Оксана Сидорова
Программа по дополнительному образованию «Весёлая ритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлая ритмика».
Возраст детей, на который рассчитана программа : 3-5 лет
Срок реализации: 1 год, уровень ознакомительный.
Разработчик и педагог, реализующий программу : Сидорова Оксана Сергеевна,
музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 814 КДО № 672
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Весёлая ритмика“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Дополнительная общеразвивающая программа «Задорная ритмика» имеет художественную направленность.
Уровень программы- ознакомительный.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, сформировать эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Эстетическое восприятие – это «школа чувств» (Э. Кант, которые формируются благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. На первый взгляд, жизненные и музыкальные эмоции очень похожи и одинаково сильно переживаются индивидом. Но на самом деле, чувства, воплощённые в музыке, не всегда тождественны жизненным. Они всегда «опосредствованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связанных с устойчивым общественно-значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт ребёнка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к радости и горю других людей, проявит в соответствующих случаях сострадание, жалость, сочувствие, или наоборот, негодование, осуждение.
Актуальность программы определяется тем, что у детей дошкольного возраста, как правило, наблюдается недостаточный уровень развития ритмичности, зрительного и слухового внимания и памяти, координации движений.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Приоритетные задачи:
воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпо – ритмом музыки;
обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Педагогическая целесообразность.
Немаловажным фактором в формировании эстетического воспитания в музыкальной деятельности является организация музыкально-ритмических занятий, так как выразительная передача посредством движений, характера музыки, воплощение образного содержания движений в двигательной деятельности развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют процессы восприятия, а так же служат и задачами физического воспитания, происходит укрепление мышц; улучшается работа органов дыхания, кровообращения, совершенствуются двигательные навыки. Через движение с музыкой идёт активный процесс приобщения ребёнка к музыке, её пониманию.
Во взаимодействии музыки и движений главная роль принадлежит музыке. А движения – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность. Об этом говорят и специалисты, работающие с детьми. А. И. Буренина в своей книге «Ритмическая мозаика» говорит, что «эффект воздействия ритмики на детей идёт по возрастающей линии в направлении всё большего раскрепощения тела и духа ребёнка, поскольку способствует развитию творческого потенциала личности». Учёные В. М. Бехтерев и Б. Теплов говорили, что из средств музыкальной выразительности детьми наиболее легко выделяется и усваивается ритм. Чистякова в своей книге «Психогимнастика» утверждает, что «восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у детей. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, движения тела».
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, активизируются все творческие возможности ребёнка.
Новизна и отличительная особенность данной образовательной программы заключается в чередовании разных видов музыкально-ритмической деятельности, что дает возможность каждому ребенку проявить себя и наиболее полно реализовать свои креативные способности.
Построение системы занятий с дошкольниками ведется с учетом возрастных особенностей развития музыкальных способностей и индивидуальных характеристик музыкальности детей.
Необходимость в создании данной программы и её особенность заключается в том, что дети 3-5 лет ограничены небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений. В группы принимаются все желающие дети, без какого-либо отбора. Группы формируются по возрастному принципу.
Уникальность данной программы заключается в своеобразном сочетании двух воздействующих сторон на развитие ребенка:
1) физической (разностороннее воздействие на опорно-двигательный и мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы).
2) психической (эмоциональное воздействие не только средствами музыки и танца, но и образно-словесными упражнениями, логопластическими сюжетными композициями).
Физический тренаж без эмоционального взаимодействия для дошкольников исключается.
Психофизическая работа педагога с детьми на занятиях не только раскрепощает ребенка, но и развивает в нем эмоционально-волевой потенциал, уверенность в себе.
Занятия танцевальной ритмикой, в отличие от физических нагрузок мягко, щадяще и ненавязчиво в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, танцевальным и музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепоститься.
Цель программы :
всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка средствами танцевально-игровых технологий.
Задачи программы :
Образовательные :
• обучение основным элементарным навыкам музыкальной ритмики : различные виды ходьбы, бега, прыжков;
• обучение элементарным плясовым и танцевальным движениям;
• изучение элементарных пространственных представлений;
• изучение правил выполнения движений в соответствии с характером, темпом, ритмом;
• развитие чувства ритма;
• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
• воспитание правильной осанки.
