варвара чолпан
Рабочая программа по дополнительному образованию «Пишичитай-ка». Обучение грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная программа социально-педагогической направленности составлена на основе программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет в дошкольных учреждениях. В программе соблюдается переемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Пишичитай-ка“, Обучение грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Содержание программы делится на два этапа.
I этап имеет следующие задачи.
1. Развитие фонематического слуха,
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму,
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
II этап имеет следующие задачи:
1. Развитие звуко-буквенного анализа,
2. Развитие фонематического восприятия,
3. Формирование первоначальных навыков чтения,
4. Подготовка руки ребенка к письму.
Программа по обучению грамоте снабжена необходимыми материалами:
Технологией по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой,
Комплектом методических пособий к программе,
Рабочими тетрадями для детей 4-5 «От слова к звуку» и для детей 5-6 лет «От А до Я», Демонстрационным материалом по развитию звуко-буквенного анализа,
Сценариями учебно-игровых занятий.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Пишичитай-ка» имеет способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве». Программа опирается на федеральный закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный Комплексный подход требует взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания).Теоретический подход
основывается на представлении о закономерностях речевого развития
дошкольников. При личностном подходе рассматривается пр
оцесс обучения
детей с учтом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания).Теоретический подход
основывается на представлении о закономерностях речевого развития
дошкольников. При личностном подходе рассматривается пр
оцесс обучения
детей с учтом их психофизиологических особенностей.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в
школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения,а также способствует развитию мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Цель программы
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и
подготовки ихк усвоению грамоты, слоговому чтению.
Правильная
подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо
единиц письма (слогов, слов, букв, точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы
:
Образовательные :
-Формирование и развитие фонематического слуха
-Развитие произносительных умений
-Учить детей владеть звуковой стороной речи –
темпом, интонацией
-Знакомство со слоговой структурой слова
-Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
-Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
-Расширение словарного запаса детей
-Знакомить с графическим изображением буквы;
-Учить соотносить звук и букву;
-Формирование и развитие звуко -буквенного анализа
-Подготовка руки ребнка к письму
-Упражнять в аналитико-синтетической деятельности ;
-Формировать элементарные графические умения;
-Познакомить с изображением буквы;
-Упражнять печатать буквы, слоги (по образцу);
Развивающие:
-Развитие слухового восприятия
-Развитие графических навыков
-Развитие мелкой моторики
-Развивать
мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
-Развивать глазомер,четкой координации руки;
Воспитательные:
-Воспитание умения работать
-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
-Воспитаниенравственных качеств, а именно терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим
-Прививать элементарные гигиенические правила письма;
-Воспитывать усидчивость;
-Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. Длительность занятия 45 минут с учетом организационных моментов.
Программный материал по подготовке детей к обучению грамоте Развитие фонематического слуха у детей4-5 лет»
Основной материал изучения первого этапа— звучащее слово, слоговая структура слова, графическое изображение слова, правильное произношение звуков в слове, интонационное выделение звука в слове.
Программа первого этапа.
1. Развитие фонематического слуха.
- знакомство с терминами «слово» и «звук»,
-знакомить с тем, что слова звучат по-разному и похоже,
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С- СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж»,
«Ч», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги,
-познакомить с простейшим моделированием (слово можно обозначить прямоугольником,
-формирование умения различать твердые и мягкие согласные.
-учить определять и изолированно произносить первый звук в слове,
-учить способам интонационного выделения звука в слове,
2. Развитие графических навыков.
-рисовать вертикальные и горизонтальные линии,
-рисовать округлые линии,
заштриховывать различные предметы.
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
-способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
Перспективное планирование I этап октябрь-январь.
Октябрь.
1. Знакомство с многообразием слов, сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие, рисование иголок ежикам.
2. Знакомство с протяженностью слов, их звучанием: звонко, громко, тихо, знакомство с ритмом слова (деление слов на слоги, рисование солнышка
3. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.
4. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках, Игра «Пирамида».
5. Знакомство с моделированием слова, деление на слоги, рисование прямых линий, знакомство с листом в клетку.
6. Знакомство с многообразием слов, определение первого звука в слове, выделение голосом звука, рисование дорожек в тетради в клетку, заучивание стихотворения Я. Козловского.
