КРИСТИНА ЯКОВЛЕВА
Рабочая программа по дополнительному образованию «Хочу все знать»
▼ Скачать
"Хочу все знать"-рабочая программа по дополнительному образованию.
С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. Для этого природа одарила его познавательной активностью. Малыша интересует все, поэтому используя все доступные ему средства - взять в руки, попробовать - он стремиться к познанию мира. Познание - сложный процесс. Он включает в себя не только получение, переработку и усвоение определенного объема информации. Параллельно с этим процессом закладывается, вырабатывается определенное отношение к содержанию приобретенных знаний и представлений. Особое внимание в программе уделяется формированию у детей целостного взгляда на мир и место человека в нем, на восприятие ребенком себя как части целого мира, социума, микросоциума, и в то же время осознание ценности своей жизни и здоровья, сложности и богатства внутреннего духовного мира. Взаимодействие педагога и обучающихся строится в соответствии с основными положениями воспитательной концепции «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» М. И. Рожкова, П. В. Бейбородовой, которая рассматривает воспитание как педагогический компонент процесса социализации, предполагающий целенаправленные действия по созданию условий для разностороннего развития личности человека. Ребенок четырех-пяти лет может правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Малышу для познания необязательно только видеть и действовать. Взрослому достаточно рассказать о чем-либо, и ребенок сумеет усвоить информацию.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Хочу все знать“» размещена в разделах
Практическая значимость
2) Практическая значимость выбора темы «Хочу все знать», зависит от отдаленности нашего поселка от культурных центров нашей страны. Не у всех детей есть возможность посетить различные выставки, космодромы, железную дорогу и т. д. На дополнительных занятиях с детьми с помощью фильмов, картинок, презентаций и другого наглядного материала мы знакомимся с тем, что ребенок не может увидеть в повседневной жизни.
3) Связь с программой уже существующей
Основой для разработки программы кружка являются : Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и ряд методических разработок : «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровой, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной.
4) Новизна
Каждая программа создает рамки, новизна моей программы заключается в том, что она дает неограниченные возможности знакомство с предметами, явлениями и событиям
-в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;
-в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
-в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
5)Вид программы
Модифицированная, так как составлена на основе программы «Я познаю мир» Т. И. Грузик.
Программа кружка «Хочу все знать», для детей средней группы, разработана на основе методического пособия по познавательному развитию дошкольников «Познаю мир» (автор Гузик Т. И.).
Цель: Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей.
6) Задачи: 1. Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
2. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию первых избирательных интересов детей, выявлению самостоятельной активности детей.
7)Отличительные особенности программы
Данная программа рассчитана на возраст детей 4-5 лет. В течении года тематика может меняться по интересам детей. Программа нас не ограничивает в выборе тем и материала.
8) Ключевые понятия.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным
9)Этапы реализации программы
1. Диагностика. Наблюдение показало, что интересы детей выходят за рамки программы «Детство».
2. Создание программы
3. Апробирование
Апробирование программы в течении месяца показало, что нужно проводить дополнительные занятия для привития детям данных навыков.
10)Особенности возрастной группы, с которыми будет реализована программа.
Ребенок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в различных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности. Активно развивается внимание, память, мышление и воображение. У ребенка расширяется круг представлений о мире, он учится управлять собой, регулировать свое поведение, осваивает новые социальные отношения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности.
Дети данной группы задают очень много вопросов выходящих за рамки программы «Детство».Они любознательны, с интересом воспринимают новую информацию. Для поддержания интересов детей, я выбрала тему по дополнительному образованию «Хочу все знать».
Вид группы. Профильная.
Список детей.
1. Ерофеев Андрей
2. Чинчиков Костя
3. Курбатова Саша
4. Белюсев Артем
5. Левчук Денис
6. Троцкий Андрей
7. Гладышева Даша
8. Вертопрахова Катя
9. Молоков Никита
10. Кубасов Андрей
11)Режим занятий
18 занятий в год, 2 раза в месяц, один раз в две недели.
12) Прогноз результатов и их проверки
Обогатятся познавательные сферы ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
Сформируются условия, способствующие выявлению и поддержанию первых избирательных интересов детей, выявлению самостоятельной активности детей.
4. Учебно - тематический план
1) Последовательность тем по программе
1. Вода. «Весёлая капелька»
Почва «Земля матушка.
2. Свет. «Солнечный блик»
Тень. «Моя тень
3. Бумага. «Для чего?»
Железо. «Магнит»
4. Дерево. «Тонет не утонет?»
Камень. «Домик черепашке»
5. Мука. «Колобок – румяный бок»
Соль. «Тает, не тает»
6. Шампунь. «Прозрачный пузырь»
Мыло. «Кусает, не кусает»
7. Снег. «Чисто – грязно»
Сосулька. «Кап кап и нету»
8. Магнит. «Собери игрушки»
Вода. «Кто пьет воду?»
9. Зеркало. «Всё наоборот»
Ветер. «Деревья проснулись»
2) Сколько занятий идет на каждую тему
1 занятия на каждую тему
3) Соотношение ознакомительного и практического материала
Ознакомление с новым материалом 40% всего занятия,практическая часть-60%.
5. Содержание программы
1) Тема: Расширение кругозора детей под средством кружковой работы
2) Подтема
месяц подтема цель
сентябрь Вода. «Весёлая капелька»
Почва «Земля матушка 1. Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса).
2. Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
октябрь Свет. «Солнечный блик» Тень. «Моя тень» 1. Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов.
2. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека
ноябрь Бумага. «Для чего?» Железо. «Магнит» 1. Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение.
2. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы
декабрь Дерево. «Тонет не утонет?» Камень. «Домик черепашке» 1. Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку : тонет, плавает
2. Определить качества камней (вес, размер, цвет, форму, применение)
январь Мука. «Колобок – румяный бок»
Соль. «Тает, не тает»
1. Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму)
2. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы)
февраль Шампунь. «Прозрачный пузырь»
Мыло. «Кусает, не кусает»
1. Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость, о сфере её использования.
2. Аналогично с шампунью.
март Снег. «Чисто – грязно»
Сосулька. «Кап кап и нету» 1. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека
2. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
апрель Магнит. «Собери игрушки» Вода. «Кто пьет воду?» 1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.
2. Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
май Зеркало. «Всё наоборот»
Ветер. «Деревья проснулись»
1. Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение»
2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений,
.
3) Фомы занятий- кружковая работа
6. Обеспечение программы
Кадровое Воспитатель
Методическое (литература пособия
Методическая литература (см,список литературы,интернет ресурсы, из личного опыта
Материально техническое На базе группы, сбор материала совместно с детьми и родителями
Наглядно-методическое Фотографии, картинки, макеты,игрушки, репродукции картин
7. Список литературы.
Литература
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем : занятия с дошкольниками. М., 2002.
3. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 2004.
4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.
10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М. : ИНТОР, 2002– 128с.
2) Рекомендованный родителям
1. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем : занятия с дошкольниками. М., 2002.
2. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 2004.
3. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.