Развивающие:
• развитие образного восприятия музыки и движений;
развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание; развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодичного, гармоничного, тембрового, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти;
развитие двигательных качеств и умений:
• развитие ловкости, точности, координации движений;
• развитие гибкости и пластичности;
• воспитание выносливости, развитие силы;
• формирование правильной осанки, красивой походки;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
• развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
• развитие творческого воображения и фантазии;
• развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительно деятельности, в слове.
развитие и тренировка психических процессов:
o тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
o развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Воспитательные:
развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
o воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
o воспитание умения вести себя в группе во время движения,
o развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
o формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Срок реализации – 1 год.
Программа предназначена для занятий с детьми 3-5 лет.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год. Продолжительность занятий не превышает требований СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет – не более 30 минут, включая релаксационные паузы.
Форма обучения по дополнительной программе - очная.
Планируемые результаты освоения программы
Дети должны уметь:
выполнять разнообразные движения в соответствии с темпом, ритмом, формой музыкального произведения;
проявлять интерес к самому процессу движения под музыку, выразительно передавать движением в пластике характер музыки, игровой образ.
Формы контроля: с целью определения результативности реализации программы используется педагогическое наблюдение. Результативность оценивается по девяти показателям, по трё хбалльной шкале: высокий уровень – 3б., средний уровень – 2б., низкий уровень – 1б.
Показатели: музыкальность, эмоциональная сфера, характерологические особенности, творческие проявления, внимание, память, подвижность нервных процессов, пластичность, координация движений.
Способы определения освоения программы.
Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений.
3 балла – правильное одновременное выполнение движений.
2 балла – неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
1 балл – неверное выполнение движений.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».
3 балла – умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
2 балла – движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.
1 балл – ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Наименование разделов, тем Общее количество часов В том числе Форма аттестации
контроля
Теория Практика
Вводное занятие.
Знакомство. 1 0,5 0,5 визуальное наблюдение
1 Музыкально-ритмические навыки 35 5 30 ч визуальное наблюдение
2 Навыки выразительного движения 34 4 31 ч визуальное наблюдение
3 Диагностика 2 0,5 1,5 Открытые занятия
ИТОГО часов
72 ч (занятия) 9,5
62,5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с группой. Техника безопасности, форма для занятий. Основы понятий «ритмическая гимнастика», «Виды ритмической гимнастики».
Практика: Выполнение упражнений «Марш», Лёгкий бег», «Потянулись высоко», «Ветерок». Игровая деятельность: «Кого встретил колобок», «Поезд».
Раздел 1. Музыкально-ритмические навыки
Теория: Основные понятия: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный, динамику (громко – тихо, регистр (высоко – низко, ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии); характер музыки и её настроение ( контрастное: весёлое – грустное, шаловливое – спокойное и т. д.);. Правила выполнения упражнений.
Практика: Движения под музыку со сверстниками, педагогом:
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба на четвереньках;
бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», "ручейки», и т. д.);
прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп «лошадки», подскоки (4-й год жизни);
Общеразвивающие упражнения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность, которые даются, как правило, на основе игрового образа;
Имитационные движения:
разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (весёлый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т. д.);
Плясовые движения:
простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочерёдное выставление ног на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание ног» и т. д.
Раздел 2. Навыки выразительного движения.
Теория: Пробуждать творческий интерес обучающихся к основам танцевального искусства.
1. Закрепление умения согласовывать танцевальные движения с музыкой.
2. Развитие музыкально-ритмических навыков.
3. Развитие воображения, координации движения.
4. Запоминать и соблюдать последовательность движений.
5. Воспитание чувств коллективизма, общей культуры поведения и трудолюбия.
6. Загадки и показ.
Практика:
Разминка.
Хлопки.
Прыжки.
Танцевальная связка «Зайцы встали по порядку».
Шаги по кругу.
Шаг на полупальцах.
Шаг на пяточках.
Шаг с выносом ноги на каблук.
Упражнения на полу на все группы мышц.
Танец «Весёлые лягушата».
Упражнение по диагонали зала.