7. Звуки «С-СЬ» («песенка большого и маленького насоса», знакомство с твердыви и мягкими согласными, подбор слов с элементарной рифмой, раскрашивание листиков у березы, заучивание стихотворения Г. Сапгира
8. Моделирование слова, рисование прямоугольников, деление слов на слоги, игра «Повтори ритм»,
Ноябрь
1. Звуки «З-ЗЬ» (песенка большого комара маленького комарика, знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам.
2. Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.
3. Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира. Игра «Пирамида», чтение небылиц, нахождение несоответствий.
4. Звук «Ш» (песенка ветра, рисование шариков, заучивание потешки, рисование узоров в тетради в клетку.
5. Звук «Ж» (песенка жука, моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко.
6. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С. Михалкова.
7. Звук «Ч», моделирование, нахождение различий в двух похожих картинках, заучивание потешки, рисование узоров в тетради.
8. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в похожих рисунках, заучивание потешки.
Декабрь
1. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотской.
2. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой.
3. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной
4. Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус
5. Звуки «К_КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса.
6. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, рисование чередующихся узоров в тетради в клетку.
7. Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.
8. Звуки «Д-ДЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.
Январь
1. Закрепление звуков «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, моделирование, раскрашивание предметов.
2. Закрепление. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, рисование узоров в тетради в клетку.
3. Закрепление. Звуки»Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений.
Показатели развития.
Ребенок
-произносит звуки изолированно,
-различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие слова,
-делит слова на слоги,
-дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно,
-определяет первый звук в слове (без призвука гласного)
-произвольно регулирует силу, темп, речевое дыхание,
-рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, видит линию на листе в клетку,
-выполняет упражнения для рук и кистей.
Программный материал по подготовке детей к обучению грамоте «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»
Основной материал изучения второго этапа — звуки, буквы, слова, предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами, предложениями.
Программа второго этапа.
-развития фонематического слуха,
-обогащение словарного запаса дошкольников,
-развитие грамотности
-умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать.
-развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Перспективное планирование второго этапа.
Февраль.
1. Знакомство с гласным звуком А. Схематическоеизображение в слове (красный квадрат в прямоугольнике) и буква «А». Графическое изовражение звука в слове. Различение звука и буквы. Рисование матрешек. Место звука в слове.
2. Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». рисование мячкий, написание буквы в клетке. Игра «Схема-слово»
3. Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».
4. Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».
5. Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».
6. Закрепление пройденного материала, написание и чтение слогов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».
7. Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама» и «мыло». Знакомство с ударением.
8. Звук и буква «Л». Написание буквы «Л», чте5ние слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».
Март
1. Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет»,
2. Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги»,
3. Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».
4. Буква «Я», написание буквы»Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.
5. Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слогов и их графическая запись.
6. Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».
7. Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».
8. Изук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».
Апрель
1. Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше», Чтение предложения.
2. Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г-К». написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово-схема». Составление предложения и его графическая запись.
3. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д-Т». Написание букв, чтение слогов, предложений. Игры «Загадки-отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».
4. Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы В-Ф. Написание букв, чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слова.
5. Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы З-С. Написание букв, чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слова.
6. Звуки «Х-ХЬ», буква «Х». написание буквы, чтение слогов, слов, предложений. Игры «подсажи словечко», «Закончи предложение».
7. Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв, чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.
8. Звуки «Ж-Ш». Написание букв. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема», запись и чтение слогов.
Май.
1. Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв, чтение слогов, стихотворение. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.
2. Звук и буква «Ц». Написание буквы. Чтение логов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».
3. Звук и буква «Й». Написание буквы. Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет. Слово, схема».
4. Буква «Ь». Написание буквы. Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».
5. Буква «Ъ». Написание буквы. Чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», Звук, буква, слово», «Найди букву».
6. Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки».
7. Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения. «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и напиши предложение», Игра «Подскажи словечко».
8. Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения. Знакомство с алфавитом.
Показатели развития.
К концу года ребенок может:
-знать буквы русского алфавита,
-писать буквы русского алфавита в клетке,
-понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»,
-определять место звука в слове,
-различать гласные, твердые и мягкие согласные,
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат)
-соотносить звук и букву,
-проводить звуковой анализ слов,
-читать слоги, слова, небольшие тексты,
-правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
-составлять предложение из двух, трех слов.
Список литературы.
1. Е. В. Колесникова. «Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Изд. «Ювента», М., 2007г.
2. М. Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте днтнй 4-5 лет» Творческий центр «Сфера», М. 2007
3. М. А. Полякова «Как научить ребенка читать и писать» Изд. «Айрис-пресс»,М. 2008 г.