Ирина Морозова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебная шкатулка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа
по дополнительному образованию
«Волшебная шкатулка»
для детей подготовительной группы №2,
возраст (6-7 лет,
ГБОУ Школа № 2073 ОП «Кленочек»
Составлена на основе образовательных программ :
• «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Волшебная шкатулка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
• Парциальной программы Комаровой Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество»
Педагог дополнительного образования : Морозова Ирина Валентиновна
Срок реализации: 2017- 2018 учебный год
Рецензент: Балашова И. Ю.
Москва, поселение Клёновское, с. Клёново, ул. Мичурина д. 6
2017-2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел…. 3
1.1. Пояснительная записка…. 4
1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной программы…. 4
1.1.2. Принципы и подходы к реализации рабочей программы…5
1.1.3. Возрастные особенности контингента воспитанников …. 6
1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы…6
2. Содержательный раздел….7
2.1. Содержание психолого-педагогической работы …7
2.2. Комплексно-тематическое планирование…8
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников…11
3. Организационный раздел….12
3.1. Распределение объема образовательной нагрузки---…. 12
3.2. Распределениеобразовательной деятельности…. 12
3.3. Организация предметно-пространственной среды …. 12
3.4. Методическое обеспечение ….13
4. Приложение
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие способностей в литературной, изобразительной, музыкальной деятельности, включение ребенка в культурно-познавательный процесс. Центральной задачей развития художественных способностей авторы видят:
• В развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в разных областях искусства
• Обучение выражать культурными средствами впечатления, представления об окружающем мире, отношение к этому миру путем создания художественных образов - это путь введения ребенка в культурное эстетическое пространство.
• Обеспечить дошкольнику возможность быть субъектом собственной активной деятельности, в процессе которой он сам и во взаимодействии с другими людьми (взрослыми и сверстниками) мог бы осмыслить стоящие перед ним задачи, вести самостоятельный поиск и находить решения.
Изобразительная деятельность занимает особое место в жизни ребенка.
Изодеятельность – это искусство отображать окружающее в виде художественного образа с помощью определенного «языка», имеющегося в культуре (линия, цвет, цветовой и линейный ритм, композиция).Создание детьми художественных образов действительности и обучение способам их изображения с помощью художественных средств.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Образовательные ситуации по программе
«От рождения до школы» направлены на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Данная программа базируется на положениях ФГОС о художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования. Занятия расположены по принципуот простого к сложному. Программа рассчитана на детей 6-7лет. Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Целью рабочей программы (далее в тексте – Программа) является создание в каждом возрасте специально образовательных ситуаций и использовать ситуации в естественной жизни детей, которые в максимальной степени развивают их общие способности в художественно –эстетической образовательной области.
Цели Программы реализуются через решение следующих задач:
– на развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и другими детьми по все образовательным областям.
- по созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;
- организация благоприятной развивающей предметно-пространственной среды,
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• Принцип активности. Характер активности дошкольника является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу.
• Принцип индивидуализации. Эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям ребенка.
• Принцип доступности. Учебный материал должен быть доступен ребенку при условии затраты им оптимального усилия для его усвоения.
• Принцип наглядности. Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы максимально использовать формы привлечения органов чувств ребенка к процессу познания.
• Принцип повторности. Отражает эффект постепенного формирования двигательного умения и специальных знаний через многократные повторения.
• Принцип системности. Основанием принципа является закономерность, раскрывающая зависимость эффекта обучения от степени целостности содержания педагогического процесса.
• Принцип последовательности. В основе принципа лежит преемственность задач, средств и методов обучения в пределах одного занятия и серии занятий.
Методы проведения занятий:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• наглядные
• практические
• игровые
1.1.3. Возрастные особенности контингента воспитанников
Возрастная периодизация контингента воспитанников подготовительной группы №2
«Пчелки» ГБОУ Школы №2073 ОП «Кленочек» составляет:
Возрастная категория Направленность группы Количество детей
6-7 лет Общеразвивающая 18
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми6-7лет в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы : принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
1.2. Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе дети :
• Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
• Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
• Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
• Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
• Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы : конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
• Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
• Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• Проведение выставок детских работ
• Мастер- класс для родителей
• Участие в творческом конкурсе с работами детей
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы кружка
Сентябрь
• Познакомить детей с особенностями работы кружка «Волшебная шкатулка».
• Учить организовывать свое рабочее место.