Подскоки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата Название
темы Содержание занятий Количество
часов Репертуар
Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой. Техника безопасности, форма для занятий. Основы понятий «ритмическая гимнастика», «Виды ритмической гимнастики». Правила выполнения упражнений.
Практика: Выполнение упражнений «Марш», лёгкий бег», «Потянулись высоко», «Ветерок». Игровая деятельность: «Кого встретил колобок», «Поезд».
1 ч
Русские нар. мелодии в современной обработке, детские песенки и попевки.
сентябрь
Сентябрь
1.1 Прощание с летом
1.2
Здравствуй, осень
Теория: Признаки лета, воспоминания о летних играх и забавах. Сравнение лета и осени. Повторение правил выполнения упражнений.
Практика: Разминка круговая: ходьба по кругу, на носочках, пяточках, бег, прямой галоп, упражнения на развитие внимания, координации движений, пластики рук, отдельных групп мышц стопы чувства ритма. Танец «Пони», «Лодочка», игра «Тихо-громко», «Пароход».
7 часов Русские нар. мелодии в современной обработке для разминки, «Пони», «Лодочка» Суворовой, игра «Тихо-громко», «Пароход».
октябрь
2.1 Осенние забавы
2.2
Осенины, сбор урожая
Теория: Признаки осени, осенние праздники и народные забавы, урожай на грядке.
Практика: Разминка круговая: ходьба по кругу, на носочках, пяточках, бег, прямой галоп, упражнения на развитие внимания, координации движений, пластики рук, отдельных групп мышц стопы чувства ритма. Повторение пройденного материала. Танец-инсценировка «Колобок», игры «Птички и собака», «Тихо-громко».
8 часов Рус. нар. мелодии и песни в современной обработке для разминки. «Колобок» Суворовой, игра «Птички и собака».
ноябрь
Ноябрь 3.1 Осенний лес – в нём полным-полно чудес
3.2
Прощанье с осенью
Теория: сравнительная характеристика ранней и поздней осени в городе и в лесу.
Практика: Разминка круговая, боковой галоп вправо, танец-хоровод, повторение пройденного материала. Танец «Прялица», «Стирка», «Осенние листья», рус. нар. игра «Зайцы и лиса».
8 часов
Рус. нар. мелодии и песни в современной обработке для разминки, «Осенние листья», «Прялица», «Стирка» р. н. м. игра «Зайцы и лиса».
декабрь 4.1 Здравствуй, гостья Зима!
4.2
Зимние игры
Открытое занятие Теория: Признаки зимы, отличительные черты осени и зимы.
Практика: Разминка круговая, боковой галоп влево, танец-хоровод и танец-змейка, повторение пройденного материала поочередно. «Новогодняя полька» Суворовой игра «Птички и кошка», повторение раннее выученных. 8 часов
Рус. нар. мелодии и песни в современной обработке для разминки, «Новогодняя полька» Суворовой игра «Птички и кошка».
январь
Январь
5.1 Новогодние развлечения
5.2
Зимние игры
Теория: новогодние праздники, зимние игры и развлечения на свежем воздухе – правила поведения.
Практика: Разминка круговая, галоп вправо, влево, повторение пройденного материала, игры-имитация зимних видов спорта, танец-хоровод, змейка, шаг польки. Танец «Снежинки и снеговики», игры на внимание.
8 часов
Классическая музыка в современной обработке для разминки, «Снежинки и снеговики», игры на развитие внимания «Будь внимательным»
февраль
Февраль
6.1
Зимние развлечения
6.2
Прощанье с зимой.
Теория: сравнительная характеристика поздней зимы и ранней весны.
Разминка круговая, галоп вправо и влево, танцы на перестроения, повторение пройденного материала, танец «Добрый жук», игры (творческие импровизации –животные).
8 часов
Классическая музыка в современной обр. для разминки, «Добрый жук», песенки и попевки для изображения животных.
март
Март 7.1
Ранняя весна
7.2
Мамочке любимой пляшем и поём.
Теория: признаки ранней весны, приближение женского праздника – готовим сюрприз.
Разминка круговая, галоп, поскоки, танцы-перестроения, повторение пройденного, игры на выражение различных эмоций. Танец «Кнопочка», игра «Все мы артисты».
