичка в клетке».
Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. Формирование умения индификации формы.
Материал: Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга.
Ход занятия: (Дети садятся по кругу за столом с педагогом). Воспитатель показывает веселых геометрических человечков. – К нам гости пришли необычные геометрические фигуры, они вам улыбаются. Знакомьтесь, это круг, это овал, это квадрат, это треугольник, это прямоугольник. Возьмите их, обведите их пальчиком по контуру. У круга и овала нет углов, их сторона гладка, можно проводить пальчиком долго. А у треугольника, у квадрата, у прямоугольника есть углы, острые почувствуйте пальчиком.
(Педагог раскладывает лист для игры «Птички в клетке») – К нам птички прилетели и по клеткам сели, но они могут улететь, давайте закроем дверцы в их клетках. Только подбирайте правильную дверцу. Вот птичка в кругу ей нужна круглая дверца, а здесь птичка в квадрате – найдите её квадратную дверцу. (Педагог проводит игру со всеми детьми)
В заключение малышам предлагается подвижная игра «Птички и автомобиль».
Занятие 3. Дидактическое упражнение «Накорми мишек».
Цель: Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Развивать умение выделять параметры величины предметов.
Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям пойти в гости к трем медведям. Дети отправляются в путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками: через одну ручку мост пониже, через другую – выше. По низкому мосту дети легко переходят на другой берег, по высокому, страшно упасть в речку.
- Ну вот, мы пришли в гости к нашим медведям. Расскажем о своем путешествии, о том, как переходили через реку по мосту. – По какому мосту было легче идти, по какому труднее, почему – один мост низкий, другой – высокий. Ребята, а наши медведи тоже разные, один выше другой ниже, третий совсем низкий. Как можно еще сказать? – Один большого размера, второй среднего (или поменьше, а третий маленький.
Педагог объясняет правила дидактического упражнения: - Наши медведи собрались пообедать, но не могут решить, кому какую тарелку выбрать, чашку и ложку. Давайте поможем: для большого медведя выберите большую тарелку, для медведя по меньше (среднего) – тарелку по меньше, а для маленького медведя – маленькую тарелку. (по тому же принципу дети подбирают остальную посуду для медведей).
В заключение благодарные медведи играют с детьми в подвижную игру «Медведь и дети».
Занятие 4. «Найди такой же по цвету и по форме»
Цель: Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры трех форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.
Ход занятия. С цветом. Воспитатель раскладывает все цветные кубики и предметы (игрушки) разных цветов. Затем проводиться игра: педагог показывает образец (кубик одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет цвет предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра продолжается аналогично. С формой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы предмет и игрушки – круглой, квадратной, треугольной. Далее игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому, ребенку, к которому катит обруч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой - образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.
В заключение: на пол кладут два обруча, в один нужно принести круглой формы игрушки и красного цвета, в другой положить предметы квадратной формы и зеленого цвета. Можно повторить игру, задав другие параметры формы и цвета.
Октябрь
Занятие 1. Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».
Цель: Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы.
Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см, посередине белые «окошки» разные по форме (3 вида) (8/8см, на которых нарисованы зайцы (зайки домик, «дверцы» разной формы и соответствующего (10/10). Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветовые листы (10/8см, а «дверцы» (6/6см, а «окошки» (5/5см). По три домика и шесть дверей для каждого ребенка.