• Познакомить с разнообразными художественными материалами.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.
• Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.
• Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
• Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
Октябрь
• Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке.
• Формировать эстетическое отношение к предметам.
• Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
• Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.
• Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.
Ноябрь
• Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей.
• Закреплять умение пользоваться в работе техникой «тычки».
• Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров.
• Расширять представления о народной игрушке.
• Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
• Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования.
• Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку
• Воспитывать аккуратность в работе.
Декабрь
• Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России.
• Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.
• Развивать у детей замысел.
• Учить детей лепить пластическим способом из целого куска.
• Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотноскреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).
• Развивать у детей умение самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т. д. и украшать им вылепленное изделие.
• Воспитывать интерес к народному творчеству.
Январь
• Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле.
• Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий.
• Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи.
• Формировать отношение к произведениям народного искусства.
• Продолжать знакомить детей с народным искусством.
• Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки».
• Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».
• Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».
•
Февраль
• Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле.
• Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.
• Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.
• Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора.
• Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
• Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.
• нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.
• Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи.
• Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.
Март
• Познакомить детей с историей гжельского промысла.
• Учить выделять характерные особенности гжельского промысла.
• Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.
• Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью.
• Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть.
• Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
.
Апрель
• Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.
• Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего, рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.
Май
• Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.
• Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.
• Закрепить знания детей о матрёшке.
• Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров, владение мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.
2.2Комплексно-тематическое планирование работы кружка «Волшебная шкатулка»
Месяц Неделя Тема Дата
Сентябрь 1 неделя 1. Знакомство с работой кружка
«Волшебная шкатулка»
2. Народное искусство (виды) 5.09.2017
11.09.2017
2 неделя 1. Вечер потешек, р. н. песенок
2. Посиделки (в русской горнице) 13.09.2017
19.09.2017
3 неделя 1. Путешествие по народным промыслам
2. «Дымковская сказочная страна» (презентация) 21.09.2017
25.09.2017
4 Неделя 1. Составление узора на квадрате из основных элементов дымковской росписи
2.«Дымковские мастера». Роспись различных трафаретов 27.09.2017
29.09.2017
Октябрь 1 Неделя 1.«Конь» (дымка) лепка (просушка)
2. Роспись коня 03.10.2017
05.10.2017 .
2 Неделя 1.«Барынька (дымка) лепка (просушка)
2. Роспись барыньки
9.10.2017
11.10.2017
3 Неделя 1. «Ярмарка» (сюжетная композиция) дымковская роспись 17.10.2017
19.10.2017
4 Неделя 1. Знакомство с русским народным костюмом
2. «Ткань для сарафана» (рисование) 23.10.2017
25.10.2017 .
Ноябрь 1 Неделя 1. Гончарные мастеровые (рассказ о гончарном промысле)
2. Лепка кувшина ленточным способом 07.11.2017
09.11.2017
2 Неделя 1. Знакомство с филимоновской игрушкой, историей промысла
2. Прорисовывание отдельных элементов филимоновской росписи 13.11.2017
15.11.2017
3 Неделя 1. Раскраски (филимоновские игрушки)
2. Филимоновская коровка Лепка 21.11.2017
4 Неделя 1. Филимоновские свистульки.
Лепка
2. Раскрашивание силуэтов филимоновских игрушек
23.11.2017
27.11.2017
Декабрь 1 неделя 1. Знакомство с русскими народными играми
2. Разучивание русских народных игр 05.12.17 г.
07.12.17 г.
2 неделя 1. Заучивание потешек, русских народных песен
2. Знакомство с колыбельными песнями, прослушивание 11.12.17 г.
13.12.17 г.
3 неделя 1. Знакомство с каргопольской игрушкой, историей промысла
2. Прорисовывание отдельных элементов 19.12.17 г.
21.12.17 г.
4 неделя 1. Раскрашивание силуэтов.
2. Рисование «сказочная птица» 25.12.17 г.
27.12.17 г.
Январь 2 неделя 1.«Пришла коляда — отворяй ворота» Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.
2. Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё».
10.01.18 г.
16.01.18 г.
3 неделя 1. «Золотая хохлома» презентация
2. Хохломская роспись. Овладение приемами плетевой росписи. Упражнения: «кудрины», «травка»
18.01.18 г.
22.01.18 г.
4 неделя 1. Хохломская роспись. Листья, «травка-осочка», рисунок «лапочки» (упражнения)
2. Рисование ягод (рябины, смородины, приписка «травки». Хохломская роспись
24.01.18 г.