8 часов
Классическая музыка в современной обработке для разминки, рус. нар. мелодии, французская мелодия из к\ф, танец «Кнопочка» Суворовой, игра-психогимнастика «Все мы артисты».
апрель
Апрель 8.1
Весенние игры и забавы
8.2
Рус. нар. пляски-игры
Теория: народные весенние игры-забавы для детей.
Разминка круговая, галоп, поскоки, танцы-перестроения, повторение изученного материала, игры на внимание. Танец «Божья коровка», игра «Кот и мыши».
8 часов
Классическая и рус. нар. музыка в современной обработке для разминки, танец «Божья коровка», повторение выученных, игра «Кот и мыши».
май
Май 9.1
Весенние игры и забавы
9.2
Весну провожай - красно лето встречай! Теория: подведение итогов по выученному материалу. Практика: Разминка круговая, галоп, поскоки, танцы-перестроения, повторение ранее изученного материала, игры на развитие слухового внимания. Танцы «Курочка и петушок», «Божья коровка», «Кнопочка», «Стирка». Игра «Опаньки».
7 часов
Классическая и рус. нар. музыка в современной обработке для разминки, «Курочка и петушок» Суворовой, игра «Опаньки».
Итоговая аттестация Концертная программа 1 ч Открытое занятие
Итого 72 ч
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Музыкальный центр
2. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» - 7 дисков 3. Т. Суворова «Спортивные олимпийские танцы» - 2 диска
4. А. Буренина «Ритмическая мозаика» - 5 дисков
5. Библиотека классической музыки – 30 дисков
6. Сборник дисков семинаров-практикумов Т. Э. Тютюнниковой
7. Сборник дисков рус. нар. музыки для детей.
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Вводная
С помощью предлагаемого материала дети обучаются азбуке выражения эмоций, выразительным и разнообразным движениям :
упражнения, активизирующие внимание, память;
этюды на тренировку отдельных групп мышц («Психогимнастика» М. И. Чистяковой)
2. Музыкально-ритмическая разминка
В разминку входят элементы физической культуры, упражнения на развитие физического дыхания, слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, воспитание чувства ритма, развитие координации и темпа в движении. Музыкально-ритмические упражнения разучиваются и осваиваются в течении двух месяцев.
3. Основная часть занятия
Знакомство детей с элементами нового танца. Большую помощь в работе оказывают упражнения без музыки, то есть подготовительные упражнения. Основная задача – дать детям необходимые двигательные навыки, развить мышечное чувство, сформировать сознательное отношение к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счёт или в индивидуальном ритме. Они помогают принимать правильное исходное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов, формируют навыки построения и перестроения.
Используя образный рассказ, показ движений, при разучивании плясок и хороводов, педагог создает атмосферу заинтересованности, учит отражать изменения в музыкальном образе.
4. Игровая часть
Музыкальная игра поощряет стремление детей к самостоятельным импровизациям в свободных плясках, учит пластическому выражению игровых образов, формирует умение сочетать пантомиму, танец, пластику.
5. Заключительная часть
Включаются элементы психогимнастики для снятия эмоционального напряжения, возбуждения.
Основные навыки.
1. Развитие музыкальности:
воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;
развитие умения передавать в движении характер музыки и её настроение ( контрастное: весёлое – грустное, шаловливое – спокойное и т. д.);
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный, динамику (громко – тихо, регистр (высоко – низко, ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии, различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
2. Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба на четвереньках;
бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», ручейки», и т. д.);
прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп «лошадки», подскоки (4-й год жизни);
Общеразвивающие упражнения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность, которые даются, как правило, на основе игрового образа;
Имитационные движения:
разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (весёлый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т. д.);
Плясовые движения:
простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочерёдное выставление ног на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание ног» и т. д.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей:
воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов
развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т. д., т. е. контрастные по характеру настроения, например, «Зайчик испугался», «Мишка радуется мёду» и др. ;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным, формой (двухчастной) и ритмом музыки;
развитие воспитания, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь – по показу взрослого или старшего ребёнка.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать соответствие образа, переданное в музыкальном произведении и выражать это в пластике (контрастные эмоции);
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место.