Любовь Горявина
Программа по дополнительному образованию «Театральная деятельность «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по разделу «Театральная деятельность» По программе «Росинка» - В мире прекрасного Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. МБДОУ - д/с № 10 «Щелкунчик», старшая группа «А» Количество детей – 10
Пояснительная записка
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития. Новизна и оригинальность программы заключается в том, что впервые представлена система художественно - эстетического воспитания, основывающаяся на синтезе видов искусств и художественных видов деятельности :
• Музыка и музыкальная деятельность;
• Театр и театрализованная деятельность;
• Литература и художественно - речевая деятельность;
• Живопись, графика, скульптура и изобразительная деятельность.
Кроме того, программа предполагает использование нетрадиционных форм организации видов художественной деятельности. Особый акцент программы - творческая деятельность детей. И наконец, программа представлена в единстве с педагогической технологией.
1. Цели и задачи рабочей программы
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы :
воспитание эстетического восприятия детей;
приобщение к миру искусства;
развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности;
формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (имитации, мимике и пантомиме).
Способствовать развитию речевой функции, правильного произношения, фонематического слуха.
Активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, формировать умение вести диалог.
Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Основные положения программы - раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений. В основе программы естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству, к музыке, помощь ребенку через красоту в поиске пути к доброму, духовному. Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, на умение услышать, увидеть, почувствовать и сопереживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведении искусства, чтоб оно возвышало, воздействовало на творчество, побуждало к детским открытиям, к усвоению социального опыта. Методика работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений искусства – на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, народными промыслами, русской музыкальной культурой. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. Программа предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности.
Основные задачи по театрализованной деятельности в детском саду
• Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
• Участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок.
• Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности детей и других видов деятельности в педагогическом процессе.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед родителями и пр.). Эти задачи основополагающие, но они конкретизируются с учётом возрастных групп и вида театрализованных игр.
Старшая группа «А»
Театральная азбука
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства. Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Представьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками» и т. д. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.
Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.
Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм (углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, интерес к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности).
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т. e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
2. Требования к содержанию рабочей программы
Занятие проводится один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут. Общее количество занятий – 28.
Мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в апреле
Учебный план
Игры в кукольный театр. Познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток, с «живой» куклой, бибабо, пальчикового театра. Работать над речевым даханием детей, добиваться чёткой дикции, умении менять темп, силу звука; работать над интонационной выразительностью речи.
Игры-драматизации. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; учить чувствовать своего партнёра, стремиться подыгрывать ему.
Побуждать вживаться в изображаемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.
Мастерим для театра. Упражнять детей в изготовлении кукол для театра. Упражнять в изготовлении декорации (рисовать, оформлять аппликацией ит. д.). Изготавливать с детьми пригласительные билеты.
Интеграция: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
3. Планируемые результаты освоения программы
- воспитание в ребёнке готовность к творчеству; - развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фонтазии, воображения, быстроты реакции, инициативы, выдержки; - активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; - привитие навыков вежливого поведения; - воспитание зрительной культуры; - воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
4. Описание образовательной деятельности
- творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, ярко выраженная эмоциональность, способность сопереживать героям сказок, умение включаться в образ, находить наиболее выразительные средства для воплощения;
- обладание устойчивым интересом к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в театральных постановках, праздниках;
- умение преодолевать страх публичных выступлений.
Каждый ребёнок талантлив изначально, и театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театральной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
5. Описание методического обеспечения
ТСО 1. Компьютер, видеозаписи сказок. 2. Атрибуты, декорация к сказкам. 3. Костюмы, маски к сказкам. 4. Игрушки-заместители. Кукольные театры : Би-ба-бо, пальчиковые, теневые. 5. Сценарии сказок, инсценировки, загадки.
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Традиционные праздники и мероприятия проводятся в соответствии с годовым планом МБДОУ д/с №10 «Щелкунчик».
7. Организация предметно-развивающей среды
Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм набольшими подгруппами в 2-4 человека. Нужно помнить, что именно на шестом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех, местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят, необходимо подвесить колокольчики, погремушки или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше. Старший дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети шестого года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившие игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребё нка опытом: семья, магазин, детский сад, праздники, моряки, путешествие на дачу…
8. Список литературы
1. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002. 2. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. 3. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. 4. Поляк Л. Театр сказок. СПб. ,2001. 5. Маханёва М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007. 6. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991г. 7. Алянский Ю. «Азбука театра» М. :1998г.
8. Альхимович С. А. Театр Петрушки в гостях у малышей.
9. Вакуленко Ю. А. ,., О. П. Власенко. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду - Волгоград: Учитель, 2008.
Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник».
Информирование о проекте.
Октябрь
Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.
Ноябрь
Папка - передвижка «Что такое театр?»; «Кукольный театр»
Декабрь
Конкурс рисунков «В театре»
Январь
Папка – передвижка – консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Февраль
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»
Март
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка»
Папка - передвижка «27 марта - всемирный день театра»
Апрель
Помощь родителей в подготовке к спектаклю (изготовление костюмов, декораций)
Май
Помощь родителей в подготовке к спектаклю (изготовление костюмов, декораций)