26.01.18 г.
Февраль 1 неделя 1. Узор на полосе (хохломская роспись)
2. Композиция на круге (хохломская роспись) 01.02.17 г.
05.02.17 г.
2 неделя 1.«Веселый городец». Знакомство с историей промысла.
2. Упражнения; дуги, штрихи, капельки, точки. Знакомство с понятием «оживки»
07.02.17 г.
13.02.17 г.
3 неделя 1. Рисование элементов городецкой росписи «купавка» и «бутон»
2. «Городецкая роза». Последовательность этапов изображения розы.
15.02.17 г.
19.02.17 г.
4 неделя 1.«Ваза с цветами». Освоение основных элементов городецкой росписи «розана» и «ромашки»
2.»Триада» (композиция из 3-х цветов) 21.02.17 г.
27.02.17 г.
Март 1 неделя 1. Знакомство с худ. промыслом «Гжельская керамика», освоение простых элементов росписи («капелька», листочки, веточки, лепестки)
2. Освоение техники гжельского письма-мазок с тенями 01.03.18 г.
05.03.18 г.
2 неделя 1. Традиционное изображение гжельского цветка
2. «Блюдце» (гжельская роспись)
7.03.18 г.
13.03.18 г.
3 неделя 1. Роспись чашки (гжель)
2. «Кумган». Составление композиции и роспись (гжель) 15.03.18 г.
19.03.18 г.
4 неделя 1. «Синяя птица» (гжель)
2. «Панно на разделочной доске» (гжель) 21.03.18 г.
23.03.18 г.
Апрель 1 неделя. Посиделки в русской горнице. Чтение былин, сказаний
Рисование по мотивам былин 03.04.18 г.
05.04.18 г.
2 неделя 1.«Гуляй, да присматривайся» Беседа о народных приметах и характерных признаках начала весны.
2.«Весна, весна, поди сюда!» Разучивание и пение закличек о весне, «Жаворонки, прилетите» хоровод игровой
9.04.18 г.
11.04.18 г.
3 неделя 1.«Ой ты, Масленица!» Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Слушание песен «И к нам весна пришла», «Вербохлест». 2. Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу» 17.04.18 г.
19.04.18 г.
4 неделя 1. Искусство Жостово, история промысла.
2. Рисование подноса 23.04.18 г.
25.04.18 г.
Май 1 неделя 1. Знакомство с вологодскими кружевами.
2. Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»
3.05.18 г.
7.05.18 г.
2 неделя 1. Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой.
2. Лепка медведя 9.05.18 г.
14.05.18 г.
3 неделя 1. Знакомство с семеновской матрешкой, историей промысла
2. Прорисовка отдельных элементов, создание композиций 15.05.18 г.
17.05.18 г.
4 неделя
1. Рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта.
2. Выставка готовых детских работ
. 21.05.18 г.
23.0518 г.
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников детей кружка
• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
• Привлечение родителей к работе кружка.
• Организация выставки рисунков (ноябрь, февраль, май)
• Просветительскаяработа с родителями в форме консультаций, наглядной информации.
3. Организационный раздел
3.1. Распределение объема образовательной нагрузки
№ Название темы Теория Практика Общее количество занятий
1. Знакомство с народными промыслами
(включая прорисовку элементов росписи)
10 10
2. Самостоятельное создание детьми декоративных
изделий:
Рисование
Лепка
44
10 54
3. Знакомство с устным народным творчеством 8 8
72
3.2. Распределение образовательной деятельности
День недели
Время
1 ,3 неделя
Вторник, четверг
16.30 -17.00
2,4 неделя
Понедельник, среда
16.30-17.00
3.3. Организация предметно-пространственной среды в подготовительной группе
Наименование оборудования
Количество
1. Альбомы 15
2. Краска гуашь 10
3. Кисти №5, 8 22
4. Кисти щетинные 22
5. Восковые мелки, пастель 2
6. Гелевые ручки 10
7. Салфетки бумажные 5
8. Краски акварель 22
9. Ватные палочки 3
10. Изделия народных мастеров 20
11. Стэки 1п.
12. Глина 10
13. Иллюстрации 10
14. Акварельные краски 22
15. Палитра 22
16. Таблицы с элементами различных росписей 12
17. Мольберты 2
3.4 Методическое обеспечение
1. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
2. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
3. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
4. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
5. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.